Научная статья на тему '2008. 01. 058. Бобровский С. В. Государственное регулирование корпоративного сектора экономики России (баланс частных и государственных интересов). - М. : современная экономика и право, 2006. - 132 с. - библиогр. : С. 121-128'

2008. 01. 058. Бобровский С. В. Государственное регулирование корпоративного сектора экономики России (баланс частных и государственных интересов). - М. : современная экономика и право, 2006. - 132 с. - библиогр. : С. 121-128 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008. 01. 058. Бобровский С. В. Государственное регулирование корпоративного сектора экономики России (баланс частных и государственных интересов). - М. : современная экономика и право, 2006. - 132 с. - библиогр. : С. 121-128»

2008.01.058. БОБРОВСКИЙ СВ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА

ЭКОНОМИКИ РОССИИ (баланс частных и государственных интересов). - М.: Современная экономика и право, 2006. - 132 с. -Библиогр.: с. 121-128.

В монографии рассматривается широкий круг проблем, связанных с регулированием корпоративного сектора экономики России. Большое внимание уделено рассмотрению практического положения дел в данной сфере.

В российском законодательстве, отмечает автор, термин «корпорация» не используется и отсутствует соответствующее нормативно закрепленное понятие. В то же время это широко используемый термин. Кроме него, существует и ряд других понятий, описывающих экономические отношения, в которые вступают участники хозяйственной деятельности. К их числу, в частности, относится понятия «корпоративное управление».

Термин «корпоративное управление» возник по аналогии между управлением городами или странами и управлением корпорациями. Существует ряд подходов к определению этого понятия. Самый узкий подход означает совокупность правил и норм, которые обеспечивают защиту владельцев акций от возможного оппортунистического поведения менеджеров. Расширительный подход подразумевает под участниками корпоративного управления также кредиторов компании и всех других физических и юридических лиц (принципалов), которые имеют свои интересы в деятельности компании - наемные работники, местные органы власти, банки, поставщики, потребители.

Режим корпоративного управления определяется как сочетание механизмов, гарантирующих эффективность руководящих действий агента (менеджмента), направленных на реализацию интересов одного или нескольких принципалов. Развитие институтов корпоративного управления подразумевает учет сложившихся в стране традиций и обычаев деловой практики, равно как и методов корпоративного контроля в других странах, влияние которых возрастает в процессе интернационализации рынков.

Современное состояние корпоративного сектора экономики России. В современной российской практике наиболее распростра-

ненной формой хозяйственной деятельности являются общества с ограниченной и дополнительной ответственностью (по данным Единого государственного реестра юридических лиц на 1 января 2005 г. - 80,5% всех коммерческих организаций). Причина тому -простота их регистрации и более простой режим корпоративного управления по сравнению с акционерной формой. Акционерные общества (АО), как в открытой, так и в закрытой форме, находятся на втором месте по распространенности (10% всех коммерческих организаций).

После приватизации 1990-х годов большая часть акционерного капитала принадлежала трудовым коллективам, при этом он был сильно распылен между сотрудниками компании. Последующие годы характеризовались активным перераспределением собственности в стране. Два наиболее ярких периода трансформации собственности (первый начался в 1995-1996 гг., второй - после финансового кризиса 1998 г.) характеризовались резким уменьшением участия государства и членов трудового коллектива в капитале предприятий на фоне увеличения участия внешних частных инвесторов и менеджеров. Перераспределение собственности сопровождалось ростом концентрации капитала в руках одного или нескольких доминирующих акционеров.

По данным на 2004 г., основными собственниками в российских промышленных предприятиях являются коммерческие нефинансовые организации (49% уставного капитала) и государственные органы (46% соответственно). Особенно заметно выросла доля органов исполнительной власти всех уровней за период 20002004 гг. При этом наибольший вклад в увеличение этой доли внесло изменение в 2003-2004 гг. структуры собственности в электроэнергетике. Так, доля федеральных органов исполнительной власти в уставном капитале этой отрасли увеличилась с 1% в 2003 г. до 68% в 2004 г. (с. 43-45).

