желание со стороны правительств поощрять дебаты относительно дальнейшей интеграции.
Идентичности меняются медленно, но они не являются неподвижными, и здесь многое зависит от партий. Исторически идентичности соответствовали рамкам государств, поскольку национальные правители создавали средства для воспитания и социализации граждан и укрепляли национальную солидарность, вовлекая население в международные конфликты. К счастью, европейская интеграция отличается отсутствием принуждения, которое в прошлом являлось основным фактором создания государств и наций. Поэтому ее и можно рассматривать как эксперимент по образованию идентичности, не прибегая к принуждению как основной силе, формировавшей идентичность в прошлом.
Авторы в заключение еще раз подчеркивают, что Евросоюз -система многоуровневого правления, которое руководствуется политикой идентичности, равно как и требованиями функционального и распределительного порядка. Однако на современном этапе фактор идентичности выдвинулся на первый план, причем в силу политизации на уровне политических партий он оказывает скорее тормозящее влияние на ход евроинтеграции.
Т.М. Фадеева
Страны Северной Америки
2010.03.028. СИМАЕВА Е.П. СТАНОВЛЕНИЕ КАНАДСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. - 159 с.
Ключевые слова: Канада, 1763-1982 гг., конституционное право, создание федерации, борьба за независимость.
Монография Е.П. Симаевой (Волгоградский университет) носит междисциплинарный историко-юридический характер и посвящена Конституционному акту Канады - Акту о Британской Северной Америке 1867 г. Именно с его принятием британским парламентом связано возникновение доминиона Канада, впоследствии ставшего независимым государством. Автор исследует предпосылки принятия Акта 1867 г., его юридическую природу, а также дальнейшие конституционные поправки. Источниковую базу исследования составили многочисленные акты британского и канадского
парламентов, в частности Акт о Союзе 1840 г., Акт о действительности колониальных законов 1865 г., собственно Акт о Британской Северной Америке 1867 г. и последующие поправки к нему1. Хронологические рамки исследования охватывают период с завоевания Канады Великобританией в 1763 г. до принятия Акта о пересмотре статутного права 1977 г., внесшего последние изменения в Конституционный акт 1867 г. В дальнейшем произошла так называемая репатриация конституции Канады (передача полномочий по ее изменению непосредственно канадскому государству), в ходе которой был принят ныне действующий Конституционный акт 1982 г. Акт 1867 г. не был при этом полностью отменен и частично остается в силе до сих пор.
История британской Канады начинается с 1763 г., когда в соответствии с Парижским мирным договором, завершившим Семилетнюю войну, французская колония Канада в бассейне реки Святого Лаврентия отошла к Англии. Ее новой конституционной основой стала Королевская прокламация об образовании колонии Квебек, обнародованная королем Георгом III 7 октября 1763 г. На территории провинции вводилось британское законодательство, официальным языком становился английский, несмотря на то что 99% населения составляли французы. Прокламация декларировала свободу вероисповедания для католиков, однако лишала их политических прав. Подобная позиция диктовалась стремлением британской короны к постепенной ассимиляции франкоязычного населения Канады и вызвала широкое недовольство в новой колонии.
Принятый английским парламентом в 1774 г. Квебекский акт восстановил права католиков и вновь ввел в Квебеке французское гражданское законодательство. В ходе начавшейся войны североамериканских колоний за независимость Квебек остался верным британской короне. Сказались территориальные споры с другими провинциями, вызванные тем, что в соответствии с Квебекским актом границы Квебека были значительно расширены. К тому же население колонии было не готово защищать свои права вооруженным путем. Парижский мирный договор 1783 г. признал обра-
1 В Канаде, как и в Великобритании, нет конституции как единого писаного акта; вместо нее существует сложная система разновременных законов, а также традиций, обычаев и соглашений, содержащих нормы конституционного права. -Прим. реф.
зование нового государства - США и установил границу между ними и Британской Северной Америкой. С этого времени отношения с южным соседом становятся важным фактором канадской экономики, а также политики: угроза экспансии со стороны Соединенных Штатов заставляла английское правительство уделять особое внимание поддержанию гражданского мира в своих североамериканских владениях.
В соответствии с Конституционным актом 1791 г. Квебек был разделен на две провинции - англоязычную Верхнюю Канаду и франкоязычную Нижнюю. Такой шаг явно противоречил интересам местного населения (раздел Квебека значительно замедлил экономическое развитие региона) и был продиктован прежде всего стремлением оптимизировать систему управления и воспрепятствовать консолидации оппозиционных сил, упрочив тем самым власть метрополии. Как следствие, Конституционный акт встретил серьезное сопротивление в Канаде, вплоть до открытых восстаний в 1837-1838 гг. В 1840 г. новым Актом о Союзе Верхняя и Нижняя Канада были объединены в одну провинцию Канада, получившую значительное самоуправление. Был создан двухпалатный парламент. Выдвигалась также идея предусмотреть создание правительства парламентского большинства, ответственного перед парламентом, но в окончательной редакции Акта она была отвергнута. Институт ответственного правительства сформировался в последующие годы на основе неписаных соглашений.
