2010.04.033. РАДЕЦКИЙ В. ПРАВОВАЯ ОХРАНА ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ ВНЕ ЛЕСОВ В ПОЛЬШЕ, ЧЕХИИ И СЛОВАКИИ.
RADECKI W. Ochrona prawna drzew i krzewów poza lasami w Polsce, Czechach i Slowacji // Ochrona srodowiska: Prawo i polityka. - W-wa, 2008. - N 3. - S. 24-32.
В статье известного польского юриста-эколога анализируются особенности защиты растительности (деревьев и кустарников) вне лесов, раскрывается содержание основных законодательных и нормативных актов, регулирующих такую защиту, выявляются особенности действующего законодательства трех стран - Польши, Чехии и Словакии.
Автор подчеркивает, что исходным пунктом для анализа этой проблематики во всех трех национальных правовых системах является понятие «памятник природы». Охрана деревьев на начальном этапе осуществлялась как охрана уникальных, памятных деревьев, а не деревьев вообще. В первом польском Законе об охране природы от 10 марта 1934 г. об охране деревьев, не являющихся памятниками природы, речи не было, а в Чехословакии до Второй мировой войны не существовало и специальных законов экологического характера. В польском Законе об охране природы 1949 г. определялись такие объекты охраны, как признаваемые памятниками природы отдельные образования или их совокупность, природные заповедники, национальные парки, виды растений и животных, которым угрожало исчезновение. В рамках этих форм охраны и осуществлялась защита деревьев и кустарников: а) в национальных парках и заповедниках благодаря самой сущности указанных особо охраняемых природных территорий; б) благодаря наделению статусом памятника природы (в связи с этим автор подчеркивает, что и ранее, и в наши дни количественно наибольшую долю памятников природы в Польше составляют именно деревья и кустарники, их совокупности, например, аллеи); в) благодаря тому что отдельные виды деревьев и кустарников подпадали под охрану как редкие и исчезающие виды. Кроме того, в ст. 10 Закона была закреплена идея о расширении площади лесов и озеленении, учитывая значение этого для общества, а на министра лесного хозяйства возлагалась обязанность принятия правил об охране мест произрастания
деревьев и кустарников, в частности и тех, которые служат местом гнездования птиц.
В. Радецкий отмечает, что такое распоряжение не было реализовано, а охрана деревьев и кустарников в силу ст. 10 сводилась к охране вновь создаваемых в целях озеленения посадок, а не к защите уже существующих объектов. Попытки специальной охраны существующих деревьев и кустарников вне лесов появились лишь в 70-х годах ХХ в. в форме актов локального права (воеводских ценников деревьев), устанавливающих плату за рубку деревьев. Но в 1982 г. решением Высшего административного суда такие акты были признаны незаконными.
В чехословацком законодательстве 1955-1956 гг. подобного рода меры не предусматривались, хотя некие основы для охраны деревьев и кустарников все же уже формировались. Словацкий закон о государственной охране природы 1955 г. предусматривал охрану территорий (национальных парков, ландшафтов, государственных природных резерватов, парков и садов), природных комплексов и памятников природы, отдельных видов животных, растений, минералов и окаменелостей. Таким образом, деревья и кустарники вне лесов могли подлежать охране - либо территориальной, либо видовой. Чешский закон о государственной охране природы 1956 г. содержал аналогичные предписания. В 60-е годы в Чехословакии появились локальные акты, регулирующие охрану городских зеленых насаждений в связи с новым освоением территорий, в частности в Праге и Братиславе, а также акт, изданный Министерством сельского, лесного и водного хозяйства (1965) о выкупе древесины, охране деревьев, растущих вне лесов, и о чрезвычайном обеспечении древесиной. В этом акте устанавливалась обязательность получения предварительного согласия местного или повятового народного совета на вырубку деревьев, выполняющих охранную функцию, например произрастающих на берегах водоемов. Но все же основной целью данного акта была хозяйственная выгода.
