Научная статья на тему '2009. 03. 058. Чжан Хайпэн. Обсуждение парадигм новой истории Китая. Чжан Хайпэн. Гуаньюй чжунго цзиньдай ши яньцзю моши ды таолунь // чжунго шэхуй кэсюэ вэньчжай. - Пекин, 2008. - № 5. - С. 29-30. - кит. Яз'

2009. 03. 058. Чжан Хайпэн. Обсуждение парадигм новой истории Китая. Чжан Хайпэн. Гуаньюй чжунго цзиньдай ши яньцзю моши ды таолунь // чжунго шэхуй кэсюэ вэньчжай. - Пекин, 2008. - № 5. - С. 29-30. - кит. Яз Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
100
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В КНР МЕТОДОЛОГИЯ / КНР ИСТОРИЯ 1840-1949 ГГ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009. 03. 058. Чжан Хайпэн. Обсуждение парадигм новой истории Китая. Чжан Хайпэн. Гуаньюй чжунго цзиньдай ши яньцзю моши ды таолунь // чжунго шэхуй кэсюэ вэньчжай. - Пекин, 2008. - № 5. - С. 29-30. - кит. Яз»

2009.03.058. ЧЖАН ХАЙПЭН. ОБСУЖДЕНИЕ ПАРАДИГМ НОВОЙ ИСТОРИИ КИТАЯ.

ЧЖАН ХАЙПЭН. Гуаньюй чжунго цзиньдай ши яньцзю моши ды таолунь // Чжунго шэхуй кэсюэ вэньчжай. - Пекин, 2008. - № 5. -С. 29-30. - Кит. яз.

Выделение в китайской исторической науке ХХ в. изучения новой истории Китая в самостоятельную дисциплину явилось следствием происходивших в Новое время в китайском обществе и науке перемен.

В результате проводившихся несколькими поколениями китайских ученых научных поисков и обсуждений было выработано с позиций исторического материализма определение предмета новой дисциплины как истории полуфеодального, полуколониального общества Китая 1840-1949 гг.

Использование теории модернизации в изучении новой истории Китая имеет определенное положительное значение, но упрощенную замену революционной парадигмы модернизационной вряд ли можно рассматривать как успешный выбор правильного направления исследований в данной области.

На протяжении ста с лишним лет в качестве основания развития китайского общества была смена событий, вызванных к жизни действиями политических группировок и партий, особое внимание уделялось стародемократической и новодемократической революциям. Главным содержанием этих революций считались сопротивление агрессии империалистических держав и борьба за национальную независимость, противостояние феодальной деспотии и стремление к демократии. Лишь после того, как эта задача была в основном выполнена, появилась возможность для модернизации, что подтверждает исторический опыт всего периода новой истории Китая и последующих за ним десятилетий.

Существует мнение, что сегодня, когда в Китай уже проник капитализм, страна вступила в ВТО, сближается с мировым сообществом и идет по пути глобализации, не стоит снова говорить об антиимпериалистической борьбе китайского народа. Отголоски такого мнения явно прослеживаются в широком распространении в кругах историков «модернизационной» концепции.

Сторонники этой концепции пытаются придать модерниза-ционной концепции главенствующее положение в изучении истории Китая Нового времени, заменив ею формировавшуюся на протяжении длительного времени так называемую «революционную концепцию», ряд ученых уже открыто заявляют, что модернизация была главной проблемой новой и новейшей истории Китая.

Некоторые ученые считают, что исследование исторического процесса со времени «опиумной» войны 1840-1842 гг. в рамках модернизационной концепции не только позволяет охватить длившуюся 100 лет антифеодальную, антиимпериалистическую борьбу, но и реформы 1898 г. и другие перемены в китайском обществе. По мнению этих ученых, такой подход намного шире и больше отвечает исторической действительности.

