Наряду с организацией производства работодатель осуществляет организацию труда, т.е. создает упорядоченную систему взаимодействия работников со средствами производства и друг с другом в едином производственном процессе. В работе раскрываются основные элементы организации труда, как то: разделение и кооперация труда, организация рабочего места; установление приемов и методов труда, меры труда, планирование и учет трудовой деятельности и др.
Важной задачей работодателя является управление персоналом - деятельность по обеспечению эффективного использования человеческих ресурсов. Основная часть монографии представляет собой анализ правовой деятельности работодателя по управлению персоналом. Затрагиваются такие вопросы, как права работодателя по формированию кадровой политики и подбору персонала, права по эффективному использованию персонала, по профессиональному обучению работников и др. Права работодателя по установлению системы оплаты труда затронуты в главах о локальном регулировании трудовых отношений и социальном партнерстве. Отдельная глава посвящена анализу правового механизма защиты прав и интересов работодателя.
Е.В. Алферова
2010.03.045. ФИТЦПАТРИК Дж.Дж. (мл.), ПЕРАЙН Дж.Л., ДУТОН Б. ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ПРИНЯТОЕ В ШТАТАХ И ВВЕДЕННОЕ В ДЕЙСТВИЕ В 2009 г. FITZPATRICK J.J. (jr.), PERINE J.L., DUTTON B. State labor legislation enacted, 2009 // Monthly labor rev. - Wash., 2010. - Vol. 133, N 1. - P. 3-34.
Американский ежемесячный журнал «Monthly labor review» ежегодно публикует обзор трудового законодательства, действующего на уровне штатов.
В 2009 г. общий объем принятого трудового законодательства (более 10 законодательных актов) превысил соответствующий показатель в 2008 г. В 2009 г. 46 из 50 штатов плюс Округ Колумбия, Пуэрто-Рико, Виргинские острова ввели в действие новые законы и внесли поправки в старые. Проекты законов охватывали свыше 30 категорий трудовых актов по различным аспектам трудового права.
Законодательные акты регулируют такие острые проблемы трудовых отношений, как наркотики и алкоголь, перемещение рабочей силы, права независимых подрядчиков, использование детского труда, права сельскохозяйственных рабочих, семейные пособия, рабочее время, увольнение и несправедливость на рабочем месте, права инвалидов, обеспечение безопасности труда, равные возможности в сфере занятости, иммиграция; гарантии минимальной оплаты труда и т.п.
Законодательство некоторых штатов приняло поправки, запрещающие дискриминацию некоторых категорий работающих. Так, в штате Делавер это касалось дискриминации по признаку пола, в Индиане - по признаку возраста (возрастной показатель был увеличен с 70 до 75 лет). В штате Ойова - это положение об установлении гендерного баланса в сфере занятости и в том числе в комиссиях, комитетах, советах. В штате Монтана были признаны незаконными дискриминация наемных работников при увольнении, при переводе на более низкую должность; проявление предвзятого отношения, нанесение ущерба из-за препятствий в обращении к системе здравоохранения по религиозным и моральным мотивам. В штате Новая Мексика был отменен тот раздел законодательства, который объявлял незаконными действия работодателя при найме женщин на определенные виды работ или не допускал занятость женщин в течение более длительного рабочего времени. В штате Нью-Йорк работодателю была запрещена дискриминация женщин, ставших жертвами насилия в домашних условиях.
Иммиграционное законодательство в ряде штатов подверглось существенным изменениям. Так, в штате Джорджия было принято положение, согласно которому каждый наниматель в каждом муниципалитете и округе штата должен пройти регистрацию и участвовать в федеральной программе по найму. Получив федеральное разрешение, работодатель должен постоянно размещать на своем сайте в Интернете присвоенный ему номер и дату разрешения.
На Гавайях штатное управление по лицензированию деятельности теперь может анализировать, приостанавливать действие или отказать в возобновлении лицензии любому подрядчику, который сознательно или преднамеренно нанял для выполнения работы, предусмотренной ст. 104 штатного законодательства в новой
редакции, лицо, которое не имеет права работать в США на основании федерального законодательства.
