Научная статья на тему '2010. 02. 018. Ахтямов К. Ш. Органы административно-территориального управления на Южном Урале в 1881-1917 гг. - Челябинск: Изд-во Челяб. Гос. Акад. Культуры и искусств, 2008. - 191 с'

2010. 02. 018. Ахтямов К. Ш. Органы административно-территориального управления на Южном Урале в 1881-1917 гг. - Челябинск: Изд-во Челяб. Гос. Акад. Культуры и искусств, 2008. - 191 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
75
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮЖНЫЙ УРАЛ / 1881-1917 ГГ. / АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ОРГАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 02. 018. Ахтямов К. Ш. Органы административно-территориального управления на Южном Урале в 1881-1917 гг. - Челябинск: Изд-во Челяб. Гос. Акад. Культуры и искусств, 2008. - 191 с»

Завершая книгу, С.В. Шелохаев пишет, что либералы-консерваторы, и Д.Н. Шипов в их числе, не хотели и не пытались остановить модернизационный процесс, по выражению П.Б. Струве, «прутиками из плетня», а стремились придать ему гуманистическую направленность исходя из религиозных, нравственных и этических начал. Именно в этом, по мнению автора, «и состояла основная цель и задача либералов-консерваторов начала XX в.» (с. 161).

В.М. Шевырин

2010.02.018. АХТЯМОВ К.Ш. ОРГАНЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ В 1881-1917 гг. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2008. - 191 с.

Ключевые слова: Южный Урал, 1881-1917 гг., административно-территориальное управление, административные органы.

В монографии, состоящей из двух глав («Структура органов государственного управления на Южном Урале в конце XIX - начале ХХ в.»; «Деятельность губернских администраций на Южном Урале в 1881-1917 гг.»), предпринята попытка комплексного рассмотрения сферы компетенции, структуры административных органов на Южном Урале, основных направлений и результатов их деятельности.

В результате упразднения Оренбургского военного генерал-губернаторства в 1881 г. на территории рассматриваемых в монографии Оренбургской и Уфимской губерний сложилась самостоятельная система органов административно-территориального управления, подчиненная гражданским губернаторам. Возник достаточно разветвленный бюрократический аппарат, составными элементами которого были сами губернаторы и их канцелярии, губернские правления и множество присутствий и комитетов.

В конце XIX - начале XX в. в губерниях Южного Урала была выстроена жесткая вертикаль власти, верховным звеном которой на местном уровне были губернаторы. Они являлись полномочными представителями центральной власти на местах и непосредственными исполнителями правительственной политики, «стержнем», на

котором держалась вся система местных органов Российской империи.

Анализ правовой основы, на которой строилась деятельность губернских администраций, позволяет автору утверждать, что она не оставалась незыблемой, а постоянно совершенствовалась. Однако вносимые в нее изменения были достаточно противоречивыми. По-прежнему сохраняя за губернаторами положение «хозяев» губерний, правительство тем не менее стремилось к ужесточению контроля за их деятельностью. Несмотря на определенную модернизацию законодательной основы деятельности губернских администраций главный принцип, которым руководствовалась центральная власть, оставался, по словам К.Ш. Ахтямова, неизменным: законы твердо охраняли властные полномочия губернаторов, поскольку последние были проводниками правительственной политики на местах.

В то же время автор утверждает, что на территории Оренбургской и Уфимской губерний действовала относительно «упрощенная» структура административных органов сравнительно с центральными губерниями России. На Южном Урале численный состав чиновничьего аппарата был примерно в два раза меньше, чем в центральноевропейской России. Управленческие задачи решались здесь в условиях более значительных пространств, но при меньшей плотности населения.

«В местных административных органах служили, как правило, чиновники с большим опытом практической работы. Большинство из них были выходцами из местной среды, как правило, из южноуральского потомственного дворянства. Исключение составляли губернаторы, которые не являлись уроженцами той территории, которой им было поручено управлять. Свое пребывание в регионе они рассматривали как очередную ступеньку в служебной карьере и в большинстве случаев не были озабочены работой на перспективу. Этому способствовала также практика регулярной сменяемости глав губернских администраций в России в конце XIX -начале XX в. В изучаемый период в Оренбургской губернии сменились 8, а в Уфимской - 10 губернаторов. Каждый из них руководил вверенной территорией в среднем 3-5 лет» (с. 166).

