гуманитарных наук, искусства часто печатаются на родном языке. Растет количество научных публикаций, написанных совместно с бразильскими коллегами.
В заключение автор отмечает, что европейские программы и сети играют ведущую роль в соединении португальских исследователей, преподавателей и студентов с их коллегами за рубежом. Участники процессов интернационализации науки, политические деятели хорошо понимают проявляющиеся преимущества. Зарождается новая культура, и эта культура необходима стране в новой глобальной экономике, основанной на знаниях.
С.М. Пястолов
2010.03.022. ШУКЛА Р., САТИШ Н.Г., РАО ПР. АСИММЕТРИЯ НАУЧНОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
SHUKLA R., SATISH N.G., RAO PR. Asymmetry in the science and technology base and its bearing on regional development // The journal of applied economic research. - 2009. - Vol. 3, N 1. - P. 63-96. - DOI: 10.1177/097380100800300104. - Mode of access: http://mar.sagepub. com/cgi/content/abstract/3/1/63
Ключевые слова: научный институциональный диспаритет; Резолюция о научной политике; индикаторы ИР; измерение экономического роста; региональное экономическое развитие.
Индийские авторы исследуют асимметрию в развитии науки и технологии в различных регионах Индии.
В Резолюции о научной политике (Science Policy Resolution -SPR), которая была принята Парламентом Индии при президенте Дж. Неру в 1958 г., было заявлено, что страна будет участвовать в марше науки. Но и в год золотого юбилея SPR приходится отмечать неприятные дисбалансы в экономическом развитии регионов страны. Диспаритеты в развитии науки и технологий (Science and Technology - S&T) могут не только тормозить общий прогресс S&T, но и воздействовать на устойчивость экономического и социального благосостояния.
С целью исследовать, являются ли 29 штатов и шесть союзных территорий равными партнерами в национальном предприятии S&T, Национальный институт передовых исследований (National
Institute of Advanced Studies - NIAS) в Бангалоре организовал проект, некоторые результаты которого представлены в статье.
В течение прошедших шести декад штаты не могли предпринимать равные меры по развитию фундаментальных и прикладных наук или высшего образования. Это заметно по различиям в распределении ресурсов согласно планам развития и финансовым программам. Девятый план предусматривал расходы на S&T в центральном секторе в объеме Rs 21 800 крор1, тогда как расходы государственного сектора были меньше Rs 400 крор. Таким образом, расходы государственного сектора составили меньше 2% от расходов центрального сектора. Ситуация не улучшилась в Десятом плане, где расходы на S&T в центральном и государственном секторах составляют Rs 46 300 крор и Rs 1200 крор соответственно.
Доля расходов частного сектора в ИР страны до 1991 г. составляла менее 15%. После 1991 г. частный сектор «проснулся» и в отношении ИР, его повышенный интерес к ИР подогревался движением Индии к вступлению в ВТО и к тому, чтобы стать участником Генерального соглашения по защите прав интеллектуальной собственности. Заметно увеличились инвестиции в ИР в частном секторе фармацевтической промышленности за последние десять лет. Сектор информационных технологий и производители автомобильных запчастей также откликнулись положительно, увеличив свои инвестиции в ИР.
В настоящее время в Индии насчитывается более 1300 научных организаций, они различаются по размеру, масштабам деятельности, специализации. Кроме того, более 1 тыс. государственных и частных компаний ежегодно инвестируют в ИР. Индийские научные организации можно разделить на следующие группы: центральные или правительственные институты; неправительственные организации (nongovernmental organizations - NGOs); университетские центры и т.д. Расширенный список институтов ИР был подготовлен Национальным бюро по научной коммуникации и информационным ресурсам Совета научных и промышленных исследований (Council of Scientific and Industrial Research - CSIR), а также Национальной системой научной и технологической управ-
1 Крор - 10 млн. индийских или пакистанских рупий. - Прим реф.
ленческой информации департамента науки и технологий (Department of Science and Technology -DST) в Нью-Дели.
Большинство институтов расположено в восьми штатах: Андхра-Прадеш (59), Карнатака (65), Керала (45), Тамилнад (76), Махараштра (больше 100), Дели (100), Уттар-Прадеш (75) и Западная Бенгалия (54). Среди этих штатов Дели отличается непропорциональным населению числом институтов. Такие штаты, как Ассам (24), Бихар (21), Чхаттисгарх, Химачал-Прадеш (20), Джамму и Кашмир (6), Раджастхан (20), весь северо-восток и почти все союзные территории не могут похвастаться большим количеством институтов.
Большинство из централизованно финансируемых институтов, таких как CSIR, Индийский совет сельскохозяйственных исследований (Indian Council of Agricultural Research - ICAR), DST и др., расположены в шести штатах - Андра-Прадеш, Дели, Карнатака, Махараштра, Тамил-Наду и Уттар-Прадеш.
Медицинские исследовательские институты, включая и те, что исследуют альтернативную медицину, более распространены в штатах Андхра-Прадеш (8), Дели (32), Гуджарат (10), Карнатака (13), Махараштра (18), Тамилнад (13) и Западная Бенгалия (13). В этих же штатах расположены институты базовых наук: физики, химии, биологии, математики. Штаты Ассам (2), Раджастхан (2), Трипура (4), Западная Бенгалия (3) и Северо-Восточные штаты имеют существенную долю институтов, специализирующихся на исследованиях леса и окружающей среды, что неудивительно, так как большую часть территории этих штатов покрывают леса.
