Научная статья на тему '2011. 01. 018. Соко М. , Балчин Н. Политика ЮАР по отношению к Зимбабве: связь между внешней политикой и коммерческими интересами? Soko M. , Balchin N. South Africa's policy towards Zimbabwe: a Nexus between foreign policy and commercial interests? // South African j. of intern. Affairs. - Johannesburg, 2009. - Vol. 16, n 1. - p. 33-47'

2011. 01. 018. Соко М. , Балчин Н. Политика ЮАР по отношению к Зимбабве: связь между внешней политикой и коммерческими интересами? Soko M. , Balchin N. South Africa's policy towards Zimbabwe: a Nexus between foreign policy and commercial interests? // South African j. of intern. Affairs. - Johannesburg, 2009. - Vol. 16, n 1. - p. 33-47 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
57
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗИМБАБВЕ ЭКОНОМИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Олишевко В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 01. 018. Соко М. , Балчин Н. Политика ЮАР по отношению к Зимбабве: связь между внешней политикой и коммерческими интересами? Soko M. , Balchin N. South Africa's policy towards Zimbabwe: a Nexus between foreign policy and commercial interests? // South African j. of intern. Affairs. - Johannesburg, 2009. - Vol. 16, n 1. - p. 33-47»

прихоти в любую минуту отправиться в политическое - или даже физическое - небытие. Мотив ненадежности арабских правительств - с которыми ни о чем нельзя договориться, да и стоит ли, ввиду их слабости, - стал весьма расхожим в американской прессе.

Памятуя о предостережении Дж. Оруэлла, указывавшего на опасность механического и бездумного применения созданных кем-то другим словесных формул, следует пристально вглядеться и в данный феномен: «... конструкция ... высвечивает переменчивую в своих настроениях толпу, пребывающую в оппозиции к правительству, часто деспотическому в своих проявлениях, и оставляет в тени весомый и немаловажный сегмент арабского общественного мнения, не являющегося ни иррациональным, ни склонным к насилию... Простые люди в арабских странах - подобно тому, как это имеет место и где-либо еще, - не обладают политической властью, однако подчас энергично осуждают власть имущих.., тем самым принимая участие в формировании политической повестки дня того общества, частью которого они являются» (с. 17).

К.Б. Демидов

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2011.01.018. СОКО М., БАЛЧИН Н. ПОЛИТИКА ЮАР ПО ОТНОШЕНИЮ К ЗИМБАБВЕ: СВЯЗЬ МЕЖДУ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКОЙ И КОММЕРЧЕСКИМИ ИНТЕРЕСАМИ? SOKO M., BALCHIN N. South Africa's policy towards Zimbabwe: a nexus between foreign policy and commercial interests? // South African j. of intern. affairs. - Johannesburg, 2009. - Vol. 16, N 1. - P. 33-47.

Авторы (Университет Кейптауна, ЮАР и Центр исследований и консультаций Мтенте, Кейптаун, ЮАР) рассматривают воздействие на политику ЮАР политических и экономических интересов государства и крупного бизнеса в период правления президента Мбеки. Связь между интересами южноафриканского бизнеса и гибкой политикой южноафриканской администрации очевидна. Одновременно подчёркивается, что «тихая дипломатия» по отношению к Зимбабве ставила не только экономические цели, но в первую очередь определялась политическими и идеологическими устремлениями, тесно связанными с представлениями о роли ЮАР на африканском континенте» (с. 33).

При президенте Н. Манделе основой внешней политики ЮАР были «защита прав человека, демократия, правосудие и международные законы» (с. 34). Такой политический подход «балансировал между универсальным идеализмом, африканской солидарностью и партнерством с Западом» (с. 34). Политика Т. Мбеки была более многосторонней: «В ней делался упор на диалог и посредничество в решении глобальных и региональных проблем и прекращении конфликтов» (с. 34).