Что касается уровня концентрации собственности в российской промышленности, то, по разным исследованиям, доля крупнейшего акционера в капитале компании составляет в настоящее время 30-40%. В 20-40% российских АО крупнейший акционер владеет более 50% капитала. Доля предприятий с акционером, обладающим блокирующим пакетом акций (более 25%), составляет в разных выборках 40-65% (с. 46).

В основе быстрых темпов роста уровня концентрации в России лежит стремление акционеров к приобретению корпоративного контроля, а точнее, контроля над финансовыми потоками. Согласно официальным данным, за счет собственных средств финансируется 60-70% инвестиций промышленных предприятий в основной капитал; второй по значимости источник инвестиций - средства других предприятий (20%), и только не более 5% - это долгосрочные банковские кредиты (с. 49).

Проблемы корпоративного управления в современной России. Российский корпоративный сектор характеризуется высокой степенью концентрации собственности в сочетании со слабым влиянием миноритарных акционеров на процесс принятия решений. Так, в большинстве АО контрольный пакет акций (более 50%) принадлежит мажоритарным акционерам (одному или нескольким объединенным общим интересом собственникам), имеющим право назначать генерального директора независимо от воли других акционеров.

Другая характерная черта отечественных АО - распространение перекрестного владения акциями, когда материнская и дочерняя компании владеют пакетами голосующих акций друг друга. Перекрестное владение акциями считается одним из инструментов закрепления менеджеров в компании и защиты от внешнего поглощения. При свободном обращении акций на фондовом рынке их перекрестное владение способствует увеличению размера пакета акций, необходимого для установления контроля. Таким образом, у менеджеров появляются дополнительные преимущества по сравнению с внешними собственниками.

В России акции большинства АО не обращаются на фондовом рынке. В этой ситуации перекрестное владение акциями служит также инструментом сокрытия структуры собственности компании. Отсутствие в законодательстве РФ специальной регламентации этой процедуры позволяет менеджерам обойти ограничения, налагаемые законом на владение собственными акциями компаний, в частности, может быть преодолен запрет на голосование собственными акциями АО. Порождаемая перекрестным владением непрозрачность собственности дает возможность доминирующему акционеру ущемлять интересы миноритарных акционеров. Нарушение прав последних приводит к снижению спроса на

небольшие пакеты акций российских АО. Суммарный ущерб выражается в общем уменьшении капитализации компаний из-за пониженного спроса на акции со стороны внешних инвесторов.

Развитие механизмов государственного регулирования корпоративного сектора России. Первым актом государственного регулирования корпоративного сектора было Положение об акционерных обществах, утвержденное Советом министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. Следующим этапом в регулировании корпоративного управления явились законы и подзаконные акты РФ, принятые в 1992 г. и положившие начало программы приватизации государственных предприятий. Фактически это были документы, которые регламентировали процедуру акционирования госпредприятий. Последний Закон «Об акционерных обществах» от 1 января 2002 г. внес существенные изменения и дополнения в существовавшие ранее документы, в частности, касающиеся обеспечения защиты прав акционеров компаний и исключения злоупотреблений, допускаемых как АО, так и их акционерами.

Автор выделяет следующие основные направления и нормы государственного регулирования корпоративного управления, закрепленного Законом «Об акционерных обществах»:

• закреплено преимущественное право акционеров закрытых АО на покупку акций, продаваемых третьим лицам, пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них;

• установлено правило погашения акций при слиянии и приобретении компаний. Это правило направлено на защиту интересов миноритарных акционеров, его цель - воспрепятствовать увеличению доли акционеров во вновь образуемой компании за счет владения акциями в компаниях - партнерах по слиянию. Такие же правила регламентируют реорганизацию и разделение компаний. Так, каждый акционер реорганизуемого общества, голосовавший против или не принимавший участия в голосовании по вопросу о разделении, должен получить акции каждого из вновь образуемых обществ, причем акции с теми же правами, что и те, которые ему принадлежали в реорганизуемом обществе;

• введено понятие дробных акций и определен порядок обращения с ними. Появление дробных акций связано с условиями реализации преимущественного права покупки акций в закрытом обществе при его реорганизации и консолидации. Дробная акция

предоставляет ее владельцу права целой акции той же категории, но в объеме определенной части последней (дробные акции в целях подсчетов могут суммироваться);

