2008.03.024. МАЛЛАЕВА 3.М. ГЛАГОЛ АВАРСКОГО ЯЗЫКА: СТРУКТУРА, СЕМАНТИКА, ФУНКЦИИ. - Махачкала: Дагестан. науч. центр РАН. Ин-т яз., лит. и искусства им. Г. Цадасы, 2007. -397 с. - Библиогр.: с. 369-388.
Книга состоит из введения, десяти глав и заключения. Во введении обсуждается понятие грамматической категории, представляющей собой, по мнению автора, «целую систему соотносительных и одновременно противопоставленных грамматических форм. Степень абстракции разного рода грамматических категорий и сфера их функционирования далеко не одинаковы. К примеру, такие категории, как «время» и «наклонение», охватывают весь глагольный вокабуляр независимо от их лексического значения. Категории «вида» и «таксиса», напротив, зависят от лексического значения глагола, что, естественно, сужает сферу их действия» (с. 4). Здесь же рассматривается общий состав глагольных форм и категорий аварского языка, в котором выделяются: 1) финитные (спрягаемые) формы глагола; 2) инфинитные (неспрягаемые) формы глагола.
В главе 1 «Структура и семантика глагола» анализируется структура глагольной основы.
Важным компонентом этого анализа являются такие единицы, как «тематический гласный» и «детерминативный суффикс», в связи с чем вводятся также понятия общепарадигматической основы (основа без суффиксальных морфем), которая выражает лексическое значение и служит базой образования всех форм парадигмы, и частнословоформной основы, которая служит основой для образования конкретной категориальной формы.
Выделяя структурные типа глагольных основ, автор подразделяет их на классные и неклассные. У неклассных глаголов корень совпадает с основой и представлен следующими структурами:
1. (С): кк-езе «попадать», щв-азг «сыпать», т-езе «оставлять», гъ-езе «прикрепить» и т.п.;
2. (Г): и-не «идти»;
3. (СГ): къа-зе «всовывать», щва-зе «ссыпать» и др.;
4. (СГС): лълъугь-ине «становиться», ххут1-изе «оставаться», хис-изе «менять» и т.д.;
5. (СГСС): бергь-ине «выигрывать», хьущт1-изе «скользить», т1инк1-изе «капать» и др.
6. (СГСГ): соро-зе «дрожать», ц1ц1оро-зе «остывать» (глаголы с основой на -о-).
7. (ГСС): унт-изе «болеть».
У классных глаголов основы представлены следующими структурными типами:
1. (СГС) бук1-ине «быть, иметься», бич-изе «продавать» и др.;
2. (СГСС): бахч-изе «прятаться», борж-ине «лететь» и др.;
3. (СГСГС): бачахъ-изе «гнать», бекер-изе «бежать» и др.
Далее предлагается классификация типов спряжения в зависимости от тематического гласного, представленного в форме инфинитива, и типа основы.
Семантическая характеристика глагола, представленная далее в книге, включает следующие группы.
1. Глаголы состояния (фактитивные), в том числе глаголы, выражающие физическое, психологическое или интеллектуальное состояние субъекта; глаголы, обозначающие пребывание или перемещение в пространстве; глаголы, обозначающие изменение состояния или приобретение нового качества.
2. Глаголы действия или агентивные глаголы, в том числе глаголы, обозначающие целенаправленное физическое воздействие на объект; глаголы, характеризующие интеллектуальную и психическую деятельность человека, производные глаголы, выражающие каузацию изменения состояния лиц и предметов.
3. Глаголы, выражающие состояние человека, вызванное различными психическими ощущениями.
В главе 2 «Категория наклонения» выделяются следующие наклонения: 1) долженствовательное, 2) изъявительное, 3) повелительное, 4) сослагательное, 5) вопросительное и 4) запретительное.
«Долженствовательное наклонение (инфинитив, целевая форма) имеет явно выраженный целевой оттенок и в предложении означает цель действия.
Изъявительное наклонение выражает реальное действие во времени или отрицает его наличие и представлено временными формами синтетического и аналитического образования.
Повелительное наклонение (императив) выражает повеление, просьбу, приказ или желание говорящего, чтобы действие было произведено.
Сослагательное (условное) наклонение передает широкий спектр модальных значений: предположения, возможности, обусловленности.
