ном движении в колониях, о Войне за независимость, о Б. Франклине и Дж. Вашингтоне. К.М. Бродская и В.А. Ушаков подчеркивают восторженно-положительные оценки, данные русским профессором. Н.И. Кареев в «Учебной книге новой истории» (1904) обратил внимание на то, что «США - первая в истории большая и действительно демократическая республика», а в работе «Происхождение современного народно-правового государства» (1908) посвятил целую главу истории колонизации и возникновению США.
Одним из наиболее известных и многогранных историков-американистов К. М. Бродская и В. А. Ушаков считают П.Г. Мижуева. В его книгах и статьях рассмотрена американская история «... от основания первых поселений и до конца колониального периода, движение колоний к единению и войне за независимость, с характеристикой уже самостоятельного развития США при президентах Дж. Вашингтоне, Дж. Адамсе, Т. Джефферсоне и далее до конца XIX в.» (с. 123).
В заключении авторы пишут, что к началу XX в. российская американистика и ее составная часть «Вашингтониана» достигли солидного научного уровня. Хотя отечественные авторы еще находились под влиянием зарубежной историографии, они постепенно обретали самостоятельность в выборе тем и в их интерпретациях, но развитие американистики в России прервала Первая мировая война и революции, заключают К.М. Бродская и В.А. Ушаков (с. 141).
Ю.В. Дунаева
Страны Азии и Африки
2010.02.033. ШИПИЛОВ СБ. АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО. СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ, (1989-2007). - М.: Восток - Запад, 2009. - 272 с.
Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), 1989-2007 гг., восточноазиатский регионализм, взаимодействие РФ с АТЭС.
В реферируемой монографии рассматривается деятельность форума Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество
(АТЭС), одного из крупнейших в Азии межправительственных объединений. Роль АТЭС в современной международной жизни исследуется в рамках восточноазиатского регионализма и взаимодействия Российской Федерации с этой организацией. В настоящее время международные политические и экономические отношения характеризуются ослаблением влияния Евро-Атлантики в пользу Азиатско-Тихоокеанского региона, что проявляется в подъеме Китая, бросившего вызов мировому господству США, высоких темпах развития Индии и устойчивом росте многих стран АТР. В этом процессе находят отражение инициативы по развитию диалога и сотрудничества в АТР, которые и рассматриваются в данной монографии.
Книга состоит из четырех глав. В главе I рассказывается о предпосылках и условиях создания форума АТЭС. Еще в конце 1940-х - начале 1960-х годов лидеры стран Азиатско-Тихоокеанского региона делали попытки создать региональные организации политико-экономического характера. К ним относятся идеи о Соединенных штатах Индокитая (1946), Союзе Юго-Восточной Азии (1947), Ассоциации Юго-Восточной Азии (1961) и др. В 1954 г. был подписан Договор о коллективной обороне Юго-Восточной Азии (СЕАТО), в 1966 г. учреждена конференция Азиатско-тихоокеанского совета (АЗПАК), а в 1967 г. - группировка Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Однако все это не было прорывом в развитии региональной интеграции. В 19601980-е годы АСЕАН считалась группировкой политического характера, поддерживаемой западными странами. Только с середины 1980-х годов в рамках этого объединения стало развиваться экономическое сотрудничество. Лишь в 1989 г. по предложению премьер-министра Австралии Б. Хоука был создан форум АТЭС, что было итогом «напряженной работы политиков и ученых Азиатско-Тихоокеанского региона» (с. 12).
Однако движение к созданию единого экономического пространства в АТР было непростым. В регионе сохраняются конфликтные ситуации, в частности проблемы Корейского полуострова, вопрос присоединения Тайваня к Китаю, а также этнические, религиозные, территориальные и другие противоречия. Налицо признаки конфликта интересов «локальных цивилизаций» - китайской, японской, азиатской (Юго-Восточная Азия) и западной (аме-
риканской и европейской, включая российскую). Общерегиональная идея развития региона до сих пор не создана ввиду различий в историческом прошлом стран АТР, уровне их экономического развития и политических амбициях. Движение к экономической интеграции в регионе «происходит на иных, отличных от европейских, принципах, таких как "открытый регионализм", консенсус, недискриминация, а также добровольность при исполнении принимаемых решений» (с. 31).
Глава II посвящена эволюции форума АТЭС. Организационное становление АТЭС началось со встречи министров торговли стран Азиатско-Тихоокеанского региона 6-7 ноября 1989 г. в Канберре. В ней приняли участие представители Австралии, Брунея, Индонезии, Канады, Малайзии, Новой Зеландии, Республики Корея, Сингапура, США, Таиланда, Филиппин и Японии. Тематикой совещания стало обсуждение регионального экономического сотрудничества в контексте мирового экономического развития. Было принято решение о подключении к форуму КНР, Тайваня и Гонконга. В 1990 г. в Малайзии был принят документ («Консенсус Кучинга»), закрепивший условия участия АСЕАН в АТЭС. В 1991 г. в Сеуле была одобрена декларация, в которой сформулированы основные задачи АТЭС: «поддержание экономического роста стран региона; укрепление многосторонней системы торговли с учетом роста экономической взаимозависимости экономик участниц; снятие ограничений на передвижение товаров, услуг и капиталов в соответствии с нормами ГАТТ» (с. 40).