Новый этап становления канадской государственности начался в 1867 г. после принятия английским парламентом Акта о Британской Северной Америке (Конституционный акт 1867 г.). Этим актом провозглашалось создание федерации в составе четырех североамериканских провинций Великобритании - Квебека, Онтарио, Новой Шотландии и Нового Брансуика, - получившей права доминиона. Акт предусматривал возможность присоединения к союзу и других английских колоний в Северной Америке. Основные принципы нового государственного устройства Канады, закрепленные в нем, были выработаны на трех конференциях североамериканских провинций, состоявшихся в 1864-1866 гг. (в сентябре 1864 г. в Шарлоттауне, в октябре того же года в Квебеке и в 1866 г. - в Лондоне).
Основой для новой модели государственного устройства стало конституционное право Великобритании (Вестминстерская система). Канада была провозглашена конституционной монархией во главе с английской королевой, представителем которой являлся назначаемый ею генерал-губернатор. Свои полномочия он осуществлял при содействии формируемого им Тайного совета. Законодательная власть принадлежала парламенту Канады, состоявшему из двух палат: выборной Палаты общин и Сената, члены которого назначались генерал-губернатором и выполняли свои обязанности пожизненно. Главой исполнительной власти был премьер-министр, также назначаемый генерал-губернатором. На аналогичных принципах основывалось и управление отдельными провинциями, возглавлявшимися лейтенант-губернаторами, которые назначались генерал-губернатором Канады и являлись его представителями. Согласно Акту, канадская федерация имела централизованный характер. Акт предоставлял возможность генерал-губернатору вмешиваться в деятельность других ветвей власти, а федеральным органам - в дела провинций. Решения парламента Канады могли быть аннулированы королевой или парламентом Великобритании. Акт не содержал положений о порядке внесения в него поправок, поэтому его изменение оставалось прерогативой английского парламента. Это должно было удержать Канаду в русле политики метрополии.
Акт о Британской Северной Америке 1867 г. не был исчерпывающим источником конституционного права Канады, что было характерно для англосаксонской правовой системы. Так, к примеру, в Акте отсутствовали положения о канадском Кабинете министров, деятельность которого регулировалась неписаными соглашениями. Тем не менее большинство основных вопросов государственного устройства регулировались именно Актом, тогда как система британских писанных законов конституционного характера отличается гораздо большей сложностью. В то же время канадской конституции были свойственны определенные особенности, нехарактерные для Вестминстерской модели и, по-видимому, заимствованные у Соединенных Штатов. К ним относятся, прежде всего, федеративный характер канадского государства, а также более последовательная, чем в Англии, система разделения властей. Любопытно, что Конституционный акт 1867 г. довольно
2010.03.029-030
жестко (по мнению автора, даже слишком жестко) определял не только сферу компетенции федерального центра, но и полномочия провинций, тогда как Конституция США фактически относит к компетенции штатов все вопросы, кроме явно обозначенных как предмет ведения центра. По мнению автора, здесь сказалось то обстоятельство, что первые колониальные конференции происходили еще до окончания Гражданской войны в США, начавшейся как конфликт между федеральным правительством и южными штатами по вопросу о разграничении полномочий, и канадские «отцы-основатели» решили принять меры к тому, чтобы избежать подобных конфликтов в своей стране.
На протяжении 1867-1977 гг. в Конституционный акт 1867 г. был внесен целый ряд поправок. В основном они касались изменений состава канадской федерации (со временем она объединила все британские колонии в Северной Америке, включая бывшие владения Компании Гудзонова залива) и разграничения полномочий между доминионом и метрополией. К началу 1980-х годов Канада фактически превратилась в полностью самостоятельное государство с собственным законодательством, отличным от британского, с собственной внешней политикой, с правом вступления в войну и заключения мира независимо от позиции метрополии. Автор подчеркивает, что эти изменения произошли исключительно мирным, эволюционным путем. Их логическим завершением стала репатриация канадской конституции в 1982 г.
М.М. Минц
2010.03.029-030. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ В США В ПЕРИОД «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ». (Сводный реферат).
2010.03.029. АЙЗЕК Дж. Гуманитарные науки в Америке в период «холодной войны».
ISAAC J. The human sciences in Cold War America // Hist. j. - Cambridge, 2007. - Vol. 50, N 3. - P. 725-746.
2010.03.030. РОДЕ Дж. Ученые-гуманитарии, армейская поддержка и демократия в «холодную войну».
ROHDE J. Gray matters: Social scientists, military patronage, and democracy in the Cold War // J. of American history. - Bloomington, 2009. - Vol. 96, N 1. - P. 99-122.