ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
2008.01.005. ЛУКОВ Вл.А. ПРЕДРОМАНТИЗМ. - М.: Наука, 2006. -683 с.
В монографии представлено комплексное исследование пред-романтизма как «переходного эстетического явления». Доктор филол. наук Вл.А. Луков (проф. Московского гуманитарного университета) трактует «предромантизм» как понятие (литературоведения, искусствознания, эстетики, истории культуры), обозначающее «незавершенную систему принципов, художественных образов, моделей повседневности, жанров, "картины мира" и средств ее выражения в европейской культуре XVIII - начала XIX в. (и в отдельных регионах вне Европы), предваряющую романтизм и неосознанную в период своего существования ни авторами, ни публикой в качестве самостоятельного культурного феномена» (с. 3). Рассмотрены жанры прозы, поэзии, драматургии, выделены предромантические черты в творчестве Руссо, Макферсона, Чаттертона, Гёте, Шиллера, Блейка и др. Особое внимание уделено предромантическим тенденциям в философии и эстетике, в европейском искусстве (театр, музыка, живопись, скульптура, архитектура), в культуре повседневности.
Понятие «предромантизм» возникло на рубеже ХК-ХХ вв., когда основы системы романтизма сложились1. Поэтому его следует отнести к особой группе «встроенных» и к тому же «ретроспективных» терминов, что еще более осложняет его судьбу в науке, подчеркивает автор монографии. «Собственно, все термины с приставками "пред-", "прото-" разделяют эту судьбу, ибо относятся к специфическому способу освоения истории культуры через ретроспекцию. Здесь затрагиваются проблемы философского уровня: дело не только в том, что в доромантической эпохе найдены некие феномены, предваряющие романтизм, но и в том, можно ли вообще трактовать историю культуры в противоисторическом порядке, не от прошлого к нам (точке наблю-
1 Подробнее см.: Луков Вл.А. Своеобразие французского неоромантизма // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. - М., 1979. - С. 19-31.
дателя, исследователя), а от нас к прошлому, конструируя его по новым культурологическим лекалам?» (с. 6).
Вл.А. Луков обращается к истории изучения предромантизма, начиная с трудов П. Ван Тигема1 в зарубежном искусствознании и академических работ В.М. Жирмунского2, А.К. Дживелегова3 в отечественном литературоведении. В советской науке итогом многолетней борьбы сторонников и противников этого понятия стала работа
A.А. Елистратовой4. Авторами наиболее значимых работ 1980-х годов, по мнению исследователя, являются А.В. Западов, Н.А. Соловьева, М.Б. Ладыгин, Ю.Д. Левин, Ю.К. Бегунов,
B.Н. Касаткина (Аношкина). В начале 2000-х годов заметный вклад в изучение предромантизма внесли В. Вацуро, О.М. Буранок, И.В. Вершинин. Концепцию последнего о «предромантизме как "теневой эпохе", развивавшейся весь XVIII в. параллельно с эпохой Просвещения, отмеченной стабильностью»5, автор выделяет и развивает в своей книге.
Методологической доминантой исследования Вл.А. Луков избирает сочетание историко-теоретического подхода, возникшего в рамках литературоведения (М.М. Бахтин, Б.И. Пуришев, Д.С. Лихачёв, А.Ф. Лосев, С.С. Аверинцев, Ю.Б. Виппер и др.), и «общегуманитарного тезаурусного подхода»6. Это позволило «по-
1 Van Tieghem P. Le Préromantisme: Etudes d'histoire littéraire européenne. -
P., 1924-1947. - T. 1-3.
2
Жирмунский В.М. Предромантические течения в английской литературе XVIII в. // История английской литературы. - М.; Л., 1945. - Т. 1, вып. 2.
3 Дживелегов А.К. Литература кануна революции // История французской литературы: В 4 т. - М.; Л., 1946. - Т. 1.