Вопросительное наклонение (интеррогатив) употребляется в вопросительных предложениях без вопросительного слова.
Запретительное наклонение (прохибитив) выражает категорическое запрещение. Традиционно прохибитив рассматривают как отрицательную форму императива» (с. 58).
Из 500 первообразных глаголов 100 в своем составе имеют варьирующий классно-числовой показатель.
В главе 4 «Категория времени» временные формы типа бос-ул-а «берет», бос-ил-а «возьмет», бос-ан-а «взял» анализируются следующим образом: бос - основа, -ул - формант настоящего времени, -ил - формант будущего времени, -ан - формант прошедшего времени, -а - формант изъявительного наклонения. Автор подробно анализирует, в том числе и в сравнительном аспекте, временные формы синтетического образования - прошедшее, настоящее общее и будущее.
В главе 5 «Категория вида» утверждается о первичности ас-пектуальной корреляции аварских глагольных форм и вторичности -темпоральной. Такое предположение обосновывается, в частности, порядком расположения аспектуальных и темпоральных суффиксов в структуре глагола: дуративный суффикс предшествует категориальному суффиксу времени, например: хъва-дар-ул-а (длит. вид. - -дар-, наст. вр. - -ул), борж-анхъ-ил-а (длит. вид. - -анхъ-; буд. вр. - -ил.-) и т.д.
Далее автор предпринимает структурный и семантический анализ глаголов длительного вида.
Семантика продолжительности действия, по мнению автора, присутствует в глаголах длительного вида неизменно, только в зависимости от контекста она выражена сильнее или слабее. Глаголы длительного вида акцентируют внимание на самом процессе протекания действия, точнее, даже на нахождении субъекта в длительном, постоянном, равномерно протекающем процессе.
В книге предлагается классификация семантических модификаций производных глаголов, обозначающих длительное действие, помимо семантики протяженности во времени.
I. Сужение семантического диапазона, например: бортизе 1) «падать, упасть, выпасть»; 2) «бросать, броситься, кинуться на кого-л.»; 3) «сбегать куда-либо» - длит. бортанхьизе «кидаться, бросаться» сохранила только второе значение.
II. Модификация первичного лексического значения, например: бух1изе «гореть, сгореть, сжечь, сжигать» - длит. бух1аризе «приходить в нетерпение, волноваться».
Подобные явления свидетельствуют, по мнению автора о том, что длительные и недлительные формы нельзя считать формами одного глагола. Они обозначают разные действия, хотя и соотносимые по смыслу. Кроме того, при образовании глаголов длительного действия меняется также направление действия глагола на объект, т.е. переходные глаголы становятся непереходными.
Рассматривая категорию акционсарта (способа действия), автор отмечает, что многократность - единственный способ действия, образуемый с помощью морфологических средств, редупликацией основы, но не единственно возможный. Глагол аварского языка различает и другие способы действия.
1. Сверхдлительный способ действия образуется сочетанием наречий г1емер «много», чанги «много, много раз» и глагола длительного вида.
2. Начинательный способ действия образуется сочетанием инфинитива смыслового глагола с финитной формой глаголов байбихъизе «начать» или лъугьине «начинать, начать, стоять», жувазе «вмешиваться, вмешаться».
3. Окончательный способ действия образуется сочетанием деепричастия предшествования с финитной формой глагола тезе «оставить».
В главе 6 «Видовременные формы аналитического образования» отмечается, что аналитические временные формы наряду с темпоральной содержат также аспектуальную семантику. Их анализ предваряется характеристикой вспомогательных глаголов. Далее автор дает следующую характеристику аналитических форм: «Аналитические формы глагола аварского языка состоят, как правило, из двух компонентов: основного глагола и вспомогательного.
Основной глагол содержит не только лексическую семантику, но и аспектуальную характеристику действия с точки зрения законченности или незаконченности действия (наличия или отсутствия результата действия). Вспомогательный глагол, как правило, десе-мантизирован и выполняет чисто грамматическую функцию -указывает на время совершения действия. Следовательно, аналитические глагольные формы, традиционно именуемые временными, в действительности являются видовременными, поскольку в основе их образования лежит дихотомический принцип» (с. 187).
