2008.03.028. ПАЛИЦЫН А.В. ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ ЕПИСКОПА-МУЧЕНИКА КЛИМЕНТА РИМСКОГО В СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ И ПАТРОЛОГИЧЕСКИХ ТРУДАХ. (Обзор).
1. Автобиография
Для всех христиан, в том числе и католиков Западной и Восточной Европы, епископ-мученик Климент Римский (Clemens Romanus I) - выдающаяся фигура первых веков христианства. Видевший, по свидетельству Иринея Лионского (II в.), блаженных апостолов Петра и Павла и обращавшийся с ними, имевший проповедь их в ушах своих и предание их пред глазами своими, Климент Римский принадлежит к числу тех немногих святых, которые пользуются одинаковым авторитетом и одинаково почитаются как на Востоке, так и на Западе. Это особенно ощутимо в последнее время, благодаря трудам западных и российских ученых. Так, в 1992 г. ученый Иоганн Хофман, монах-бенедиктинец из Нидералтайха, в своей обширной диссертации «Наш святой отец Климент, римский епископ в месяцеслове греческой Церкви» (11), представленной на соискание степени доктора наук, склоняется к мысли, что: 1) Климент Римский был третьим по счету преемником апостола Петра на римской кафедре; 2) его епископское служение на римской кафедре длилось с 92/93 по 100/101 гг.; 3) за распространение христианства он был сослан римскими властями на окраину Римской империи, в Херсонес Таврический (современный Севастополь в Крыму), где в 101 г. претерпел мученичество: утоплен с якорем на шее в Черном море. Архидиакон Феодосий Африканский около 520/530 г. сообщает, что в Херсонесе ежегодно (25 ноября) совершалось празднование памяти святого на месте (полузатопленный небольшой островок в Казачьей бухте в 8,5/9 км от Херсонеса) его кончины и упокоения, где собиралось много народа вокруг гроба святого мученика; 4) 30 января 861 г. мощи (останки) св. папы были открыты в Черном море славянским апостолом Константином Философом (св. Кириллом) и перенесены с островка торжественным крестным ходом в Херсонес.
Вскоре после этого Константин написал не один, а целых три текста по случаю обретения и перенесения мощей мученика в Хер-
сонес: 1) «Brevis historia» - историческую записку или повесть, сохранившуюся в нескольких древнерусских списках XV-XVI вв. под названием «Слово на пренесете мощемъ преславнаго Климента, историчьскоyю имущю бесёдоy»; 2) «Sermo declamatorius» -панегирик или похвальное слово и 3) «Hymnus», т.е. какое-то богослужебное последование по случаю обретения мощей. Весной 1993 г. в Москве в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА, Синодально-типографское собрание, фонд 381, № 98, Январская Минея XIII в., листы 65-67 об.) был обнаружен весьма важный славистический источник - «Обретение мощей святого Климента». Открыватель источника профессор Е.М. Верещагин подчеркнул в интервью московскому телевидению в связи с этим событием, что этот важный славистический источник - «эпохальная находка» (1, с. 37, 41) Благодаря этой находке Верещагин выдвинул предположение, что третье сочинение Константина Философа «Hymnus» сохранилось именно в составе «Обретения мощей святого Климента» (2).
Часть мощей (тело) св. папы-мученика была доставлена Константином Философом и его братом Мефодием в Рим, где эти мощи хранятся до сих пор в знаменитой базилике Сан Клементе.
Князь Владимир, креститель Руси, возвращаясь на родину после взятия Херсонеса в 988 г., привез с собой в Киев множество предметов культа и реликвий, среди которых была и часть мощей (глава) св. Климента. Построив в Киеве первый государственный христианский храм - Десятинную церковь, он положил в ней эти мощи. Так попали мощи одного из первых римских епископов в Россию и почитались здесь как святыня. Таким образом, по справедливому замечанию В.Л. Задворного, Климент Римский стал первым небесным покровителем Руси. С его именем на Руси связано и первое русское произведение XI в. - «Слово на обновление Десятинной Церкви» (4, с. 1075).
Все эти выводы ученого Иоганна Хофмана были поддержаны немецким исследователем Альбертом Раухом (7) и прочитаны им на научной конференции - «VI Международные Кирилло-Мефодиевские чтения, посвященные дням славянской письменности и культуры», - проходившей в Минске 25-26 мая 2000 г.
2. Подлинные (аутентичные) сочинения
Известно, насколько велико значение епископа-мученика Климента Римского и как теоретика ранней церкви, автора знаменитого «Первого Послания к Коринфянам»: написанное на греческом языке около 96 г., оно является одним из древнейших и авторитетнейших памятников христианской письменности. По словам Альберта Рауха, Климент использует в послании мысли из античной философии, образы из греческой мифологии, но, конечно, прежде всего из Священного Писания (7, с. 38). Это послание имело очень широкое распространение в христианской древности и так уважалось, что его читали во время богослужений наряду с писаниями апостольскими, о чем свидетельствует около 170 г. Дионисий, епископ Коринфский (8, с. 150). Текст послания сохранился в шести списках: греческом из Александрии V в., коптском ГУ-У вв., коптском на папирусе У-УГГГ вв., сирийском из Эдессы 1170 г., греческом из Иерусалима 1056 г. и латинском XI в. (3, с. 19).