4 Елистратова А.А. Предромантизм // История всемирной литературы: В 9 т. -М., 1988. - Т. 5. - С. 79-82.
5 Вершинин И.В. Чаттертон. - СПб., 2001. - С. 33-34.
6 См.: Луковы Вал. и Вл. Концепция курса «Мировая культура»: Тезауро-логический подход // Педагогич. образование. - М., 1992. - № 5. - С. 8-14. Основными центрами разработки тезаурусного подхода являются Московский гуманитарный университет, МИТУ, Лит. институт им. А.М. Горького, Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина, Самарский пед. университет, Магнитогорский и Омский университеты и др. В международном масштабе - Центр тезаурологических исследований Международной академии наук
новому осветить переходные эстетические явления, для описания которых в других системах не было соответствующих терминов и стоящих за ними представлений» (с. 59).
Важным достижением «историко-теоретического подхода»1 исследователь считает «признание того факта, что на разных этапах и в различных исторических условиях одни и те же понятия могли менять свое содержание»; при этом появилась возможность представить развитие культуры как процесс «волнообразной смены стабильных и переходных периодов». «Каждый тип культуры (стабильный и переходный) порождает свой тип человека и его мировосприятия, а также утверждает свой специфический образ человека в сознании людей» (с. 14).
Из многих значений слова «тезаурус» в монографии использовано то, которое «понимается в информатике как полный систематизированный набор данных о какой-либо области знания, позволяющей человеку и вычислительной машине в ней ориентироваться... Тезаурус - это структурированное представление и общий образ той части культуры, которую может освоить субъект» (с. 16). Так, тезаурусный подход к анализу культурного контекста предромантизма на рубеже XVII-XVIII вв. предполагает, по логике автора, освоение следующего набора данных: образ человека, «порядочный человек», бэдмен, мир вещей, цивилизационные процессы, войны и взаимодействие культур, искусство, взгляд на вселенную, апология разума. Сопоставление этого перечня (тезауруса) с подобным же перечнем, характеризующим культурный контекст рубежа XVIII-XIX вв.: образ человека, герой, гений, авантюрист, «частный человек», чувства, мир вещей, окружающее пространство, цивилизационные процессы, идеология эпохи («свобода, равенство, братство»), искусство, картина мира, - помогает обнаружить различия и на этой основе сделать «обоснованный вывод о том, что перед нами разные художественные системы» (с. 69). Пользуясь тезаурусной схемой, автор выявляет особенности существования элементов предромантизма в культурном контексте XIX и XX вв.
педагогического образования, Международная академия наук (IAS, штаб-квартира в Инсбруке, Австрия), Высшая гуманитарная школа в Щецине (Польша) и др.
1 Термин появился в рецензии Вл.А. Лукова на кн.: Андреев Л.Г. Импрессионизм. - М., 1980 // Филол. науки. - М., 1981. - № 4. - С. 84-86.
Предромантизм как художественное явление, оппозиционное Просвещению, складывался поэтапно, с нарастанием к концу XVIII в. Возник он, по мнению исследователя, на той же социально-исторической почве, что и просветительство: при всем глубоком различии пессимизм предромантиков и скептицизм просветителей «оказываются как бы двумя сторонами единого процесса переоценки ценностей абсолютистской эпохи» (с. 55).
Вл.А. Луков выделяет три этапа в становлении предромантизма: к первому относится зарождение предромантических тенденций, ко второму - возникновение определенной системности в их проявлении, к третьему - взаимодействие предромантизма с ранним романтизмом. Уточнение этой схемы осуществлено в монографии в такой последовательности: философия и эстетика - поэзия - проза - драматургия и театр - музыка - живопись и графика - архитектура -скульптура - парковое искусство - синтез искусств. «Унаследовавший некоторые существенные особенности барокко и предвосхитивший эстетику романтизма, предромантизм представляет собой самостоятельное и закономерное звено в развитии искусства» (с. 54).
