2009.01.004. В КАКОЙ СТЕПЕНИ ГРАЖДАНЕ США ИНТЕРЕСУЮТСЯ НАУКОЙ И ТЕХНОЛОГИЕЙ? Science and technology: Public attitudes and understanding // Science and engineering indicators / Nat. science board. - 2008. - Vol. 1, chap. 7. - P. 7-1-7-151. - PDF version. - Mode of access: http://www.nsf.gov/statistics/seind08/pdfstart.htm
Ключевые слова: США; отношение населения к науке; источники информирования населения о науке; интерес к науке и технологии.
Реферируемый материал - один из разделов регулярного американского издания «Индикаторы науки и техники» - доклада о состоянии науки, технологии и образования в стране и в мире. Этот доклад президент США по закону обязан представлять в Конгресс каждые два года. Начало этому изданию было положено в 1972 г. С тех пор оно является одним из наиболее известных и авторитетных изданий такого рода в мире, служит образцом для аналогичных изданий в ОЭСР, Японии и в других странах. Подготовкой американского издания занимается специальный отдел Национального научного фонда (ННФ), использующий как собственные базы данных, так и материалы многочисленных других американских и зарубежных источников - государственной статистики, обзоров, опросов, обследований, проводимых в США и других странах мира.
«В современной Америке наука и технология (НТ) - повсюду. Американцы сталкиваются с НТ как граждане, как работники и как потребители. Как граждане они голосуют на выборах за кандидатов с разными взглядами на проблему глобального потепления, на исследование стволовых клеток, на дефицит бюджета, т.е. на вопросы, по которым метеорологи, микробиологи и макроэкономисты считают себя экспертами. Как работники они конкурируют за места в высокотехнологичных секторах, которых во времена прошлого поколения вообще не существовало и в которых знакомство с недавно изобретенными устройствами и с новыми научными дисциплинами определяют конкурентоспособность. Как потреби-
1 В реферируемом издании страницы нумеруются по главам двумя цифрами: первая цифра обозначает главу, вторая - страницу в этой главе.
тели они в свободное от работы время используют новейшие технологии для развлечения, для общения с родными и друзьями, для того, чтобы быть в курсе событий» (с. 7-5).
Источники информации. Первое место среди источников информации о текущих новостях, которыми пользуются американцы, занимает телевидение (ТВ), оно является основным для половины граждан. Около четверти (23%) американцев ставят на первое место газеты, 14% - Интернет. Эти цифры за последние годы (с 2001 г.) почти не меняются. Большие перемены были в 90-е годы, когда Интернет выходил на одно из первых мест, а местные сети ТВ и газеты отступали. Что касается новостей о НТ, то картина несколько иная. ТВ остается основным источником, и его лидерство неоспоримо. Но на втором месте оказывается Интернет, влияние которого с годами возрастает. Журналы, книги и другие печатные издания (кроме газет) тоже играют более важную роль как источники НТ-знаний, чем знаний о новостях общего характера. Если же речь идет не об общей информации о НТ, а о сведениях, касающихся какой-либо конкретной проблемы, то более половины граждан главным источником называют Интернет. Телевидение отмечают 19%, все остальные виды источников считают основными менее 10% граждан. Если учесть, что примерно четверть американцев не имеют доступа в Интернет дома или на работе, то роль его в данном качестве представляется очень важной. Если говорить о тенденциях, то хотя количество пользователей Интернета растет, сегодня это происходит гораздо медленнее, чем в 90-е годы; число тех, кто называет основными источниками книги и журналы, падает, а число тех, кто считает ТВ основным источником, увеличивается. По всей видимости, американцы тяготеют к коротким и обзорным материалам, предпочитая их подробным сведениям, содержащимся в книгах и журналах. Это касается не только НТ-новостей, но и новостей в целом. Появление Интернета не увеличило общее потребление информации этого типа, и в Интернете пользователи предпочитают краткие сообщения подробным материалам.
Разными источниками пользуются различающиеся по демографическим признакам группы населения. Средний возраст тех, кто полагается на ТВ, больше, чем у тех, кто пользуется Интернетом, образовательный уровень последних выше, чем первых.
Важно отметить, с какой целью используется Интернет в качестве источника информации о НТ. Немногочисленные специальные обследования дают следующие результаты. Явное большинство пользователей сети ищут в ней информацию справочного типа. «Значение конкретного научного термина или концепции» - 70%; «поиск ответа на вопрос о содержании какой-либо теории» - 68%; «узнать больше о научном открытии или новости, о которой услышал или прочел впервые не в сети, а где-то еще» - 65%. Чуть более половины респондентов использовали Интернет «для выполнения школьных заданий (своих или своего ребенка)» - 55% или для «проверки правильности какого-либо факта или статистического показателя» - 52%. Несколько меньшее число обращались в сеть, чтобы «отпечатать научные данные, графики или диаграммы», -43% или чтобы «сопоставить различные или противоположные научные теории» - 37% (с. 7-9).
Очень часто граждане США воспринимают получаемую информацию критически. Интернету доверяют несколько больше, чем ТВ и газетам. Информацию о НТ 80% пользователей сети хотя бы один раз проверяли, сравнивая ее с другой информацией, тоже размещенной в сети, с информацией в энциклопедии или научных журналах, с информацией из первоисточника.
