отказаться от многих положений ортодоксального неолиберализма относительно присущих государству зол» (с. 68).
К.А. Фурсов
2011.02.016. БИННИНГСБЁ Х.М., ДЮПЮИ К. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТИ РАДИ ПОБЕДЫ В ВОЙНЕ: РЕАЛИЗАЦИЯ СОГЛАШЕНИЙ В ЛОМЕ В СЬЕРРА-ЛЕОНЕ.
BINNINGSB0 H.M., DUPUY K. Using power-sharing to win a war: the implementation of the lome ageement in sierra leone // Afrika spectrum. - Hamburg, 2009. - N 3. - S. 87-107.
Для прекращения гражданской войны в Сьерра-Леоне правительство и Объединенный революционный фронт (ОРФ) подписали соглашение, гарантирующее раздел властных полномочий и амнистию боевиков. Такие соглашения являются распространенным способом прекращения гражданских конфликтов. Авторы (Международный институт исследования проблем мира, Осло, Норвегия) исследуют вопрос: «Является ли заключение договора о разделе властных полномочий условием заключения мира или причиной продолжения насилия» (с. 87).
В 1991 г. в Сьерра-Леоне началась 11-летняя война между правительственными силами и ОРФ. К концу войны в 2002 г. погибло от 30 до 75 тыс. человек, тысячи подверглись пыткам и изнасилованию, пострадали от голода и эпидемий, были вынуждены бежать из зоны военных действий. Соглашение в Ломе от 7 июля 1999 г. гарантировало амнистию и раздел властных полномочий между правящей Народной партией Сьерра-Леоне (НПСЛ) и ОРФ (с. 88). Как подчеркивают авторы, после подписания договоров «споры о будущих назначениях ослабили и раздробили силы повстанцев; одновременно правящей партии удалось подписать соглашение, в рамках Конституции... превратив членов ОРФ в политическое меньшинство, входящее в кабинет министров» (с. 88).
Официальное начало гражданской войны в Сьерра-Леоне датируется 23 марта 1991 г., когда небольшая группа повстанцев под командованием Фоде Санко вторглась в эту страну с территории Либерии. Повстанцев было около 100 человек, большая часть из них были гражданами Сьерра-Леоне, прошедшими подготовку в Ливии или Либерии. Также в составе группы были либерийцы из Национального патриотического фронта Либерии (НПФЛ) и наем-
ники из Буркина-Фасо. Официальному правительству в борьбе с повстанцами помогали войска из Нигерии и Гвинеи (с. 89). К концу 1991 г. ОРФ контролировал многие алмазодобывающие шахты на юге и востоке страны, быстро справившись с сопротивлением правительственной армии, которую последний довоенный президент Джозеф Момо прекратил финансировать. Недовольные правительственные солдаты свергли Д. Момо в 1992 г. и страну возглавил Национальный временный правящий совет (НВПС). НВПС заключил контракт с частной военной компанией (ЧВК) «Экзэкьютив ауткамс» из ЮАР, расплачиваться предполагалось долей в алмазодобыче. Несмотря на успешное наступление наемников к 1995 г., ОРФ продолжал удерживать значительную часть страны.
Как во время переговоров в Абудже в 1996 г., так и во время переговоров в Ломе в 1999 г. основными требованиями лидеров ОРФ были раздел властных полномочий, предоставление поста вице-президента лидеру повстанцев Санко и вывод из страны иностранных войск. Во время переговоров 1996 г. у правительства было военное превосходство, и оно отказывало повстанцам в их требованиях, в результате Санко был вынужден подписать соглашение, в котором «не предусматривались ни раздел властных полномочий, ни предоставление ему поста вице-президента» (с. 94).