В формировании его идеологии и эстетики наибольшую роль в Европе сыграли Руссо, Юнг и особенно Гердер, а в русской поэзии -«львовский кружок»: группа молодых поэтов (М.Н. Муравьёв, И.И. Хемницер, В.В. Капнист, Г.Р. Державин), композиторов (Е.И. Фомин, Д.С. Бортнянский, В.А. Пашкевич), художников (Д.Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский), к которой тяготели Я.Б. Княжнин, Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев и др. Объединял их Н.А. Львов, один из наиболее оригинальных поэтов и энциклопедически образованный человек; именно он, по-видимому, познакомил участников «кружка» «с идеями Руссо и Юнга об оригинальном творче-стве»1.
«Эстетико-философский план» предромантизма, обобщает Вл.А. Луков, характеризуется «через представление о мире как чуждом, непознаваемом, часто враждебном. Зло если и не всегда торжествует, то, по крайней мере, выступает не как функция добра, а как самостоятельная сила. Победа добра в этом случае экзальтирована,
1 Западов А.В. Поэтический путь Державина // Державин Г.Р. Стихотворения. - М., 1981. - С. 4-5.
приобретает сказочный, фантастический, мифологический характер» (с. 616). В эстетике на первое место выходят категории «возвышенного» (воплощенного через «ужасное»), «оригинального», «готического» (наиболее специфическая категория). «Эстетико-психологический план» обычно проступает сквозь «тайну» и «неистовость» героя, через концепцию гения, нередко злодея, или концепцию жертвы - добродетели, терпящей поражение (там же).
Специфика предромантизма как явления «переходного», как «предсистемы», пишет Вл.А. Луков, определяется некоторыми новыми принципами (ориентализм, экзотизм, поэтический историзм, народность и др.), впоследствии составившими основу романтической художественной системы; но в предромантизме их «предпочтительно характеризовать как тенденции» (с. 59). Важную роль играют специфические для переходных явлений «принципы-процессы» (психологизация, историзация, героизация, документализация), а также «персональные влияния» («шекспиризация», «руссоизация») и взаимодействие с художественными системами (классицизмом, сентиментализмом и другими явлениями - от позднего барокко до раннего романтизма) (с. 62).
Поэты-предромантики разных стран Европы с особой остротой поставили вопрос о национальных формах поэзии, о национальных системах стихосложения, обращаясь за помощью к фольклору как источнику, во-первых, специфически национальных ритмов, а во-вторых, свойственных только данному народу средств выразительности; ту же цель имело обращение к мифологиям разных народов Запада и Востока.
Вместе с тем предромантизм выработал систему жанров с общей тенденцией к смешению и синтезу видов искусства; ключевыми становятся: в поэзии - баллада, в прозе - «готический роман», в драматургии и театре - мелодрама, в архитектуре - «псевдоготический замок» и т. д.
Вл.А. Луков считает важным учитывать неравномерность развития предромантических тенденций в различных странах, видах и жанрах искусства. Отдельные черты предромантизма можно обнаружить в первые десятилетия XVIII в., например, в трагедиях французского писателя П.-Ж. де Кребийона-старшего, в живописи и графике итальянских художников С. и М. Риччи, А. Маньяско. В середине столетия в Англии возникает предромантический жанр «трагедии ро-
ка», во Франции Ж.-Ж. Руссо пишет первый вариант лирической монодрамы «Пигмалион», стоявшей у истоков формы «предромантиче-ской мелодрамы» (с. 64).
Итак, черты предромантизма рано возникают во Франции, Италии и Англии, но поздно - в России и Германии. Однако «классической страной предромантизма»1 по праву считается Англия (отсюда преобладание в реферируемой книге английского материала).
