Научная статья на тему '2009.04.049. РАСТУЭН Ж.-Л. МУЛЬТИНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПАНИИ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ. RASTOIN J.-L. LES MULTINATIONALS DANS LE SYSTèME ALIMENTAIRE // PROJET. - P., 2008. - N 307. - P. 61-69'

2009.04.049. РАСТУЭН Ж.-Л. МУЛЬТИНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПАНИИ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ. RASTOIN J.-L. LES MULTINATIONALS DANS LE SYSTèME ALIMENTAIRE // PROJET. - P., 2008. - N 307. - P. 61-69 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ / ТНК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009.04.049. РАСТУЭН Ж.-Л. МУЛЬТИНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПАНИИ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ. RASTOIN J.-L. LES MULTINATIONALS DANS LE SYSTèME ALIMENTAIRE // PROJET. - P., 2008. - N 307. - P. 61-69»

В заключение автор отмечает, что продовольственный кризис 2007-2008 гг. служит сигналом, показывающим, что период снижения цен на продовольствие закончился и что необходимо со всей серьезностью реагировать на планетарный вызов - необходимость накормить в 2050 г. 9 млрд. человек (с. 45).

И.Ю. Жилина

2009.04.049. РАСТУЭН Ж.-Л. МУЛЬТИНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПАНИИ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ. RASTOIN J.-L. Les multinationals dans le système alimentaire // Projet. -P., 2008. - N 307. - P. 61-69.

В статье профессора Высшей сельскохозяйственной школы (Монпелье, Франция) рассматривается состояние глобальной продовольственной системы и перспективы ее развития.

Продовольственная система, т.е. «способ организации людей для производства, распределения и потребления пищи», начала формироваться 500 тыс. лет назад с открытием огня (с. 61). Собственно сельское хозяйство существует 10 тыс. лет. После промышленной революции многочисленные технологические инновации, особенно после Второй мировой войны, привели к глубоким изменениям этой системы, стимулировали развитие рыночной экономики и значительных социокультурных изменений (демографический рост, урбанизация, женская занятость и т.д.). Все эти факторы привели к созданию агропромышленной продовольственной модели.

Характерными чертами современной продовольственной модели, сформировавшейся под влиянием, с одной стороны, концентрации производства и продаж, с другой - индивидуализма потребления, являются интенсификация, специализация и глобализация. В рамках этой модели индивиды и их желания «форматируются» рынком, управляемым крупными фирмами, процветание которых зависит от однородности поведения клиентов. Они добиваются стандартизации продуктов в условиях массового производства. Рыночные отношения распространяются на все виды человеческой деятельности, включая производство и потребление продовольствия.

Процесс концентрации предприятий на всех уровнях продовольственной системы, продолжающийся уже около столетия, привел к созданию олигополии с расплывчатыми границами, доминирующее положение в которой занимают крупнейшие мультинациональ-

ные компании (МНК). Такая структура порождена самой природой производства продовольствия, в котором до сих пор большую роль играют семейные предприятия и кустарное производство, действующие внутри системы, состоящей из сельского хозяйства, пищевой промышленности и одного из двух каналов коммерциализации продуктов питания - ресторанов. Во всех трех секторах мелкие и очень мелкие предприятия сосуществуют с МНК. Механизмы предложения способствуют концентрации в основном внутри группы лидеров, оставляющих «щели» (зазоры) для мелких предприятий, которые постоянно обновляются. На мировом уровне тенденция к концентрации усиливается в результате высоких темпов экономического роста формирующихся экономик, принявших модель рыночной экономики и расширивших ее сферу.

Наиболее высокая концентрация характерна для начального этапа сельскохозяйственного производства, т.е. производства семенного материала, фито- и зоосанитарных субстанций, удобрений и сельскохозяйственного оборудования. В этой области доминируют крупные химические, фармацевтические и машиностроительные группы. При этом возникают серьезные проблемы технологического и экономического порядка, связанные, в частности, с генетически модифицированными организмами, поскольку аграрная «фурнитура» оказывает сильное влияние на конфигурацию сельского хозяйства, а вне его - на всю продовольственную систему через качество продуктов питания.