Очередной переворот в 1996 г. сместил главу НВПС. В феврале 1996 г. были проведены демократические выборы, при этом ОРФ принял решение не принимать в них участия. Выборы выиграл Ахмад Тиджан Кабба - глава НПСЛ. Вооруженную поддержку Каббе обеспечивали Силы гражданской обороны (СГО), состоящие из этнических ополчений. Они принимали участие в боевых действиях с начала гражданской войны. Правительство Сьерра-Леоне и лидеры ОРФ встретились для переговоров в Абиджане в феврале 1996 г. Договор о прекращении огня был подписан в марте, обсуждение деталей продолжилось до июля, окончательное мирное соглашение было подписано 30 ноября 1996 г.
В результате военного переворота 1997 г. президент Кабба был вынужден бежать в Гвинею. Революционной совет вооруженных сил (РСВС) пригласил представителей ОРФ войти в правительство. 10 марта 1998 г. президент Кабба вернул власть при поддержке миротворцев Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС) - ЭКОМОГ, но ОРФ и РСВС продолжили со-
противление международному контингенту и правительственным силам. Повстанцы продолжали контролировать значительную часть страны. В январе 1999 г. они провели операцию «Ничего живого», пытаясь захватить столицу Фритаун. Солдаты ЭКОМОГ отбили наступление (с. 90). Бывшие боевики ОРФ, опрошенные в сентябре 2008 г., отрицали, что ОРФ участвовал в нападении на столицу, предполагается, что основную массу нападавших составляли боевики «Вэст сайд бойз» - одного из ополчений, входящий в РСВС.
Президент Кабба начал переговоры с ОРФ, когда возникла вероятность вывода из страны нигерийских войск после выборов в Нигерии в феврале 1999 г. Нигерийские войска составляли 90% сил миротворцев ЭКОМОГ в Либерии и их вывод делал победу правительства в войне невозможной. В апреле 1999 г. 70% территории Сьерра-Леоне находились под контролем повстанцев, также под их контролем находилось и шоссе, связывающее столицу Фритаун с другими районами страны (с. 94). Санко был приговорен к смерти за участие в перевороте 1997 г., президент Кабба посещал его в тюрьме и также разрешил посещение военным лидерам и дипломатам.
Переговоры начались в Того в мае 1999 г. Договор о разделе властных полномочий был подписан в столице Того Ломе 7 июля того же года. Несмотря на это военные действия между боевиками и правительственными войсками, миротворцами ЭКОМОГ и солдатами миссии ООН в Сьерра-Леоне (ЮНАМСИЛ) продолжились. Соглашение полностью утратило силу после похищения боевиками ОРФ 500 миротворцев ЮНАМСИЛ. В результате Санко и ряд других представителей ОРФ в правительстве были арестованы и лишились своих постов (с. 91)
В начале июня 1999 г. было принято решение по военным и гуманитарным проблемам, но освобождение и статус Санко и требования о разделе властных полномочий на переходный период оставались под вопросом. Переговоры продолжались все лето, окончательно договор был подписан 7 июля 1999 г. Согласно ему предусматривалось создание широкой коалиции: в кабинете министров из 18 членов четыре министерских поста и четыре поста замминистра получали представили ОРФ. Также предусматривалось, что «те экс-комбатанты... пожелавшие войти в новые преобразованные национальные вооруженные силы, могут сделать это, при
условии, что они будут соответствовать предъявляемым требованиям» (с. 96).
Наибольшим достижением для ОРФ был предоставленный Санко пост главы новой Комиссии по управлению стратегическими ресурсами, национальному восстановлению и развитию (КУСРНВР), этот пост соответствовал статусу вице-президента. Хотя требования признания контроля ОРФ и РСВС над определенными регионами не были включены в соглашение в Ломе, пост Санко де факто означал контроль над районами севера и востока, богатыми алмазами. По мнению авторов, «возможно пост Санко был единственным сильным аргументом для ОРФ при подписании договора» (с. 96).