Труды по социологии (в частности, Чикагской школы) с их «Case Studies» - развернутыми анализами частных примеров - подсказали автору принцип организации материала с включением ряда параграфов под названием «Исследование случая». В этом формате рассмотрены: судьба Т. Чаттертона в контексте его времени; созданный Д. Макферсоном поэт-миф Оссиан; «Удольфские тайны» Энн Рэдклиф; театр Карло Гоцци; трагедия В.А. Озерова «Фингал»; оперное творчество К.В. Глюка; живопись и графика Ф. Гойи; книги У. Блейка. «Через эти детализированные исследования не только наглядно раскрывается концепция предромантизма, но проступает и его весьма широкая география (Англия, Шотландия, Франция, Германия, Италия, Испания, Россия), и жанры, роды, виды искусства, испытавшие его влияние, и разная степень проявления предромантических тенденций в индивидуальном творчестве выдающихся деятелей культуры XVIII столетия и первых лет следующего, XIX в., - от едва ощутимого присутствия у одних до полного торжества у других» (с. 617).
«Теневым» характером предромантизма (как и болезненным процессом выхода из «тени») частично объясняется такая распространенная среди предромантиков черта, как «артэскейпизм» (art - англ. искусство; escape - англ. бегство). Этим термином Вл.А. Луков обозначает «широкий круг социальных и индивидуальных феноменов, связанных с сознательным или бессознательным уходом от художественного творчества, а также с любым сопротивлением по отношению к образному освоению действительности, художественной деятельности и - шире - виртуальности. Артэскейпизм как "бегство от искусства" - прямая противоположность панэстетизму - "бегству в искусство"» (с. 64).
1 История английской литературы: В 3 т. - М.; Л., 1945. - Т. 1, вып. 2. -
С. 564.
Примеры этого явления среди предромантиков многочисленны. Так, Д. Макферсон фактически прекратил создание художественных произведений за 30 лет до смерти; Э. Рэдклиф после бурной романной деятельности в течение шести лет внезапно ее оставила и больше не возвращалась. Разрыв может носить временный характер (например, у Ж.-Ж. Руссо). Частным случаем артэскейпизма порой выступает ускорение - акселерация, проявляющаяся в резком увеличении литературной продукции при сознательном понижении ее качества (ранние «бульварные романы» О. Бальзака имели свои истоки в предроман-тизме). Индивидуальные проявления артэскейпизма в большой степени находят объяснение в рамках учения З. Фрейда о сопротивлении (Widerstand), развитого в таких работах, как «Исследования истерии», «Анализ конечный и бесконечный», «Торможение, симптом, страх» и др.1. Артэскейпизм иногда становился масштабным социокультурным феноменом, окрашивая собой целые культуры (например, западные, в отличие от восточных) (с. 65).
Исследование предромантических тенденций в европейской (а также в какой-то мере и русской как части европейской) культуре проведено в монографии от первых признаков в начале XVIII в. до финальной фазы, когда предромантизм растворяется в культурных явлениях XIX в. и перестает существовать как самостоятельное явление. Завершили работу разделы, в которых предромантизм изучен в соотношении с направлениями XIX в. (романтизмом и реализмом). Тем самым заложен фундамент трехчастного исследования «Предро-мантизм» - «Романтизм» - «Неоромантизм».
Сегодня термин «предромантизм» прочно вошел в научный
обиход, и данная монография призвана закрепить его в гуманитарном
2
знании начала третьего тысячелетия .
А.А. Ревякина
1 См.: Луковы Вал. А. и Вл.А. Зигмунд Фрейд: Хроника-хрестоматия - М.,
1999.
2 См. рец. на реферируемую книгу: Михальская Н.П. // Филол. науки. - М., 2007. - № 1. - С. 124-125; Дежуров А.С. Предромантизм в свете тезаурусного подхода // Тезаурусный анализ мировой культуры. - М., 2007. - Вып. 10. - С. 7981; Захаров Н.В. Тезаурусный анализ предромантизма // Знание. Понимание. Умение. - М., 2007. - № 1. - С. 221-223; Тарасов А.Б., Захаров Н.В. // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - М., 2007. - № 1 (46). - С. 272-275.