Научная статья на тему '2008. 04. 044. Сюэ циньянь, луань Сюэфэй. Сравнительный анализ аграрной политики кпк и Гоминьдана в период демократической революции. Сюэ циньянь, луань Сюэфэй. Миньчжу гэмин шици го гун Лян дан нунъе чжэнцэ бицзяо фэньси // Ганьсу шэхуй кэсюэ. - Ланьчжоу, 2007. - № 4. - С. 118-121. - кит яз'

2008. 04. 044. Сюэ циньянь, луань Сюэфэй. Сравнительный анализ аграрной политики кпк и Гоминьдана в период демократической революции. Сюэ циньянь, луань Сюэфэй. Миньчжу гэмин шици го гун Лян дан нунъе чжэнцэ бицзяо фэньси // Ганьсу шэхуй кэсюэ. - Ланьчжоу, 2007. - № 4. - С. 118-121. - кит яз Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
148
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЯ КИТАЙСКАЯ / ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В КНР МЕТОДОЛОГИЯ / КНР ИСТОРИЯ 1840-1919 / КРЕСТЬЯНСТВО КНР ИСТОРИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ермаченко И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008. 04. 044. Сюэ циньянь, луань Сюэфэй. Сравнительный анализ аграрной политики кпк и Гоминьдана в период демократической революции. Сюэ циньянь, луань Сюэфэй. Миньчжу гэмин шици го гун Лян дан нунъе чжэнцэ бицзяо фэньси // Ганьсу шэхуй кэсюэ. - Ланьчжоу, 2007. - № 4. - С. 118-121. - кит яз»

2008.04.044. СЮЭ ЦИНЬЯНЬ, ЛУАНЬ СЮЭФЭЙ. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ КПК И ГОМИНЬДАНА В ПЕРИОД ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. СЮЭ ЦИНЬЯНЬ, ЛУАНЬ СЮЭФЭЙ. Миньчжу гэмин шици го гун лян дан нунъе чжэнцэ бицзяо фэньси // Ганьсу шэхуй кэсюэ. -Ланьчжоу, 2007. - № 4. - С. 118-121. - Кит яз.

Авторы (Институт исполнительной и законодательной власти при Северо-Восточном педагогическом университете, г. Чанчунь) отмечают, что существовавшие в Новое время полуколониальные, полуфеодальные производственные отношения в китайском сельском хозяйстве были серьезным тормозом на пути развития производительных сил и замедляли процесс модернизации Китая, поэтому главной задачей китайской демократической революции было изменение характера этих отношений.

Гоминьдан (ГМД) и КПК - две главные политические партии в Китае, осознавали важность задачи и роль крестьянства в демократической революции. Обе партии, преследуя цели развития производительных сил в сельском хозяйстве, улучшения жизни крестьянства, изменения отсталого облика китайской деревни и борьбы за поддержку крестьянами демократической революции, вырабатывали и проводили каждая свою аграрную политику, в конечном итоге достигнув разных результатов своей деятельности.

Сравнительный анализ аграрной политики ГМД и КПК показывает, что в периоды их сотрудничества проявлялась тенденция к сближению этих программ, а в период прекращения сотрудничества - тенденция к возникновению серьезных и даже принимавших антагонистический характер расхождений. Аграрная политика обеих партий менялась в зависимости от текущего момента.

Основатель и идеолог ГМД Сунь Ятсен понимал важность выработки аграрной политики и уделял этому вопросу большое внимание. Признавая необходимость развития сельского хозяйства, он рассматривал в качестве первостепенных мер выработку законодательных актов, защищающих интересы крестьян, и считал также необходимым заниматься состоянием материальной базы сельскохозяйственного производства, агротехникой, агрономией, проблемами перевозки сельскохозяйственной продукции и другими вопросами.

Защищая интересы крестьян, он выдвинул лозунги «уравнивание прав на землю» и «каждому пахарю - свое поле», собственноручно подписал приказ об уменьшении арендной платы за землю на 25% (с. 118).