Тесные экономические отношения были основой взаимодействия ЮАР и Зимбабве в течение десятилетий. Обе страны остаются друг для друга самыми крупными африканскими торговыми партнерами. В 1964 г. ЮАР и Родезия (прежнее название Зимбабве) подписали соглашение о торговых преференциях. После достижения независимости Зимбабве в 1980 г. между двумя странами начался период враждебности. Зимбабве не признавала систему апартеида, при этом экономические связи между двумя странами оставались очень крепкими. Влияние ЮАР в регионе позволяло контролировать транспортные коридоры Мозамбика и Ботсваны, что ставило вывоз сырья и товаров из Зимбабве в большую зависимость от ЮАР. На ЮАР приходилось 19% торговли Зимбабве и 41% продаж зимбабвийских товаров, большая часть торговли осуществлялась в рамках торговых преференций 1964 г. (с. 36).

В 90-е годы баланс торговли между странами составлял 1:7 в пользу ЮАР и «воспроизводил тип торговли между индустриальной страной и развивающейся» (с. 36). Не все складывалось гладко в экономических отношениях двух государств в этот период: так, в 1992 г. в ЮАР были повышены на 50% тарифы на зимбабвийские текстильные изделия, ранее эти товары продавались в рамках преференций (с. 36). С 2003 г. Зимбабве многократно откладывала подписание двусторонних соглашений о защите предприятий и инвестиций в случае их национализации, что вызывало недовольство южноафриканского бизнеса и в некоторой степени подчеркивало его зависимость от действий зимбабвийского правительства. Соглашение остается неподписанным и южноафриканские инвестиции остаются незащищенными.

Экономический кризис в Зимбабве носит катастрофический характер. Экономика упала на 50% по отношению к предшествующему десятилетию, спад коснулся отраслей, формирующих основу

ВНП: сельского хозяйства, горнодобывающей отрасли, туризма и экспорта. В конце 2008 г. 5,1 млн. человек, или 45% населения, получали гуманитарную помощь в виде продуктов, к марту 2009 г. она потребуется 8,5 млн. человек. Безработица достигает 80%. В 2007 г. соотношение государственного долга к ВНП составило 218,2%. Иностранные инвестиции почти полностью прекратились к

2001 г. (с. 37). Инфляция достигла фантастического уровня, в июле 2008 г. в официальных данных приводилась цифра в 231 млн. %, ряд независимых экономистов считает, что на самом деле она превысила 500 млн. %. При этом в 1997 г. правительство Мугабе проводило крупные, не заложенные в бюджете, выплаты участникам гражданской войны (с. 37).

С 2000 г. в стране прошли шесть парламентских и президентских выборов. На конституционном референдуме в феврале 2000 г. проект расширения полномочий Мугабе был отклонен, на последовавших парламентских выборах партия Мугабе Африканский национальный союз (ЗАНУ-ПФ) впервые столкнулась с жесткой конкуренцией со стороны Движения за демократические перемены (ДДП). Во время выборов, как и во время президентских выборов

2002 г., происходило масштабное насилие.

Несмотря на победу в марте 2008 г. Моргана Цвангираи -выдвиженца ДДП, результаты не оглашались более месяца, затем избирательная комиссия сообщила, что за Мугабе проголосовали 43,2% избирателей, а за Цвангираи 47,9%, т.е. оба главных претендента не набрали более половины голосов и необходимо проведение второго тура выборов. В сентябре 2008 г. при активном посредничестве президента ЮАР Мбеки было заключено соглашение между ЗАНУ-ПФ и ДДП о создании коалиционного правительства. Переговоры о распределении должностей были длительными и зашли в тупик. Только 11 февраля 2009 г. было заключено соглашение о следующем распределении постов: Мугабе оставался президентом, Цвангираи стал премьер-министром, в кабинете было 15 министров от ЗАНУ-ПФ и 16 от ДДП (с. 38). Мугабе рассматривался Мбеки как «отец в семье борцов за свободу» (с. 40).

Автор выделяет три этапа «тихой дипломатии» Мбеки: первый с 1997 по 2000 г. - одобрение земельной реформы «как конструктивного способа решения колониальной проблемы» (с. 38). Второй этап - 2000-2001 гг. - взаимные дипломатические шаги,

вынесение вопросов развития Зимбабве на обсуждение в Южноафриканском сообществе развития (ЮАСР). Третий этап - с 2002 г. -попытки налаживания диалога между зимбабвийскими властями и оппозицией при посредничестве Мбеки. Невмешательство Мбеки во внутреннюю зимбабвийскую политику объясняется «желанием избежать образа Большого брата на континенте» (с. 39) и стремлением придерживаться принципа невмешательства во внутреннюю жизнь стран - членов ЮАСР. По мнению автора, избегание силовых решений зимбабвийского кризиса может определяться «нежеланием Мбеки провоцировать гражданскую войну в Зимбабве, которая может вызывать перемещение значительных групп беженцев в регионе» (с. 40). Мбеки широко применял «политику многостороннего внутреннего африканского подхода к Зимбабве» (с. 40). При нем правительство ЮАР стремилось к упрочнению позиций государства как лидера ЮАСР и Африки в целом, что оспаривалось Анголой.