3. Приписываемые сочинения
Благодаря высокому авторитету, которым пользовался в древней церкви епископ-мученик Климент Римский, следствием оказался тот факт, что с его именем связывались или частично приписывались ему следующие сочинения: 1) «Второе послание к Коринфянам Климента Римского»; 2) «Два окружных послания к девственницам»; 3) климентины (с1етепйпа или псевдоклименти-ны), относящиеся к обширному разряду апокрифических деяний и стоящие в одном ряду с многочисленными апокрифическими деяниями апостолов, составляемыми в первые века христианства. Под общим названием «климентины» объединяется группа памятников из пяти произведений древнехристианской письменности (9; 10, стб. 64-65): 1) «Послание апостола Петра к Иакову Праведному, первому епископу Иерусалима», с которым соединено так называемое «Свидетельство для получающих книгу»; 2) «Послание Климента к Иакову»; 3) «Беседы» («ИотШае») (их 20); 4) «Встречи» или «Узнавания» («Recognitiones») в десяти книгах, редакция которых сохранилась в латинском переводе ГУ в. Руфина Аквилейского; 5) «Сокращение деяний апостола Петра».
Из этих пяти произведений основное значение имеют «Беседы» и «Встречи», являющиеся стержнем климентин. Они представляют собой две самостоятельные редакции, в основе которых, как предполагают исследователи, лежит одно, не дошедшее до нас сочинение под названием «Проповеди Петра». Также предполагается, что оно было создано неизвестным автором около середины III в., вероятно, в Сирии. Позднее, в первые десятилетия IV в., произведение подверглось переработке неким редактором, для миросозерцания которого были характерны арианские тенденции, и обрело форму «Беседы». Чуть позднее, около середины IV в., «Проповеди Петра» еще раз перерабатываются, на этот раз православным редактором, в результате чего появляется редакция «Встреч» («Узнаваний»), греческий оригинал которой был утерян и сохранился ее упомянутый (выше) латинский перевод Руфина Аквилейского (1; 8): 1) источник - «Проповеди Петра» (неизвестный автор; ок. середины III в.); 2) редакция «Бесед» (первые десятилетия IV в.; неизвестный редактор); 3) редакция «Встреч» («Узнаваний») (ок. середины IV в.; неизвестный редактор); 4) «Апокалипсис Петра или Климента»; 5) «Постановления апостолов через Климента епископа и гражданина римского», в 8-й книге которых в 515 главах излагается еще так называемая «Литургия св. Климента» (5); 6) с именем Климента Римского связываются также «Пять писем», помещенных в начале «Лжеисидоровых декреталий».
Список литературы
1. Верещагин Е.М. «Просиял нам остров Климентов, разделенных соединяющий...» // Истина и жизнь. - М., 1994. - № 1/2. - С. 37-43.
2. Верещагин Е. М. Христианская книжность Древней Руси. - М., 1996. -С. 176-184.
3. Задворный В.Л. История римских пап. - М., 1995. - Т. 1: От св. Петра до св. Симплиция. - 343 с.
4. Задворный В. Л. Почитание Климента в России // Католическая энциклопедия. -М., 2005. - Т. 2. - С. 1074-1076.
5. Карабинов И. Климент, епископ Римский и Климентова Литургия // Богословская энциклопедия. - СПб., 1910. - Т. 11. - Стб. 98-100.
6. Климент Римский, св. Псевдоклиментины («Климентины»). - Режим доступа: http://mystudies.narod.ru/apostolpater/clementRome/ clement.htm.
7. Раух А. Почитание св. Климента Римского на Востоке и Западе // VI Международные Кирилло-Мефодиевские чтения, посвященные дням славянской
письменности и культуры: Материалы чтений (Минск, 25-26 мая 2000 г.). -Минск, 2001. - Ч. 1, кн. 1. - С. 38-46.
8. Сагарда Н.И., Сагарда А.И. Полный курс лекций по патрологии. - СПб., 2004. -1215 с.
9. Сидоров А.И. Курс патрологии. - Глава II. Св. Климент Римский. - Режим доступа: http://www.pagez.ru/olb/03704.php.
10. Успенский А.В. Климентины // Богословская энциклопедия. - СПб., 1910. -Т. 11. - Стб. 64-88.
11. Hofmann J. Unser heiliger Vater Kiemen: Ein römischer Bischof im Kalender griechischen Kirche. - Trier, 1992. - 162 S.