В инженерных науках лидирует Махараштра (18), за ним следуют Карнатака (15), Дели (15), Уттар-Прадеш (13), Тамилнад (13), Уттаракханд (12), Западная Бенгалия (8), Керала (8) и др.
Сельское хозяйство является предметом государственного интереса, и это единственная дисциплина, для изучения которой были созданы государственные сельскохозяйственные университеты в семи штатах: Андхра-Прадеш (15), Гуджарат (17), Керала (17), Мадхья-Прадеш (21), Махараштра (33), Тамилнад (26) и Уттар-Прадеш (22) (с. 69).
Раджастхан, Мадхья-Прадеш, Орисса, Бихар, Джамму и Кашмир, Джаркханд и Северо-Восточные штаты имеют сравнительно немного научно-технических институтов, в отношении как
распределения специфических дисциплин, так и представительств основных научных агентств.
Поскольку штаты различаются по размерам, авторы используют определенные социально-экономические параметры для нормализации выборки по 5-балльной шкале. Из выборки был исключен Дели с его плотностью населения 7000 чел./кв.км, а также некоторые малые штаты. В итоге выборка составила 18 штатов с сопоставимыми социально-экономическими показателями: юг: Андхра-Прадеш, Карнатака, Керала, Тамилнад; север: Харьяна, Хима-чал-Прадеш, Джамму и Кашмир, Пенджаб, Раджастхан, Уттар-Прадеш; запад: Гоа, Гуджарат, Махараштра; восток: Орисса, Мад-хья-Прадеш, Западная Бенгалия; ЫМЛЯИ1 (Бихар, Мадхья-Пра-деш, Раджастхан, Уттар-Прадеш).
Наряду с распределением организаций 8&Т в исследовании учитывались шесть социально-экономических показателей для различных штатов: литературная грамотность; плотность населения на 1 кв. км; индекс развития образования; индекс развития человеческого потенциала; ВВП штата (С8ЭР); число выпускников с научной степенью (от магистра и выше).
Результаты наблюдений заключаются в следующих выводах: юг, север и запад Индии характеризуются доступностью организаций науки и образования. С институциональной базой коррелирует С8ЭР, отсюда можно заключить, что более богатые штаты привлекают ученых (исключение составляет Гуджарат).
При анализе распределения государственных расходов на промышленные ИР выявлен тот же набор штатов, находящихся в лучшем положении. Это подтверждает известный «эффект Матфея», согласно которому «тот, кто имеет, получит больше». Как выясняется в дальнейшем анализе, это асимметричное распределение организаций 8&Т напрямую воздействует на параметры экономического развития и благосостояния.
В исследовании выявлен так называемый «эффект соседства», когда наличие организаций 8&Т привлекает выпускников, что в свою очередь способствует развитию образования, науки и технологий в регионе.
1 BIMARU - акроним, составленный по первым буквам названий северных штатов Bihar, Madhya Pradesh, Rajasthan, Uttar Pradesh. - Прим. реф.
Для изучения этих эффектов набор показателей был увеличен до 28 переменных, 7 из которых относились к человеческому потенциалу науки, 12 - к инфраструктуре, 9 - к здравоохранению. Данные были получены в Национальном совете прикладных экономических исследований (National Council for Applied Economic Research -NCAER) и из вторичных источников для 21 штата. Затем они были подвергнуты «анализу принципиальных компонентов» (principal component analysis - PCA). Это - статистический метод, при помощи которого начальный набор переменных трансформируется в значительно меньший набор некоррелированных переменных, в котором представлена большая часть начальной информации. Тем самым сокращается размерность набора данных. Затем индексы для штатов были нормализованы в масштабе от 0,0 до 1,0.
По итогам расчетов лучшие штаты получили значение индекса S&T около 0,9; группа «выше среднего» следует с показателем 0,49. «Средние» и «слаборазвитые» штаты отстают с показателями от 0,28 до 0,11. Этот паттерн согласуется с субиндексами S&T, группировкой штатов в соответствии с показателями экономического роста и благосостояния. Все южные и западные штаты попадают в категорию «хорошие и выше среднего», тогда как штаты других регионов отстают по индексу S&T и другим показателям, хотя Дели является исключением.
При более широком анализе влияния S&T (включая показатели инфраструктуры, человеческого капитала науки), штаты явно разделяются на четыре группы, первую из которых составляют Дели, Андхра-Прадеш, Карнатака, Махараштра, Тамилнад, Керала и Гуджарат. Полученные данные подтверждают значимость индекса S&T как индикатора благосостояния и экономического развития, а также тезис о том, что росту экономики в демократической стране может препятствовать плохая федеральная структура. Соответствующий план развития федеральной структуры должен предусматривать приоритеты для применения административной власти, финансовых ресурсов с целью развития образования, здравоохранения, инфраструктуры и т.д. Результаты проведенного исследования подчеркивают необходимость учета в процессе планирования регионального развития такой цели, как сбалансированная институциональная инфраструктура S&T.
С.М. Пястолов