После смерти Сунь Ятсена в принятом на II Всекитайском конгрессе ГМД (январь 1926 г.) «Решении по аграрному вопросу» назывались конкретные меры по защите интересов крестьян: разработка законодательных актов, запрет на высокий ссудный процент, ограничение размеров арендной платы за землю, учреждение крестьянского банка, предложение о создании крестьянских кооперативов.

В принятом на III конгрессе ГМД второго созыва (март 1927 г.) «Решении по крестьянскому вопросу» говорилось о создании Отдела управления сельским хозяйством, в функции которого должно было входить создание в районах и уездах органов местного самоуправления, вооруженная защита крестьян, уменьшение в течение года арендной платы на 25%, защита политических и экономических интересов крестьян.

Нанкинское Национальное правительство вскоре после его создания (1928 г.) издало ряд законодательных актов, в том числе Аграрный закон (вступил в силу через шесть лет), определявших аграрную политику правительства, с помощью административных методов занялось созданием кредитных кооперативов и Сельскохозяйственного банка. Еще в 1928 г. Нанкинское Национальное правительство отказалось в пользу местных властей от сбора поземельного налога.

КПК почти с момента своего создания в 1921 г. обращала самое серьезное внимание на выработку собственной аграрной программы. Уже в 1922 г. ЦК КПК представил аграрную программу партии, включавшую ограничение владения пахотной землей, организацию крестьянских потребительских кооперативов, ссудных касс, ограничение величины земельной ренты, распашку пустошей, улучшение мелиорации.

Позже, в 1925 г., КПК выступила с аграрной программой переходного периода, включавшей немедленное снижение арендной платы, приведение в порядок мелиорации, уменьшение налогов и, как конечная цель, конфискацию земель крупных помещиков, милитаристов, храмовых земель и передачу их крестьянам, проведение в жизнь лозунга «пашня - крестьянам».

Из содержания принятого в 1926 г. «Проекта программы КПК по крестьянскому вопросу» видно, что на позднем этапе национальной

революции 1925-1927 гг. партия имела четкое представление о том, что только направленная на удовлетворение требований крестьянских масс аграрная политика могла быть ключевым фактором и опорой в деле укрепления гоминьдановского правительства и в то же время стать основой для достижения победы революции.

Научность и правильность этого предвидения КПК была доказана всей практикой китайской революции в последующее время.

После поражения национальной революции 1925-1927 гг. на VI съезде КПК (июль 1928 г.) была принята развернутая аграрная программа, что означало принятие партией курса на аграрную революцию.

Обе партии, и ГМД, и КПК, регулировали свою аграрную политику в зависимости от менявшейся обстановки. Выдвинутый Сунь Ят-сеном принцип «уравнивание прав на землю» в период стародемократической революции не был направлен против уже существовавшей собственности на обрабатываемые земли. В период новодемократической революции под влиянием и с помощью СССР и КПК Сунь Ятсен осознал глубину кризиса китайского сельского хозяйства и важную роль крестьянства в китайской революции, выдвинул принцип «каждому пахарю - свое поле», но, будучи буржуазным революционером, он при жизни не проводил эффективной аграрной политики, подписанный им приказ о снижении арендной платы на 25% остался на бумаге. На позднем этапе национальной революции 1925-1927 гг., когда развернулось крестьянское движение за землю, ГМД, будучи буржуазной партией, начал открытое подавление крестьянских выступлений, защищал интересы помещиков вооруженным путем.