В штате Айдахо врачам-иностранцам, стремящимся изменить свой иммиграционный статус, разрешено оставаться в США в обмен на обязательство в течение от трех до пяти лет оказывать медицинскую помощь населению, в должной мере не обеспеченному медицинским обслуживанием. Общественность штата может обращаться с просьбой о найме врача-иностранца только после того, как будет доказано, что невозможно нанять врача с американским гражданством.
В Орегоне право на вождение грузового транспорта для перевозки опасных грузов не может быть предоставлено водителю, если он не является гражданином США или лицом, получившим статус постоянно проживающего. В Южной Каролине Ассамблея обратилась к Конгрессу с просьбой предоставить финансирование и ресурсы для проверки того, что вновь нанятые рабочие имеют легальное право на работу в США. Юта внесла изменение в процедуру проверки соответствия найма федеральному законодательству.
Проблема минимальной оплаты труда в 2009 г. продолжала оставаться одной из наиболее острых. Это связано с рядом причин и в том числе с существующими разногласиями в законодательстве. Так, в некоторых штатах закон требует установления минимума оплаты труда, предусмотренного федеральным законодательством или равного ему. Несколько штатов ввели его в действие. По данным на декабрь 2009 г. 14 штатов плюс Округ Колумбия приняли законы, требующие установления минимума оплаты труда выше федерального уровня. В 26 штатах были установлены минимальные ставки оплаты труда, равные федеральным, в пяти штатах размер минимальной оплаты труда был меньше федерального уровня и пяти - Алабама, Луизиана, Миссисипи, Южная Каролина и Тен-неси законодательство не содержало требований об установлении минимума оплаты труда.
В 2009 г. была увеличена почасовая минимальная оплата труда на федеральном уровне. В настоящее время в 10 штатах, в которых законодательством требуется установление минимального уровня оплаты труда, была проведена индексация в связи с ростом инфляции. В штате Индиана в законодательство были внесены поправки, в соответствии с которыми определенные категории наем-
2010.03.046-048
ных работников, проходящих профессиональную подготовку, не достигшие 18 лет, были исключены из-под действия законодательства, требующего установления минимальной оплаты труда.
Е.В. Клинова
2010.03.046-048. НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. (Сводный реферат).
В последние годы проблема реформирования системы социального обеспечения стала одной из острых социально-экономических проблем в странах мирового сообщества. Ее современное состояние вызывает озабоченность в связи с увеличением расходов на нее, объясняемых влиянием демографического фактора - старением населения, ростом числа лиц пенсионного возраста, снижением рождаемости. Кроме того, многие компании в развитых странах переживают кризис в связи с процессом глобализации, который отражается на финансировании пенсионных программ предпринимателями. В последние годы во многих странах наметилась тенденция снижения расходов на пенсионное обеспечение.
В предлагаемых вниманию работах представлен научный анализ действующей системы социального обеспечения, даны характеристики наиболее острых проблем в сфере социального обеспечения, а также рекомендации по ее реформированию. 2010.03.046. МУННЕЛЛ А.Х., САСС С.А. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ФОНДОВЫЙ РЫНОК: КАК ПОГОНЯ ЗА РЫНОЧНОЙ УДАЧЕЙ ФОРМИРУЕТ СИСТЕМУ. MUNNELL A.H., SASS C.A. Social security and the stock market: Haw to pursuit of market magic shaper the system. - Boston: W.E. Upjohn Institute, 2007. - 171 p.
Авторs книги: Алисия Маннел и Стивен Сасс - руководители (director and associate director) Центра исследования пенсионного обеспечения в Бостоне. В работе ставится вопрос о том, разумно ли вкладывать часть средств Пенсионного фонда в приобретение акций, которые приносят высокие доходы, чтобы сделать систему более жизнеспособной?
В последние годы многие исследователи признают необходимость модернизации программ социального обеспечения, однако не могут решить, какие изменения следует внести. Средний американский пенсионер стал менее обеспеченным. Поколение, родившееся в период бума рождаемости (baby boom) в 1946 и 1964 гг.,