21 октября 1999 г. три представителя ОРФ и один РСВС были включены в новый кабинет президента Каббы, двумя днями позднее Санко был назначен председателем КУСРНВР. В течение нескольких месяцев после этого Санко и Корома ездили по стране, часто вместе, призывая своих сторонников участвовать в Программе разоружения, демобилизации и реинтеграции (ПРДР). Также они сопровождали президента во время его поездок за рубежом. Через месяц после включения в кабинет министр торговли и промышленности член ОРФ Майк Ламин представлял Сьерра-Леоне на встрече членов Всемирной торговой организации (ВТО) в США. Соглашение гарантировало амнистию всем боевикам и коллаборационистам. Относительно этих пунктов представитель ООН сделал оговорку «амнистия не касается виновников геноцида, преступлений против человечности, военных преступников и других нарушителей международных гуманитарных законов» (с. 96).
Согласно соглашению «правительство Сьерра-Леоне выделит министерские должности представителям ОРФ... следующим образом: одну из высших министерских должностей - финансы, иностранные дела, суд, три другие министерские должности» (с. 97). В действительности представители ОРФ получили посты министров торговли и промышленности; землепользования, домостроительства и центрального планирования; энергетики; туризма и культуры.
По соглашению в Ломе гарантии давались только ОРФ - другие повстанческие движения не получали почти ничего. Несмотря на постоянные заявления лидеров ОРФ и РСВС о единстве их движений, в 1999 г. после вторжения во Фритаун между группировка-
ми начались бои. В октябре 1999 г. при вытеснении силами ОРФ боевиков РСВС из Макени также возникли столкновения. Существовали проблемы и внутри самого ОРФ: один из его главных полевых командиров Сэм Бокари отказался сдавать оружие нигерийским солдатам, вне зависимости от того, были ли они миротворцами ЭКОМОГ или ООН. Опасаясь, что Санко убьет его, Бокари в декабре 1999 г. бежал в Либерию.
В провинциях продолжались бои между повстанцами, правительственными войсками и миротворцами. Последней датой разоружения для 45 тыс. повстанцев считалось 15 декабря 1999 г., но к концу января 2000 г. только 13 тыс. человек сложили оружие. Разоружение шло крайне медленно, усилия по интеграции бывших повстанцев в армию были очень незначительными. Санко «неистово протестовал против размещения миротворцев ООН, считая это нарушением соглашения в Ломе, несмотря на то, что пункт XVI соглашения предусматривал присутствие миротворческих сил» (с. 98). Солдатам ООН дали прозвище «стражи пляжей», лидер ОРФ заявлял, что миротворцы заинтересованы только в местных женщинах, а деньги на их содержание лучше отдать его сторонникам.
Правительство выигрывало от споров между лидерами ОРФ и РСВС, а лидеры повстанцев оказывались почти заложниками в столице. К ранней осени 2000 г. ОРФ продолжал контролировать 50% территории Сьерра-Леоне и 90% алмазных шахт (с. 103), но численность повстанцев постоянно уменьшалась. Весной и ранней зимой 2000 г. бои все еще продолжались, особенно активны были боевики ОРФ, они захватывали миротворцев в плен, похищали у них оружие, оборудование и продовольствие.
События достигли решающей стадии 20 мая 2000 г., когда боевики ОРФ похитили 500 замбийских солдат ООН в Макени. Массовая демонстрация граждан возле дома Санко во Фритауне призывала его отпустить миротворцев и прекратить наступление на Фритаун - позднее информация о наступлении не подтвердилась. Члены ОРФ открыли огонь по манифестантам, убив 21 человека, Санко бежал из страны, через 10 дней он был пойман и помещен в тюрьму. Другие члены ОРФ также были арестованы. Программа разделения власти просуществовала меньше года после подписания договора.
