2009.03.023. МАТЬЕ К., СТЕРДИНЬЯК А. К НОВОМУ БРЕТТОН-ВУДСУ.
MATHIEU С., STERDYNIAK Н. Vers un nouveau Bretton // Lettre de l'OFCE. - Р., 2008. - N 303. - Р. 1-4.
Сотрудники Французской обсерватории экономической конъюнктуры (Observatoire française de la conjoncture économique) пишут, что триумф либерализма обернулся пирровой победой, поскольку рынок оказался неспособным обеспечить стабильный и устойчивый рост мировой экономики. Либеральная стратегия состоит в том, чтобы, поддерживая процентные ставки на низком уровне, ожидать биржевого и финансового подъема и ограничивать государственное вмешательство. Но нынешний кризис показал, что «неконтролируемые финансы становятся безумными». Некоторые страны (США и Великобритания) избрали модель роста, характеризующегося усилением неравенства, стагнацией заработной платы и доходов большинства домашних хозяйств, потребление которых осуществлялось за счет роста их задолженности, что создавало иллюзию богатства и способствовало возникновению «пузырей» в сфере финансов и недвижимости. Задолженность американских домохозяйств возросла со 103% от суммы их годовых доходов в 2000 г. до 141% в 2007 г.; соответствующие показатели для английских домохозяйств составляют 114 и 177%. При этом уровень сбережений в этих странах был очень низким: в 2004-2007 гг. он составлял в США 0,8%, в Великобритании - 1,5% против 12,3% во Франции и 10,6% в Германии (с. 2). Чтобы поддерживать эту модель, США сохраняли низкий уровень базовой процентной ставки, что стимулировало рост задолженности и вздувало цены активов. Реальные краткосрочные процентные ставки в 2002-2005 гг. равнялись нулю или были отрицательными; их повышение в 20062007 гг. вызвало кризис.
Другие страны, например Германия и Китай, избрали модель роста, который осуществлялся за счет внешних факторов и низкой зарплаты и приводил к накоплению положительного внешнего сальдо. Более уравновешенный мировой рост требует повышения зарплаты и внутреннего потребления в таких странах. Китай должен двигаться в направлении к более независимому росту на основе внутреннего потребления и повышения курса юаня. Преодоле-
ние рецессии, в которую впадает мировая экономика, необходимо требует денежной и бюджетной поддержки экономики, а доверие к устойчивому росту предполагает разработку новой экономической стратегии для крупных экономических зон планеты. Нужно, чтобы рост базировался на внутреннем спросе, а не на экспорте, а потребление - на повышении заработной платы, а не на увеличении задолженности. Предприятия должны меньше заботиться о стоимости для акционеров и больше о занятости и производстве. Это предполагает перераспределение доходов в пользу заработной платы и в ущерб прибыли и ренты.
Держатели капиталов находятся в постоянном поиске максимальной рентабельности. Соревнуясь за это, они стремятся к получению краткосрочных прибылей. Управляющие фондами также постоянно ищут новые источники доходов и стремятся повышать цены, чтобы оправдать свои инвестиции. Позже рынки начинают «осознавать», что достигнутая рентабельность была искусственной и что в ее основе был «пузырь», т.е. повышение биржевых курсов оправдывалось только ожиданием их повышения. В этих условиях управляющие фондами начинают изымать средства, что приводит к падению биржевых курсов, а это, в свою очередь, оправдывает дальнейшее изъятие капиталов.
Невозможно, чтобы постоянно растущая масса капитала в течение долгого времени обеспечивала прибыльность в 15%. Как гласит «марксистское проклятие сверхнакопления капитала», нужно либо повышать долю прибыли в добавленной стоимости (что имеет свои границы), либо осуществлять массированный экспорт капитала в страны с формирующимися рынками, которые имеют ограниченную способность поглощать капитал и потому не способны стать «дойными коровами» для западных капиталов, либо периодически обесценивать накопленные капиталы в ходе биржевых кризисов.