Таким образом, до 80-х годов охрана деревьев и кустарников, по мнению В. Радецкого, носила консервативный характер (с. 26). Изменения в Чехии и Словакии датируются 1980 г., когда министерства культуры обеих республик приняли решения об охране деревьев, произрастающих вне лесов. Такие деревья были разделе-
ны на две категории. В первую входили деревья в парках, публичных садах, в аллеях, имеющие ландшафтную, эстетическую или природную ценность, выполняющие пылезащитные функции, произрастающие на горных склонах, выполняющие иные защитные функции, деревья, произрастающие на площадях ликвидируемых горных разработок и пр. Во вторую группу вошли все остальные деревья. Деревья подлежали защите от уничтожения и повреждения. Был введен порядок получения обязательного разрешения на вырубку деревьев, отнесенных к первой категории. Для деревьев, включенных во вторую категорию, разрешения получать было не надо, если дерево находилось в опасном для жизни или здоровья людей, имущества или эксплуатации коммуникаций состоянии или произрастало на землях, находящихся в частной собственности. Эти предписания действовали еще в начале XXI в.
В Польше в 1980 г. в новом Законе об охране окружающей среды был выделен раздел II «Основные направления охраны окружающей среды», включающий гл. 6 «Охрана зеленых насаждений в городах и селах», в которой ст. 86 и 110 были установлены обязанности юридических и физических лиц содержать в надлежащем состоянии деревья и кустарники, находящиеся на используемых ими участках, необходимость получения разрешения на их вырубку, полномочия органов, выдающих такое разрешение, плата за вырубку деревьев и кустарников и денежные штрафы.
В Польше в результате реформы экологического законодательства в 2001 г. и принятия закона «Право окружающей среды» нормы об охране деревьев и кустарников вне лесов были перенесены в Закон об охране природы (разд. 5а). Такое решение было одобрено специалистами-экологами (с. 29). Действовавшее три года законодательство было изменено в связи со вступлением Польши в ЕС.
В настоящее время в Польше основным источником права в целях охраны деревьев и кустарников вне лесов являются нормы разд. 4 Закона об охране природы от 16 апреля 2004 г. и дополняющие их специальные нормативные правовые акты органов исполнительной власти. В Чехии и Словакии аналогичного польскому подзаконного регулирования нет, но соответствующие нормы содержатся в законах 114/1992 в § 7-9, 46-48 (Чехия) и 543/2002 в § 32-34, 46-49 (Словакия) об охране природы и ландшафтов, а
также в общих административных актах министерств охраны окружающей среды, соответственно, 1992 и 2003 гг. Эти предписания касаются охраны древесных растений вне лесов.
А.А. Рёрихт
2010.04.034. ОТВЕТСТВЕННЫЙ БИЗНЕС: САМОУПРАВЛЕНИЕ И ЗАКОН В ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ.
Responsible business: Self-Governance and law in transnational economic transactions / Ed. by Dilling O., Heiberg M., Winter G. -Oxford: Hart publ., 2008. - X, 355 p.
В связи с глобализацией экономики усиливается тенденция «глобализации» негативных последствий экономических отношений. Эта тенденция представляет собой серьезную проблему на фоне значительного снижения территории влияния национальных юрисдикций и медленного развития международного законодательства. В результате применения принципа территориальности государства и их законодательные системы не могут адекватно оценивать растущее число транснациональных экономических сделок. Несмотря на то что правовое обеспечение глобальной экономики имеет прочную основу в виде формального национального и международного права, побочные эффекты экономических отношений с участием таких видов общественного достояния, как окружающая среда, здоровье человека или потребительские интересы, зачастую остаются законодательно неурегулированными на государственном уровне. По различным причинам международное право и организации не могут восполнить эти пробелы. При этом ясно, что невозможность регулирования приобретающих международное значение отношений национальным законодательством приводит к аномии. Для того чтобы хотя бы в какой-то степени компенсировать такого рода издержки, частный сектор экономики породил систему самоуправления, которая не только сделала эти сделки возможными, но и позволила регулировать их. Потенциальные возможности саморегулирования транснациональных промышленных производств привлекают внимание законодателя.
Реферируемый сборник, вышедший под редакцией известных немецких юристов-экологов, частично восполняет пробел, связанный с отсутствием правовых исследований в области самоуправле-