Научная статья на тему '2008. 01. 021. Болотина Е. В. Организационные основы французского муниципального управления / Санкт-Петерб. Гос. Ун-т аэрокосмич. Приборостроения. - СПб. : СПб. ГУАП, 2006. - 90 с'

2008. 01. 021. Болотина Е. В. Организационные основы французского муниципального управления / Санкт-Петерб. Гос. Ун-т аэрокосмич. Приборостроения. - СПб. : СПб. ГУАП, 2006. - 90 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
170
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - ФРАНЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008. 01. 021. Болотина Е. В. Организационные основы французского муниципального управления / Санкт-Петерб. Гос. Ун-т аэрокосмич. Приборостроения. - СПб. : СПб. ГУАП, 2006. - 90 с»

2008.01.021. БОЛОТИНА ЕВ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФРАНЦУЗСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / Санкт-Петерб. гос. ун-т аэрокосмич. приборостроения. - СПб.: СПб. ГУАП, 2006. - 90 с.

В монографии освещаются работа системы органов муниципального управления Французской Республики, правовой статус должностных лиц муниципального управления; раскрываются сущность, правовое регулирование и организация французской муниципальной службы, а также анализируются становление и развитие различных форм межмуниципального взаимодействия и децентрализованного сотрудничества во Франции.

Несмотря на проводящуюся в настоящее время политику регионализации, Франция является типичным примером страны с централизованно-бюрократической системой управления. В соответствии со ст. 72 Конституции Франции территориальные коллективы Республики свободно управляются выборными советами. В этом отношении реформа 1982 г. не внесла никаких изменений. Принцип свободного управления территориальными коллективами, как и принцип выборности совещательных органов, остается основой административно-территориального устройства страны. Система организации власти в административно-территориальных единицах во Франции относится к континентальной модели, которая характеризуется сочетанием в органах на местах функций местного самоуправления и функций государственной власти. По мнению автора, французскую систему органов муниципального управления целесообразно рассматривать применительно к территориальным образованиям, перекрывающим друг друга: регионам, департаментам и коммунам.

Органами муниципального управления в коммунах являются коммунальные советы, избираемые населением, мэр и его заместители, образующие муниципалитет. При этом мэр сочетает функции главы муниципального образования и государственного чиновника. На уровне департаментов представительным органом служит генеральный совет.

Исполнительная власть в департаментах осуществляется постоянной комиссией, состоящей из председателя генерального со-

вета и его заместителей. В регионах действуют региональные советы, которые избирают председателя.

Процесс децентрализации внес глубокие изменения в административно-территориальное устройство Франции. Децентрализация способствует лучшему распределению задач и повышению ответственности территориальных коллективов во всех сферах общественной жизни и, следовательно, повышает уровень демократизации управления территорией. Свобода самоуправления и необходимость согласованных действий в рамках унитарного государства, но в то же время соблюдение принципа равенства граждан и защита общих интересов нации требуют контроля за действиями территориальных коллективов.

Отмечая особенности правового статуса французских муниципальных служащих, автор отмечает, что суть французской публичной службы - закрытая и подробно регламентированная система административной карьеры. В настоящее время преобладает теория разумного управления, признающая за чиновниками право на высказывание начальнику своих замечаний до исполнения приказа и определенные возможности маневра в его исполнении. Субординация сочетается с автономией чиновника. Правовой статус французского чиновника в большей степени, чем, например, в США (где действует система найма и публичная служба открыта), учитывает специфику его работодателя, и потому она регулируется нормами не трудового, а административного права, которое предусматривает неравенство сторон, дополнительные ограничения, налагаемые на работника в обмен на компенсацию, как моральную, так и материальную.

В работе рассматриваются генезис и эволюция форм межмуниципального сотрудничества. На основе старейшей формы межкоммунального сотрудничества - монофункциональный межкоммунальный синдикат - в рамках французского законодательства были разработаны новые формы, следующие двум основным тенденциям:

• общественное межкоммунальное сотрудничество - гибкая форма сотрудничества, которая позволяет коммунам по желанию делегировать синдикату определенные полномочия и необходимые средства. Эта форма применяется в таких областях, как водопро-

вод, дорожно-уличная сеть, канализация, бытовые отходы и т.д. Финансируется она за счет взносов коммун, которые в нее входят;

• межкоммунальное сотрудничество, в рамках которого создаются структуры для выполнения обязательных полномочий коммун, установленных в законодательном порядке. Оно имеет собственные налоговые поступления и финансовые средства. В данном случае речь идет о сложной форме межкоммунального сотрудничества, цель создания которой - экономическое развитие территории. Французское право предусматривает возможность создания большого количества разных органов для сотрудничества. В большинстве случаев речь идет о добровольном участии. Однако государство сохраняет за собой контроль и регулирование межкоммунального сотрудничества. Коммуны не имеют права создавать органы, не предусмотренные законом. Инициатива создания структур межмуниципального взаимодействия принадлежит одному или нескольким муниципальным советам или префекту, при этом учитывается мнения Комиссии департамента по межмуниципальному взаимодействию.

Со вступлением в силу Закона от 12 июля 1999 г. положено начало новому этапу децентрализации. Закон провозгласил реформу системы межкоммунального сотрудничества, которая должна способствовать развитию межкоммунальных объединений в городских зонах за счет: создания сообществ агломераций - новой единицы, имеющей усиленную финансовую поддержку государства; создания условий для принятия общего профессионального налога; введения единых правил межкоммунального сотрудничества.

А.И. Моргунова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.