Принятые гоминьдановским Нанкинским Национальным правительством вскоре после его создания законодательные акты о земле, об уменьшении размеров арендной платы и защите интересов арендаторов в основном не проводились в жизнь, хотя предпринимавшиеся властями меры в известной степени смягчили остроту с каждым днем углублявшегося кризиса сельского хозяйства. Этому способствовали и такие принимавшиеся Национальным правительством в период войны сопротивления Японии (1937-1945) меры, как возвращение Центру права сбора поземельного налога, борьба со злоупотреблениями при сборе налогов, поддержка в ряде районов крестьян, ведущих хозяйство на собственной земле, повышение пошлин на импорт продовольствия. Принятые меры помогли ГМД сохранить материальную базу для ведения войны с Японией и обеспечить войска провиантом, но после капи-

туляции Японии в период 1945-1949 гг. все силы ГМД были брошены на ведение гражданской войны, гоминьдановское правительство не занималось проведением аграрной политики, в результате сельское хозяйство в тех районах страны, которыми оно управляло, находилось в упадке.

Аграрная политика КПК изменялась в зависимости от менявшейся в стране обстановки. В первые годы существования КПК у нее не было достаточно полного понимания национальных особенностей Китая, и этим объяснялся недостаток внимания к аграрной политике и усилий партии в этом направлении.

Пройдя через опыт первого сотрудничества между ГМД и КПК, партия при помощи Коминтерна и под влиянием ГМД постепенно пришла к осознанию важности аграрной политики. На позднем этапе первого сотрудничества между КПК и ГМД, вслед за обострением в стране классовых противоречий между помещиками и крестьянами и усилением требований земли крестьянами, часть коммунистов встала на позицию поддержки требований крестьян, но ЦК КПК во главе с секретарем ЦК Чэнь Дусю оценивали крестьянское движение в это время как «перегретое» и упорно вели линию на подавление требований крестьян.

После прекращения первого сотрудничества между ГМД и КПК партия правильно оценила революционную ситуацию и национальные особенности Китая, перенесла центр тяжести своей работы из города в деревню и дала правильную оценку аграрной политики как средства создания материальной базы для укрепления революционной власти.

На раннем этапе аграрной революции КПК постепенно выработала свою аграрную политику, основное содержание которой сводилось к призыву «каждому пахарю - свое поле», введению прогрессивной системы налогообложения, созданию трудовых кооперативов, обновлению ирригационных сооружений. На позднем этапе аграрной революции в партии возобладала ошибочная «левоуклонистская» линия ЦК КПК во главе с Ван Мином, что нанесло серьезный удар по сельскому хозяйству на территориях революционных опорных баз.

В период войны сопротивления Японии ЦК КПК в целях мобилизации всех сил народа на борьбу с врагом отказался от конфискации помещичьей земли, заменив ее уменьшением размеров арендной платы за землю и залогового процента. На территории каждой опорной базы было развернуто движение за увеличение сельскохозяйственного про-

изводства и уменьшение крестьянского бремени. Принятые меры привели к развитию сельского хозяйства в этих районах и помогли КПК создать материальную базу для победы в войне с Японией.

После капитуляции Японии КПК, в соответствии с принципами мирного демократического развития страны, проводила в освобожденных районах аграрную политику, основное содержание которой сводилось к борьбе с обманом в расчетах с крестьянами, уменьшению арендной платы и ссудного процента. Однако вслед за развязыванием гражданской войны в целях полной мобилизации сил для развития сельского хозяйства КПК приняла решение о проведении в освобожденных районах аграрной политики, главное место в которой занимало проведение аграрной реформы. Это решение позволяло КПК сохранить свое преимущество в деревне и создавало экономическую базу для ее победы в освободительной войне.

В период демократической революции при урегулировании партиями своей аграрной политики в зависимости от складывавшихся условий в аграрной политике ГМД И КПК присутствовали некоторые сходные моменты. В то же время всегда существовали коренные отличия в проведении каждой партией своей аграрной политики, в их классовой ориентации и методах, в определении главных моментов в программе.

Способность партий мобилизовать и руководить составлявшими 80% населения страны крестьянством (с. 119) в конечном итоге предопределила поражение ГМД и победу КПК на территории континентального Китая, определила необходимость перехода страны от новодемократической революции к строительству социалистического общества, а не перехода от полуколониального, полуфеодального общества к капиталистическому.