В Зимбабве работают 27 из 40 крупных южноафриканских фирм, наиболее широко они представлены в финансовом и горнодобывающем секторах. Более 90% платиновых шахт и более 60% золотых шахт Зимбабве находятся под контролем южноафриканской «Металлон голд». На южноафриканских предприятиях работают 20 тыс. зимбабвийцев. За последнее десятилетие импорт ЮАР в Зимбабве удвоился и составил 40% общего импорта Зимбабве, или составил 8,5 млрд. рэндов. ЮАР предоставляла Зимбабве займы для покупки топлива, продуктов и электричества как у частных южноафриканских компаний, так и у государственных. «Многие южноафриканские фирмы продолжали работать в Зимбабве даже в условиях кризиса в надежде на восстановление страны и будущие возможности» (с. 43). Близость страны и сходство культур делают Зимбабве перспективным партнером для ЮАР. В начале апреля 2009 г. 22 представителя крупного южноафриканского бизнеса посетили Хараре для оценки возможностей инвестирования, поскольку «настало подходящее время инвестировать в Зимбабве» (с. 44). Частично ЮАР выиграла от кризиса в Зимбабве, расширив свой туристический сектор, а также благодаря массовой иммиграции врачей, преподавателей и инженеров.

По мнению автора, существуют «значительные разногласия между официальной политикой ЮАР в регионе и интересами

крупного бизнеса» (с. 42). В особенности это касается компаний с крупным участием западного капитала: «Англо-Америкэн», «Сасол» и «Барловорлд». Более того, руководство «Англо-Америкэн» заявило в 2004 г. о все еще существующей в ЮАР политической нестабильности. Продолжается критика режима Мугабе со стороны партнеров правящего Африканского национального конгресса (АНК): Конгресса южноафриканских профсоюзов и Компартии ЮАР.

Автор полагает, что в ближайшем будущем политика ЮАР в Зимбабве «будет сконцентрирована на экономическом возрождении страны, ... предоставлении финансовой и гуманитарной помощи, а также активном привлечении помощи мирового сообщества» (с. 44). Уровень помощи будет зависеть от эффективности работы зимбабвийского коалиционного правительства.

В.С. Олишевко

2011.01.019. ДИСЕНЬЯНА Т. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АФРИКАНСКОГО СОЛНЦА: КИТАЙ И РАЗВИТИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЛНЕЧНОЙ ЭНЕРГИИ В КЕНИИ.

DISENYANA T. Harnessing Africa's sun: China and the development of solar energy in Kenya // South African j. of intern. affairs. - Johannesburg, 2009. - Vol. 16, N 1. - P. 17-32.

Африка испытывает значительные трудности в энергоснабжении: электросети малодоступны, электроснабжение нерегулярно, энергетических мощностей не хватает. По мнению автора (Южноафриканский институт международных отношений, ЮАР), «использование солнечной энергии позволяет африканским правительствам достойно ответить на эти вызовы» (с. 17).

В Кении происходит до 11 тыс. отключений электроэнергии в год, часто происходит колебание напряжения, что приводит к выходу из строя оборудования и потерям на производстве. Потребление электроэнергии составляет 121 киловатт в час на душу населения в год, доступ к электричеству имеют 15,3% населения и только 3,8% сельских жителей (с. 19). В ближайшие 30 лет 95% прироста населения в стране придется на города. Имея средний энергетический потенциал в 5-6 киловатт солнечной энергии на 1 кв. м. в день, континент обладает большими возможностями по ее выработке. Умеренный успех, достигнутый в этой области Кенией, позволяет другим странам рассматривать использование солнечной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.