В сфере прошедшего времени, наиболее богатой аналитическими формами, автор выделяет следующие формы:
- прошедшее незаконченное время, или имперфект (показывает действие, происходившее в прошлом, в момент его протекания, как еще продолжающийся процесс, без указания времени прекращения данного действия или его отношения к настоящему времени);
- имперфект (относительное время, образованное по модели «причастие общего времени + вспомогательный глагол буго «есть» с частицей -ан»);
- имперфект (длительный вид, относительное время), образуемый сочетанием причастия настоящего времени и вспомогательного глагола вук1уна «бывает» с частицей -ан;
- прошедшее неочевидное время (перфект) - форма глагола, констатирующая действие, имевшее место в прошлом, результат которого виден в настоящее время или актуален для настоящего времени;
- давнопрошедшее время - плюсквамперфект, образуемое сочетанием деепричастия предшествования с вспомогательным глаголом бук1ине «быть» в прошедшем времени;
- давнопрошедшее неочевидное, выражающее действие, имевшее место в прошлом до начала другого действия, о котором говорящий знает предположительно, но сам не является очевидцем;
- давнопрошедшее законченное, обозначающее действие, достигшее своего предела до начала другого действия в прошлом;
- давнопрошедшее многократное, обозначающее действие, часто повторявшееся в прошлом, не достигшее еще тогда своего предела;
- экспериенталис (в некий промежуток времени, ограниченный определенной точкой в прошлом и моментом речи, происходит какое-либо действие один или много раз).
В сфере настоящего имеем:
- настоящее конкретное время - презенс, показывающее определенное действие, совершающееся конкретно в данный момент;
- настоящее общее время аналитического образования (настоящее продолженное), образуемое сочетанием причастия и вспомогательного глагола бук1ине «быть» в настоящем времени.
Для выражения действий или событий, которые произойдут в будущем, после момента речи, в аварском языке также имеется несколько форм аналитического образования: будущее составное (или будущее долженствовательное), образуемое сочетанием целевой формы смыслового глагола со вспомогательным глаголом буго «есть»; будущее определенное время, образуемое сочетанием причастия настоящего времени и вспомогательного глагола бук1ине «быть» в будущем времени; инхоатив (будущее намерения), образуемое сочетанием причастия намерения с вспомогательным глаголом буго «есть»; будущее предсказательное, состоящее из смыслового глагола в форме причастия настоящего времени и функционально вспомогательного многозначного глагола батизе в будущем времени.
Далее рассмотрены отрицательные формы аналитических времен, а также относительные (релятивные) временные формы.
Глава 7 «Относительное время (таксис)» посвящена анализу отглагольных словоформ, выражающих одновременно действие и различные оттенки временной ориентации, которые в аварском языке традиционно обозначаются термином «деепричастие», ср.: босарабго «как только взял», босилалде «пока возьмет», босизег1ан «до тех пор, пока возьмет», босидал «когда взял», босаралдасса «с тех пор, как взял», босигун «вместе с тем, как взял».
Специальный раздел в главе посвящен независимому таксису. Указвается, в частности, что последовательность протекания действий передается сложносочиненными предложениями с сочинительными союзами.
Глава 8 «Нефинитные формы глагола» содержит анализ таких глагольных форм, как:
- причастия;
- деепричастия, классифицируемые на (1) деепричастия характера (образа) действия; (2) деепричастия причины; (3) временные (темпоральные) деепричастия;
- инфинитив;
- масдар.
В главе 9 «Словообразование глагола» описаны виды словообразования, как словопроизводство (аффиксация), словосложение и конверсия. Значительное место в системе глагольного словообразования занимает редупликация, представляя собой при этом неоднородное явление. В главе 10 «Каузатив» отмечается, что каузативные глаголы образуются путем присоединения вспомогательного глагола гъабизе «сделать» к форме инфинитива исходного глагола. При этом в аварском языке функционируют каузативные глаголы аналитического (хъвазе гъабизе «заставить написать») и синтетического (хъвазабизе) образования. Автор рассматривает также функционирование других глаголов в качестве вспомогательных. Например, в значении «разрешить, позволить делать что-л.» употребляется форма каузатива, образованная сочетанием инфинитива и функционально вспомогательного глагола биччазе.
М.Е. Алексеев