В основе аграрной политики ГМД лежал один из трех принципов учения Сунь Ятсена - принцип «народного благоденствия», имевший в свое время огромное прогрессивное значение. Исходя из этого принципа, Сунь Ятсен, будучи буржуазным революционером, выдвинул лозунг «уравнивания прав на землю» и «каждому пахарю - свое поле». Однако следует признать, что в принципе «народного благосостояния» отразился идеалистический взгляд Сунь Ятсена на историю. Он хотя и считал, что революция должна быть обращена к народу, но не увидел составлявшего основу китайского народа крестьянства, считал, что оно «совершенно лишено сознания». Сунь Ятсен не понимал, что творцом

истории являются народные массы и надеялся осуществить принцип «народного благосостояния», опираясь лишь на силы государства. Практика ГМД, неспособность Нанкинского правительства осуществить законодательные акты и конкретные меры по проведению своей аграрной политики из-за сопротивления местных властей, доказала ошибочность взгляда Сунь Ятсена на историю. Вплоть до бегства в 1949 г. гоминьдановской власти на Тайвань провозглашенный Сунь Ятсеном Принцип «народного благосостояния» так и не был проведен в жизнь.

Для аграрной политики КПК главной была «новодемократическая экономическая программа», согласно которой творцами истории, решающей силой исторического развития общества являются народные массы, поэтому коммунисты в своей практической деятельности всегда ориентировались на аграрную реформу. Развитие сельскохозяйственного производства, изменение соотношения классовых сил в деревне, укрепление революционной власти, одержанная под руководством КПК победа в новодемократической революции, приведшая к созданию КНР, - все это доказательства правильности аграрной программы новодемократической революции.

ГМД и КПК в проведении своей аграрной политики опирались на разные классовые базы. У ГМД такой базой был класс помещиков, который в китайском обществе в период Нового времени являлся предшественником национальной буржуазии и ее резервом. ГМД как буржуазная партия тысячью нитей была связана с китайскими помещиками. Провозглашенные Сунь Ятсеном лозунги «уравнивания прав на землю» и «каждому пахарю свое поле» не предполагали нанесения ущерба интересам помещиков, а лишь выражали надежду Сунь Ятсена найти способ сделать так, чтобы «крестьяне могли получить выгоду, а помещики не понести урон» (с. 118).

Позиция Сунь Ятсена внешне выглядела как политика урегулирования классовых отношений, но на деле в основе ее лежало признание незыблемости интересов помещиков. Объективно она служила сохранению феодальной системы землевладения, так же, как и действие Нанкинского правительства и его органов, направленные на защиту интересов помещиков. В период аграрной реформы, проводившейся крестьянами под руководством КПК, Гоминьдан использовал находившийся в его руках государственный механизм для осуществления

блокады революционных опорных баз, в чем проявилась его классовая позиция.

Классовой базой аграрной политики КПК было крестьянство, особенно его беднейшие слои. Спор двух партий о характере китайского общества фактически отражал проблему классовых отношений в деревне. КПК решительно отстаивала классовые интересы крестьянства и рассматривала класс помещиков как мишень китайской демократической революции, что давало ей право руководить крестьянами, быть партией, представляющей интересы крестьянства.

На всем протяжении демократической революции в Китае КПК всегда отстаивала позицию, что лишь путем проведения аграрной реформы можно добиться окончательного освобождения крестьян и выполнить задачу демократической революции.

ГМД в проведении своей аграрной политики основывался на предложенной Сунь Ятсеном концепции регулирования аграрных отношений в деревне путем достижения классового компромисса, которая объективно служила сохранению господства в деревне феодальных помещиков. Гоминьдановское правительство фактически было создано на основе господства помещиков, которым принадлежала политическая власть в деревне, поэтому она подавляла крестьянские выступления.

КПК при проведении своей аграрной политики считала необходимым использовать классовую борьбу и революционное насилие для того, чтобы отобрать земли у помещиков и передать их крестьянам.

И. С. Ермаченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.