В рамках модернизационной парадигмы движение «самоусиления» (60-90-е годы Х1Х в.) превращается в первое движение по пути модернизации Китая; поражение реформ 1898 г. объясняется ошибочным выбором реформаторами радикализма в политике; Синьхайская революция, для которой, как утверждается, не было достаточных предпосылок, рассматривается только как результат проводившейся революционерами агитации и их борьбы в особых исторических условиях Китая в Новое время и т.д.

В сложившейся ситуации встает вопрос, соответствует ли новая концепция исторической действительности. Обращает на себя внимание и то, что возникающий в результате замены революционной парадигмы новой истории Китая модернизационной парадигмой облик истории Китая в Новое время полностью противоречит знаниям о ней людей, обычно живо интересующихся историей этого периода. Использование темы модернизации как главной темы исторического описания ведет к подмене ею главной темы этого периода: антифеодальной, антиимпериалистической борьбы. Отпадает надобность говорить о классовой борьбе, о революции, о реформах, не нужно будет говорить об империалистической агрессии и борьбе против нее.

В модернизационной парадигме новой истории Китая нельзя увидеть участие в историческом процессе помещиков и крестьян, буржуазии и рабочего класса, императоров и чиновников. Эта концепция позволяет писать о проводившейся императрицей Цыси ее собственной модернизации, движении Цыси и китайского сановни-

ка Ли Хунчжана в сторону республики. А описание стародемократической и новодемократической революции превращается в легенду. В модернизационной концепции упор делается на том, как проникали в Китай иностранные капиталисты, когда впервые появилось в стране электрическое освещение, были проведены шоссе и построены первые железные дороги и т.п.

По оценке автора, и революционная, и модернизационная концепция не являются правильными, в отличие от концепции новой истории Китая, выстроенной на базе исторического материализма. Необходимо понимание того, что главной темой новой истории Китая была антифеодальная, антиимпериалистическая борьба, была стародемократическая и новодемократическая революция. Модернизация хотя и развивалась, не занимала главного места в новой истории Китая. В то же время представление о том, что история Китая в Новое время сводилась только к реформам и революции, также достаточно неполно. В тот исторический период в Китае существовали ростки модернизации, уже происходило проникновение в страну капиталистических общественно-политических учений и элементов капиталистических производительных сил, проникновение марксизма, была создана политическая партия пролетариата, усиливалась модерность, ослабевали признаки традиционного китайского общества. Игравшему в Китае на протяжении двух тысяч лет ведущую роль конфуцианскому учению недостало сил выдержать натиск проникавших с Запада идейно-политических учений.

С позиции исторического материализма процесс модернизации как главной линии развития китайского общества начался с образованием в 1949 г. КНР, и особенно стал заметен после укрепления государственной власти и полного восстановления национальной экономики. Однако ошибочное выдвижение классовой борьбы как главного курса и программы, что подтверждается теорией «культурной революции», проведение непрерывных политических кампаний влияли на проведение модернизации, наносили по ней удары, замедляли ее темпы и экономическое развитие страны.

После 1978 г. правительство определило модернизацию как главный курс развития китайского общества, поставило в качестве центральной задачи экономическое строительство, и только тогда были достигнуты невиданные успехи в развитии страны. По при-

шедшему с Запада утверждению, вся история это - современная история. Если имеется в виду, что вся история пишется современными людьми, обладающими современной идеологией, в сказанном выше присутствует определенный смысл. Но прошлое коренным образом отличается от настоящего. Смысл изучения истории для современности состоит в том, чтобы, используя исторический опыт, избежать чужих ошибок, а это не означает прямого служения истории современности. Нельзя изменять историю в угоду современности, так же, как и нельзя сейчас, когда Китай проводит модернизацию, переписывать его историю под углом зрения модернизации. Нельзя сейчас, когда в Китае в качестве главной цели поставлено экономическое строительство и отвергнута программа классовой борьбы, считать, что в истории Китая не было классов и классовой борьбы.

«Неуважение к историческим фактам, произвольное толкование исторического процесса и исторических фактов, произвольное перекраивание истории и ее произвольное толкование - это и есть взгляд на историю с позиций идеализма» (с. 30).

И. С. Ермаченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.