Решительного реформирования системы государственного управления на Южном Урале в течение рассматриваемого в моно-

графии периода не произошло. В структуре административных органов появились лишь отдельные новые звенья. Наиболее динамично при этом развивались полицейско-жандармские органы. Они быстрее росли численно, им постоянно предоставлялись дополнительные полномочия.

В 1881-1917 гг. органы административно-территориального управления на Южном Урале являлись последовательными проводниками разных аспектов правительственной политики: экономического, социального, национального, конфессионального. До 1914 г. они в основном справлялись с нараставшим объемом работы благодаря жесткой централизации, существовавшей в системе местного управления, подчиненной одному лицу - губернатору, четкой регламентации функций отдельных управленческих звеньев, внимательному и тщательному подбору чиновничьих кадров преимущественно из дворянского сословия, твердой исполнительской дисциплине, основанной на беспрекословном выполнении решений вышестоящих властных структур нижестоящими.

Обширные права и разветвленный карательный аппарат, находившийся в подчинении губернаторов, по мнению автора, позволяли им разрешать социальные конфликты преимущественно силовыми методами. Административный нажим на участников конфликтов из «низов», угрозы применить силу для защиты прав и интересов имущих слоев населения, приказы на аресты «зачинщиков» социальных конфликтов и т.п. были привычными атрибутами их деятельности. При этом министры внутренних дел и их заместители не только одобряли практику силовых действий оренбургских и уфимских губернаторов, но и всячески ее поощряли.

Канцелярско-бюрократический стиль деятельности губернаторов, которые хотя и считались гражданскими, но имели генеральские звания, в сочетании с жестким администрированием давал результаты в условиях социальной стабильности. Участившиеся в начале XX в. социальные конфликты побудили местную администрацию к расширению контактов с различными слоями общества. Однако подобная практика осуществлялась непоследовательно и нерегулярно, а в годы Первой мировой войны была заменена привычной системой жесткого администрирования.

В условиях Первой мировой войны сложившаяся на местах система государственного управления стала давать постоянные

сбои в своей работе, поскольку не была приспособлена для быстрого и оперативного реагирования на возникающие проблемы и события. Не выдержав возникших дополнительных нагрузок, она сравнительно быстро разрушилась в ходе событий февраля-марта 1917 г.

С.В. Беспалов

2010.02.019. РОДНОВ М.И., ДЕГТЯРЕВ А Н. ХЛЕБНЫЙ РЫНОК УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в. - Уфа: Изд-во Уфимской гос. акад. экономики и сервиса, 2008. - 258 с.

Ключевые слова: Уфимская губерния, конец XIX- начало XX в., региональная экономика, хлебный рынок.

В монографии, состоящей из трех глав («Аграрная экономика Уфимской губернии к началу XX в.»; «Транспортные коммуникации, зернохранилища»; «Механизм хлебного рынка») и восьми приложений преимущественно источниковедческого характера, показан механизм хлебной торговли - одной из основных отраслей региональной экономики - в Уфимской губернии на рубеже Х1Х-ХХ вв.

По мнению авторов, на рубеже XIX-XX вв. рынок зерна в одном из крупных хлебопроизводящих регионов Российской империи, расположенной на Южном Урале Уфимской губернии, отражал переходный, многоукладный характер аграрного сектора экономики. Поступавшее на рынок для вывоза за пределы края зерно имело разное происхождение. С северо-западных уездов по речным и гужевым путям отправлялся хлеб (главным образом рожь и овес), скупавшийся у традиционного общинного крестьянства. В южных и северо-восточных волостях сбыт зерна производился главным образом сельскими предпринимателями (фермерами-кулаками), обладавшими ресурсами для организации обозов, в меньших объемах товар закупался представителями хлеботорговых и мукомольных фирм. Таким образом, в целом первичная заготовка хлеба в Уфимской губернии, как и в соседних регионах, в начале XX в. оставалась на доиндустриальной стадии. Функционирование института мелкого скупщика отражало и уровень аграрного развития.

Второй этап хлебной торговли - поступление товара на железнодорожные станции и речные пристани, дальнейшая отправка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.