• в устав компаний в целях обеспечения большей «открытости» АО введено положение, запрещающее повышение процента голосов, необходимого для принятия решения. Теперь за все решения достаточно подачи простого большинства голосов;

• внесены изменения в порядок досрочного прекращения полномочий исполнительных органов. Теперь это право возлагается на те институты, которые образовали исполнительные органы. Иными словами, общее собрание не вправе досрочно прекратить полномочия органа, назначенного советом директоров, и наоборот, совет директоров не может изменить решение по этому вопросу, принятое общим собранием;

• изменены понятие «крупные сделки» и правила, касающиеся их. Теперь к ним отнесены: заем, кредит, залог и поручительство, тогда как сделки, связанные с размещением посредством подписки обыкновенных акций, и сделки по размещению ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции, исключены из числа крупных;

• изменен подход к крупным сделкам, которые одновременно являются сделками с заинтересованностью. Теперь главным критерием при регулировании является именно вторая из этих двух характеристик. К числу крупных сделок с заинтересованностью также отнесены: заем, кредит, залог и поручительство. Расширен круг заинтересованных лиц.

Как отмечает автор, в условиях повышения уровня политической и экономической стабильности в России появилась возможность планировать законотворческую деятельность и более эффективно ее реализовывать. Комплексную работу в направлении совершенствования государственного регулирования корпоративного сектора ведет Министерство экономического развития и торговли РФ, которое разработало Концепцию развития корпоративного законодательства на период до 2008 г. Этот документ предусматривает решение следующих задач: обеспечение прав собственности в корпоративной сфере; повышение конкурентоспособности российских организаций; развитие фондового рынка, в том числе путем стимулирования акционерной формы бизнеса;

формирование адекватного правового обеспечения для концентрации и диверсификации бизнеса и др.

Решение указанных задач в области развития корпоративного законодательства должно осуществляться по следующим направлениям:

• разработка механизмов предотвращения и эффективного урегулирования корпоративных конфликтов;

• внедрение в российское законодательство и правоприменительную практику всемирно признанных принципов корпоративного управления;

• обеспечение баланса интересов всех заинтересованных участников корпоративных отношений;

• устранение излишних барьеров на пути предпринимательской деятельности;

• повышение транспарентности бизнеса (с. 97).

В рамках реформы регулирования корпоративных отношений предполагается проведение различной нормотворческой и организационной работы. Так, в Концепции предлагается пересмотреть принцип деления АО на открытые (ОАО) и закрытые (ЗАО). В настоящее время на долю 42 самых крупных по объему капитализации АО приходится 98% общей стоимости компаний, которые котируются на организованных торговых площадках. При этом подавляющее большинство ОАО, возникших в ходе приватизации, по сути своей не являются публичными компаниями. Отличаются они и от обычных частных компаний, прежде всего, большим числом акционеров. Как считает Минэкономразвития России, применительно к этим компаниям можно говорить о несоответствии правовой формы экономическому содержанию. В свою очередь форма ЗАО в существующем виде фактически дублирует форму общества с ограниченной ответственностью (ООО). Как отмечает автор, реализация назревших изменений в правовой форме АО наталкивается, однако, на существенные препятствия - огромные издержки перерегистрации всех российских АО в ограниченные сроки и возможность коррупции чиновников - факторы, которые могут многократно превысить положительный эффект от новых правил.

Еще одно важное направление реформы корпоративных отношений связано с разработкой государственной Стратегии развития финансового рынка РФ на 2006-2008 гг. Повышение роли и

уровня развития этого рынка в результате реализации Стратегии характеризуется следующими показателями:

• капитализация рынка акций по отношению к ВВП повысится с 40 до 60%;

• стоимость корпоративных облигаций в обращении по отношению к ВВП возрастет с 1,5 до 3%;

• чистые активы паевых инвестиционных и акционерных фондов по отношению к капитализации рынка акций возрастут с 1 до 5%;

• отношение страховых премий к ВВП повысится с 3 до 5%;

• доля торговых операций с акциями российских компаний на российских площадках составит не менее 70%.

В результате ожидается, что в 2008 г. привлечение финансовых средств посредством размещения корпорациями акций и облигаций на внутреннем финансовом рынке составит не менее 20% инвестиций в основной капитал (с. 99-100).

Е.Е. Луцкая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.