Сельское хозяйство остается очень раздробленным сектором: около 500 млн. хозяйств обеспечивают жизнь около половины населения планеты (с. 63). В начале агропромышленного периода развития продовольственной системы интенсивно шел процесс интеграции сельскохозяйственного производства и крупных компаний пищевой промышленности, активизировавшийся в середине ХХ в. с распространением модели агробизнеса, т.е. массового производства некоторых видов сельскохозяйственной продукции, на промышленной основе. Источником инвестиций является либо пищевая промышленность, либо другие сектора экономики, включая суверенные или частные инвестиционные фонды, привлеченные повышением цен на продовольствие. Несмотря на большой объем производимой продукции и высокие прибыли, отрасль сталкивается со множеством проблем, как социальных (бедность, ис-

ключение), так и касающихся экстерналий производственной деятельности.

Пищевая промышленность во многих странах занимает первое место в обрабатывающей промышленности, а в планетарных масштабах опережает автомобилестроение или электронику. В секторе насчитывается около 600 тыс. предприятий. На первую сотню МНК в 2005 г. приходилось около трети оборота пищевой промышленности, а на долю 15 лидеров - 19% оборота. При этом в наиболее передовых с технологической и маркетинговой точек зрения подсекторах (производство молочных продуктов, растительных масел, безалкогольных напитков и т.д.) 2/3-3/4 рынка контролируют всего несколько компаний (с. 63). Степень концентрации увеличивается за счет производства под маркой дистрибьюторов. Прибыль первой десятки продовольственных МНК свидетельствует об их значительных размерах и экономической мощи: в 2007 г. чистая прибыль каждой компании (среднее количество занятых 119 тыс. человек) составляла около 3,7 млрд. долл. (с. 64). Наиболее крупными являются компании-дистрибьюторы. Такие компании, как «Tesco», «Carrefour», «Metro» и др., владеют десятками тысяч торговых точек по всему миру, что способствует униформи-зации потребления и стиля жизни. Они также оказывают давление на производственные цепочки, а их быстрое развитие в 1990-х годах в развивающихся странах является основным фактором глобализации продовольственной системы.

В целом доминирующее положение в мировой продовольственной системе занимают около 40 крупных МНК. Почти все они входят в клуб 500 первых промышленных и сервисных предприятий и примерно в равных долях присутствуют в производстве средств производства для сельского хозяйства, пищевой промышленности и сфере распределения и ресторанном бизнесе. Их прибыль, составляющая 40-60 млрд. долл. в год, намного выше добавленной стоимости всей агропродовольственной цепочки во многих странах мира (с. 64). Глобальные прибыли являются стратегическим рычагом этих компаний, позволяющим им контролировать рыночную продовольственную систему во всех странах, в которых они присутствуют. Страной происхождения 15 МНК из 40 являются США, 9 - Великобритания, 1 - Канада. Лишь 15 МНК имеют европейское происхождение (с. 65). Однако эта география может

измениться в результате роста инвестиционных фондов (особенно американских, арабских и азиатских) и создания МНК в Китае, Индии, Аргентине, Бразилии и Мексике.

Сегодня стратегии МНК зависят, с одной стороны, от целей акционеров, с другой - от целей внутренних и внешних партнеров (работников предприятий, клиентов, гражданского общества и властей). Акционеры стремятся к максимизации окупаемости инвестиций в краткосрочном плане и повышению стоимости акций в долгосрочном. Хотя между разными категориями акционеров существуют стратегические противоречия, поскольку они по-разному оценивают время, необходимое для достижения желаемого результата, вывод на финансовый рынок все большей доли капитала предприятий приводит к поиску максимальной рентабельности в краткосрочном плане. В связи с этим в продовольственной системе возникают проблемы, связанные с обеспечением продовольственной безопасности, для решения которых необходимы время и стабильность.

Цели партнеров не только не совпадают, но и отличаются от целей акционеров. Наемные работники хотят улучшения условий труда и повышения заработной платы. Хотя в продовольственной системе в целом заработки высших руководителей и других категорий персонала резко различаются, средний уровень заработной платы и условия труда в очень крупных фирмах лучше, чем на небольших предприятиях. Клиенты ожидают лучшего соотношения цены и качества, но уже два года сталкиваются с повышением цен. Потребители также все больше интересуются качеством продукции, методами ее производства, происхождением. Гражданское общество озабочено теми же проблемами, а также проблемами управления, и выступает против непрозрачности и гегемонии крупных компаний. Власти лавируют между текущими экономическими задачами и целями устойчивого развития. Однако многочисленные и влиятельные продовольственные лобби тормозят принятие невыгодных для МНК решений.

МНК имеют в своем распоряжении три вида стратегических ресурсов.