В 1993 г. были созданы рабочие группы по сотрудничеству в финансовой сфере, экологической области и др. Приняты документы, регламентирующие их деятельность. Таким образом, в 19891994 гг. произошло организационное и целевое становление АТЭС.
В главе имеется приложение в виде документов, дающих представление о встречах членов Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества на высшем уровне, принципах АТЭС в области инвестиций, реформах АТЭС и т.п.
В главе III рассматривается политико-интеграционное сотрудничество в АТР. К 1994 г. интеграция в АТР в условиях ускорения глобализации и роста взаимозависимости экономики развивалась в новых формах. Значительно расширилась сфера ответственности форума, что было «реакцией на новые экономические
(азиатский финансовый кризис, коррупция) и политические (терроризм, угроза распространения оружия массового уничтожения) вызовы» (с. 211). Строительство единого азиатско-тихоокеанского политического и экономического пространства столкнулось с рядом трудностей, например, с конкуренцией ведущих региональных держав. Так, борьба США, Китая и Японии за лидерство в АТР сопровождается обострением отношений между региональными игроками, например Японией, Китаем и Южной Кореей, Тайванем и Китаем и т.д.
В настоящее время политико-интеграционные процессы в АТР приобрели конфигурацию, по выражению автора, «"ступицы и спиц" большого "тихоокеанского кольца"» (с. 213). В центре его -Ассоциация государств Юго-Восточной Азии («ступица-магнит»). Она притягивает и раскручивает механизм региональной интеграции. «Спицами» же являются система диалогового партнерства, Региональный форум АСЕАН по безопасности, регулярные саммиты и т. д.
Автор монографии считает, что в основе перспектив развития интеграции в АТР «будут лежать соглашения о свободной торговле» (с. 218). Такой механизм представляется наиболее приемлемым в условиях перманентного сбоя многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО.
Глава IV посвящена участию России в форуме АТЭС. Советское руководство настороженно относилось к многосторонним региональным объединениям. Ситуация изменилась после заявлений М.С. Горбачева во Владивостоке (1986) и Красноярске (1988) о начале новой открытой политики в отношении стран АТР. Однако после распада СССР переход к такой политике затянулся. Интерес России к странам АТР начал возрастать с 2005 г., когда Россия преодолела неустойчивое политико-экономическое положение времен Ельцина и вынуждена была расширить горизонты экономического сотрудничества на все страны мира из-за постоянных потрясений в переговорном процессе ВТО. Более того, Россия является неотъемлемой частью АТР (на ее азиатско-тихоокеанской территории сосредоточены основные стратегические природные ресурсы) и имеет здесь свои интересы. Выбор России по развитию интеграции с АТР продиктован также «перспективами и выгодами участия в крупных многосторонних объединениях. Именно их дея-
тельность создает новые формы и модули сотрудничества между государствами» (с. 236).
В 2012 г. Россия планирует провести на своей территории саммит АТЭС, что потребует от нее организационного и интеллектуального вклада в концепцию единого регионального экономического пространства.
В главе имеется приложение - документ о концепции участия России в форуме АТЭС от 10 ноября 2000 г., одобренный президентом В.В. Путиным.
Автор приходит к выводу о том, что АТЭС сможет сохранить «роль регионального координатора и консультативного механизма сближения курсов национальной экономической политики членов этого объединения» (с. 262-263). А перед Россией, по его мнению, «стоит важнейшая задача выбора между различными путями интеграционного развития, между поддержкой восточно-азиатского регионализма и Восточно-азиатской зоны свободной торговли... » (с. 263).
О. В. Бабенко
2010.02.034. РАБИ УЗИ. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КАТАРА С ИЗРАИЛЕМ.
RABI UZI. Qatar relation with Israel // Middle East j. - L., 2009. - Vol. 63, N 3. - P. 443-459.
Ключевые слова: Израиль, Катар, внешняя политика, взаимоотношения.
В статье рассматриваются уникальные отношения Катара с Израилем, являющиеся одним из компонентов «сложной и смелой внешней политики» (с. 443). Автор раскрывает, как небольшое богатое государство может иметь независимую внешнюю политику, которая отличается от политики более крупных соседних стран.
Будучи единственным государством залива, которое имеет официальные отношения с Израилем, Катар разработал и осуществляет четкую независимую внешнюю политику. Начиная с 1991 г. он неуклонно улучшает отношения с Израилем и становится первым членом «Совета по сотрудничеству в Заливе», де-факто признавшим Израиль. В 1996 г. в столице страны Дохе было открыто