Функции банков заключаются в том, чтобы обеспечивать деятельность платежных систем, предоставлять клиентам надежные активы, финансировать домохозяйства и предприятия, которые не имеют доступа к финансовым рынкам. Банки пользуются такими привилегиями, как гарантирование вкладов и доступ к рефинансированию в центральных банках. Взамен банки должны соблюдать требования к платежеспособности. В последнее время банки
стали расширять операции, отражающиеся на их забалансовых счетах, а также секьюритизацию кредитов, что привело к увеличению объема и уязвимости финансовых рынков. Банки доверяют свой кредитный портфель «общим фондам требований» (Fonds commun de créances, FCC), которые выпускают на их основе структурированные ценные бумаги.
Когда начался кризис, доля неплатежей быстро пошла вверх; наиболее рискованные активы обесценились и даже безрисковые активы подешевели; проявился фиктивный характер оценок рейтинговых агентств; все активы, связанные с кредитными обязательствами, обесценились; FCC понесли огромные потери, которые отразились в балансах банков. Из-за усиления конкуренции маржа при предоставлении кредитов физическим лицам и предприятиям уменьшилась; банки стали больше обращаться к финансовым рынкам и к рынкам дериватов. В период кризиса потери на биржах и рынках дериватов привели к уменьшению собственных капиталов банков, предназначенных для гарантирования кредитов.
Кризис показал, что необходимо избегать банкротства банков, поскольку это может вызвать «эффект домино» и для других банков-партнеров и восстановить способность банков предоставлять кредиты. Любой банк, потерявший собственный капитал, должен быть рекапитализирован с помощью рынка, суверенных фондов или государства. Во время кризиса крупные страны постепенно приходят к одинаковой стратегии спасения банков. Учитывая взаимное недоверие между банками, центральные банки осуществляют массированное вливание ликвидности на денежные рынки, а казначейства гарантируют межбанковские кредиты. Чтобы избежать паники вкладчиков, их вклады в значительной мере гарантируются. Наконец, государства осуществляют рекапитализацию банковской системы.
Саммит «группы 20», состоявшийся 15 ноября 2008 г., положил начало реформированию международной валютно-финансовой системы. Кризис усилил позиции европейских стран - сторонников регулирования и ослабил позиции либеральных англосаксонских стран. В декларации саммита признается, что кризис связан с нарушением функционирования международных финансовых рынков и непоследовательной макроэкономической политикой. В краткосрочном плане предлагается осуществить меры денежно-кредитной
и бюджетной политики и усилить вмешательство МВФ и Всемирного банка. Декларация отвергает протекционизм, выступает за завершение «Доха-раунда» торговых переговоров в рамках ВТО, за открытие экономик, уважение принципов рыночной экономики и конкуренции, за усиление международного сотрудничества в решении проблем борьбы с голодом и изменения климата. В декларации предлагается провести реформу МВФ и Форума финансовой стабильности. В декларации предлагается усилить прозрачность рынков и финансовых продуктов. Но не лучше ли было просто запретить некоторые продукты, риски по которым невозможно рассчитать? Финансовые продукты должны быть более простыми, а их владельцы должны быть в состоянии их оценить. Системные риски рынка кредитных дериватов следует уменьшить. Но декларация не ставит под сомнение их существование, тогда как именно они несут главную ответственность за нынешний кризис. Стандарты бухучета и финансовой отчетности следует улучшить, чтобы сделать их более прозрачными и отвечающими требованиям финансовой стабильности.
В декларации предлагается контролировать налоговые и юридические убежища. Но не следовало бы атаковать их по всему фронту, запретив компаниям и финансовым институтам осуществлять в них свои операции? Рейтинговые агентства должны контролироваться, избегать конфликта интересов, совершенствовать методы оценки, особенно структурированных продуктов. В декларации предлагается улучшить пруденциальные коэффициенты, чтобы учесть при их расчете операции по секьюритизации и забалансовые сделки банков. Декларация рекомендует пересмотреть практику вознаграждения финансовых институтов, чтобы они не брали на себя чрезмерные риски.
В целом декларация позволяет надеяться на то, что реализация ее принципов приведет к новому Бреттон-Вудсу, который даст возможность мировым институтам лучше управлять экономическим развитием.
Л.А. Зубченко