Окончательное соглашение о прекращении огня и демобилизации было подписано в Абудже (Нигерия) 18 января 2002 г. В мае 2002 г. были проведены президентские и парламентские выборы. Кабба был переизбран, его партия НПСЛ получила 83 из 112 мест в верховном законодательном органе. Партия ОРФ - ОРФП не получила ни одного места в парламенте, 24 тыс. боевиков ОРФ и 37 тыс. боевиков СГО разоружились до выборов. Раздел властных полномочий между существующим правительством и повстанческими группировками означает, что «дорога к государственной власти оказывается закрытой для политических игроков, не принимающих участия в насилии» (с. 92).
Среди требований альянса ОРФ и РСВС были: создание на четыре года переходного правительства с функцией разделения властных полномочий; вывод всех иностранных войск; принятие на службу в армию повстанцев; признание контроля альянса над некоторыми регионами. В результате предварительных консультаций правительства «рекомендовалось создание Комиссии по укреплению мира (КУМ), при этом отрицалась любая форма раздела властных полномочий с ОРФ и РСВС» (с. 95). В речи, открывавшей подготовительную конференцию, Кабба отрицал любую форму раздела властных полномочий.
Конституции отдавался приоритет над мирным соглашением. Законной политической властью признавалось правительство. Переходный период должен был быть очень коротким. В соответствии с требованиями конституции проводить выборы следует каждые пять лет, следующие выборы должны были состояться в 2001 г. По мнению авторов, «лидеры ОРФ неправильно оценивали поддержку граждан и полагали, что они выиграют выборы» (с. 101), частично это может быть объяснено значительностью поста, полученного Санко. Один из правительственных чиновников заявил, что «переговоры пошли быстрее, когда Санко получил пост председателя КУСРНВР» (с. 101). Санко мог бы получить много голосов на президентских выборах 2002 г., если бы не был заключен в тюрьму. Он добивался хороших результатов при распределении средств, выделяемых на образование и здравоохранение в районах, контролируемых ОРФ, но из-за жестокостей в отношении мирного населения ОРФ получал мало поддержки.
Как подчеркивают авторы, «согласившись разделить власть с ОРФ и РСВС правительство добилось... чтобы лидеры ОРФ оказались в столице, где к ним была приставлена правительственная охрана» (с. 102). В приграничных районах на боевиков ОРФ нападали гвинейские военные, к марту 2002 г. численность контингента ООН достигла 17 544 человек. Международный запрет на торговлю «кровавыми алмазами» привел к уменьшению финансовых возможностей ОРФ. После введения английского контингента и оказания им помощи правительственным войскам, «множество членов ОРФ убедились в невозможности победить» (с. 103).
По мнению авторов, при заключении подобных мирных договоров «у посредников и третьих сторон было два выбора: или предоставить достаточную финансовую, дипломатическую и политическую поддержку одной из сторон, или обеспечить достаточно уступок, чтобы повстанцы сложили оружие» (с. 104).
В. С. Олишевко
2011.02.017. ГИТОНГО Дж. СТРАХ И НЕНАВИСТЬ В НАЙРОБИ. ПРОБЛЕМА ПРИМИРЕНИЯ В КЕНИИ.
GITHONGO J. Fear and loathing in Mairobi: The Challenge of reconciliation in Kenya // Foreign affairs. - N.Y., 2010. - Vol. 89, N 4. -P. 2-9.
После резни в феврале 2008 г. тысячи кенийцев погибли, 300 000 человек были согнаны с места жительства, пишет автор статьи (генеральный директор треста «Инука Кения» и глава неправительственной организации «Туауэза» в Кении). С тех пор люди переезжают из крупных городов в регионы, управляемые их кланами, в поисках укрытия. Это свидетельствует о полном недоверии государству в отношении способности защищать своих граждан.
В глазах Запада Кения длительное время была собирательным образом всего позитивного, что есть в Африке: «Кения с ее англизированным городским населением, современными городами и относительно хорошо развитой инфраструктурой. невероятно успешная индустрия туризма в стране завораживающей красоты и атлетов мирового уровня».
Политический кризис 2008 г., последовавший за выборами, привел к формированию коалиционного правительства, в которое