1. Портфель продуктов МНК одновременно упрощается за счет концентрации на определенных видах деятельности и усложняется за счет реальной или символической дифференциации. Тен-

денция к концентрации, связанная с требованием рентабельности со стороны акционеров, характерна для всей продовольственной системы. В пищевой промышленной наблюдается отказ от конгломератов 1970-х годов в пользу специализации. Некоторые компании специализируются на производстве базовых, малодиверсифи-цированных продуктов, другие - на компоновке сложных продуктов и маркетинге. Лидеры («Nestle», «Kraft», «Danone», «Unilever») придерживаются именно этой ориентации. В основе их стратегии и продуктов лежит пропаганда заботы о здоровье, что можно квалифицировать как «медикализацию питания».

Одновременно продовольственные компании, имеющие большой опыт в области маркетинга, научились соблазнять потребителя, используя вслед за крупными дистрибьюторами концепцию местного колорита. Маркетинг также активно использует лозунги биологичности продуктов и справедливой торговли.

2. Размещение производства. 100 первых продовольственных групп имеют 8 тыс. филиалов примерно в 120 странах (с. 68). Их геостратегия всегда была ориентирована на предвосхищение или сопровождение повышения покупательной способности в странах размещения. МНК, как правило, входят на платежеспособные рынки.

3. Организация и управление. Несколько лет назад появился новый феномен: распределение функциональной деятельности (служб НИОКР, управления человеческими ресурсами, информатики и финансов) крупных компаний по всему миру в соответствии с критерием «затраты/выгоды». При этом концентрация стратегической информации на высшем уровне позволяет управлять десятками тысяч работников, разбросанных по разным странам. Таким образом, в продовольственной системе, так же как и других секторах экономики, формируются глобальные компании.

МНК сосредоточили в своих руках огромную рыночную власть, которая часто сопоставима с властью государственных институтов, если не превосходит ее. Она очень результативна с точки зрения создания стоимости, но порождает огромные диспропорции в самих компаниях между партнерами, крупными и мелкими предприятиями, регионами одной страны и между странами. Но ее основными недостатками являются неспособность положить конец голоду и нехватке продовольствия, а также то, что деятельность

этих компаний в конечном счете способствует распространению ряда заболеваний, таких как ожирение, диабет, рак и т.д.

В связи с этим встает вопрос о последствиях распространения существующей модели продовольственной системы на всю планету, учитывая увеличение населения Земли на 50% к 2050 г. и ограничения, связанные с устойчивым развитием.

И.Ю. Жилина

2009.04.050. ЛЕСНЕЙ С. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ ДЛЯ ЕВРОПЫ.

LAISNEY C. Une projection demographique de l'Europe // Futuribles. -P., 2008. - N 347. - P. 82-83.

В соответствии с последними прогнозами Евростата население ЕС-27 будет увеличиваться до 2035 г., когда оно достигнет 521 млн. человек (против 495,4 млн. в 2008 г.), затем оно начнет сокращаться и составит в 2060 г. 506 млн. человек (с. 83). Однако в разных странах - членах Евросоюза демографическая ситуация будет значительно различаться. В 14 странах численность населения уменьшится, в основном в странах Центральной и Восточной Европы. В Болгарии по сравнению с 1989 г. население сократится в два раза. В Ирландии, Люксембурге, Норвегии и Франции будет происходить постепенное сокращение численности населения.

Демографический рост будет происходить, как это уже происходило ранее, за счет положительного миграционного сальдо, которого, однако, будет недостаточно для компенсации отрицательного сальдо естественного прироста населения начиная с 2035 г.

Старение населения затронет все страны. В ЕС-27 средний возраст увеличится с 40,4 лет в 2008 г. до 47,9 в 2060 г. Доля населения в возрасте старше 65 лет в общем населении ЕС возрастет с 17 до 30%, и его численность увеличится с 84,6 млн. до 151,5 млн. человек. Численность лиц старше 80 лет увеличится в три раза - с 21,8 млн. в 2008 г. до 61,4 млн. человек в 2060 г.

Численность экономически активного населения (15-64 года), составлявшая в 2008 г. 333,2 млн. человек, начнет сокращаться в 2010 г. и составит в 2060 г. 283,2 млн. человек (с. 84).

Если в 2008 г. на одного человека в возрасте 65 лет и старше приходилось четыре человека в трудоспособном возрасте, то в 2060 г. это соотношение составит 2:1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.