В других странах (страны Европейского союза, Япония, Россия, Южная Корея и Китай) основным источником как общих, так и новостей о науке и технике является ТВ. Второе место обычно занимают газеты. Интернет в качестве основного источника называют сравнительно мало респондентов, возможно, это можно объяснить тем, что доступ в сеть имеют меньше граждан, чем в США. Нужно отметить, однако, что несколько разные формы вопросов в обследованиях, проводимых в разных странах, крайне затрудняют четкое сравнение. Например, в 2006 г. в Южной Корее большинство опрошенных (23%) назвали Интернет главным источником НТ-информации, а газеты оказались на втором месте.
Интернет и НТ. Во всех опросах американцы заявляют, что НТ их очень интересуют. В шести обследованиях, проводившихся в период 2001-2006 гг., «высокую заинтересованность» или «некоторую заинтересованность» проявляли от 83 до 87% опрошенных. Более того, «очень или умеренно» заинтересованными в опросах ННФ оказались более 80% респондентов (начиная с 1979 г.).
В 2006 г. «очень заинтересованными» были 47%. Обычно чем выше уровень образования респондента, тем больше он интересуется НТ. Правда, в этих же опросах, когда выяснялось, как ранжируются десять разных областей по степени интереса, НТ оказывались не на первом месте. Они уступали новостям о медицинских открытиях, местных школах, загрязнении окружающей среды, об экономических условиях, а также о военной политике. Однако новости о космических исследованиях, международных событиях и внешней политике, сельском хозяйстве НТ-новости обогнали.
Если проанализировать перечень десяти отмеченных областей, то очевидно, что по крайней мере две из них могут быть отнесены к НТ, - космос и медицина. Значительную НТ-составляющую имеет и ряд других областей. В связи с этим следует иметь в виду недостаточно точное и строгое определение терминов «наука» и «технология», поэтому, возможно, респонденты трактуют их неоднозначно.
Кроме выяснения общего интереса к НТ, отдельные опросы направлены на определение степени заинтересованности в НТ-новостях. В 2006 г. за такими новостями «пристально следили» 15% опрошенных, это соответствовало десятому месту среди 14 вариантов тем новостей. На последних местах оказались только бизнес и финансы, развлечения, потребительские товары и новости культуры и искусства. В целом интерес американцев к новостям за последние годы снизился, это в полной мере относится и к новостям о НТ.
Среди тех, кто регулярно читает газеты, заметки на темы «здоровье и медицина» и «технология» вызывают значительный интерес, они занимают четвертое и пятое места после новостей о городе, где проживает респондент, национальных новостей и новостей о международных событиях. Общее число тем в опросе было равно 20.
Есть еще один показатель значимости новостей о НТ, который фиксируется в некоторых исследованиях, - доля времени в передачах ТВ или радио, посвященных новостям, которая отводится НТ-новостям, или доля газетной площади, если речь идет о печатной информации. Для НТ-новостей за последние годы этот показатель колебался в широких пределах, но в 2004 г. он был выше, чем в 1977 г.
Обследования, которые проводятся в других странах, свидетельствуют о том, что интерес к НТ там не так высок, как в США. В 2005 г. 30% опрошенных в Европе заявили, что они «очень интересуются» новостями о новых научных открытиях, половина (48%) оценила свой интерес как «умеренный», а 1/5 опрошенных интереса к НТ вообще не проявили. Они отвечали либо «я в этом не разбираюсь», либо «мне это безразлично». Как и в США, мужчины-европейцы интересуются НТ больше, чем женщины. В отличие от США, в Европе интерес к НТ за последние годы (1992-2005) не вырос, а несколько снизился.
В азиатских странах НТ интересуются меньше, чем в США и в Европе. Опросы проходили в семи странах, включая Японию, Южную Корею, Малайзию, Китай. КНР резко отличался от остальных стран: китайцы интересуются НТ примерно так же, как американцы.
Что касается интереса к отдельным темам, то европейцы, как и американцы, на первое место ставят медицину, интерес проявляют к этой области больший, чем к НТ в целом. В Азии эта тема интересует респондентов меньше. Примечательно, что везде в мире -в США, Европе и Азии, даже в странах, являющихся космическими державами, - довольно низкие показатели интереса к исследованиям космоса.
Завершаются данные об интересе населения к НТ разделом о посещении музеев, научных центров, зоопарков, аквариумов, т.е. имеющих отношение к НТ учреждений выставочного типа. В США трое из каждых пяти респондентов посещали одно из перечисленных учреждений в году, предшествовавшем проведению опроса. В опросе, проводившимся Исследовательским центром Пью (Pew Research Center for People and the Press), половина опрошенных сообщили, что посещали зоопарк или аквариум, а в опросе, выполненным Институтом музеев и библиотек (The Institute for Museum and Library Services), таковых оказалось немного больше трети. Посещение остальных учреждений отметили примерно 23-25% респондентов. Во многих случаях реальное посещение музея или художественной галереи сочетается с виртуальным их посещением с помощью Интернета.
А.Н. Авдулов