СРЕДНИЕ ВЕКА И РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ
2008.01.004. МЕДИЕВИСТИЧЕСКИЙ ЕЖЕГОДНИК
ЦЕНТРАЛЬНОЕВРОПЕЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ВЫП. 12. Annual of Medieval Studies at CEU. - Budapest: CEU, 2006. - Vol. 12. -302 p.
Ключевые слова: Центральноевропейский ун-т в Будапеште, 2004/2005 уч.г., медиевистический ежегодник.
В очередном выпуске медиевистического ежегодника представлены основные итоги работы факультета медиевистики Центрально-европейского университета в Будапеште (ЦЕУ) за 2004/2005 уч. году. Деятельность ЦЕУ, объединяющего исследователей и студентов из разных стран Европы, Азии, Америки, строится на принципе междис-циплинарности, его основной задачей является обеспечить для талантливых выпускников университетов Центральной и Восточной Европы, а также стран СНГ возможность познакомиться с новейшими достижениями науки, установить творческие контакты с коллегами из других регионов, прослушать лекции известных ученых и приглашенных профессоров западноевропейских и американских университетов.
В книге два раздела: «Статьи и исследования» и «Итоги года».
Основное содержание первого раздела составляют статьи, написанные выпускниками ЦЕУ 2005 г. по материалам дипломных работ на соискание степени МА (Magister of Arts). Максим Мордовин (Венгрия) («История постройки церкви Залавар-Рецешкют») анализирует археологические данные, полученные в ходе раскопок в поселке Залавар, недалеко от озера Балатон, начиная с 1946 г., и сопоставляет их со свидетельствами письменных памятников. Согласно его выводам, результаты археологических исследований в целом соответствуют истории и хронологии, представленным в других источниках. Автор также предлагает собственное объяснение того факта, что бенедиктинский монастырь, существовавший в Залаваре в середине IX в., до нашествия венгров, и монастырь, основанный в этом же месте королем Стефаном в 1019 г., оба носили имя св. Адриана. Св. Адриан был не слишком известен в Средние века, так что подобное совпадение едва ли можно счесть случайным. При этом маловероятно, что между первым и вторым монастырями существовала непо-
средственная преемственность, поскольку церковные структуры IX в., как нам известно, были практически полностью сметены в бурные годы венгерского завоевания. М. Мордовин полагает, что в качестве «посредника» в передаче памяти могло выступить население Залава-ра: местные жители сохранили предания о том, что на этом месте стоял некогда монастырь, посвященный св. Адриану, и король Стефан счел возможным поддержать традицию.
Жофия Буда (Венгрия) («Зоокефалические фигуры из 'Трехча-стного махзора1"») рассматривает изображения людей в иудейской рукописи XIV в. из Южной Германии. На иллюстрациях мужчины изображены с нормальными головами и лицами, а женщины - со звериными. В поисках объяснения подобной «гендерной дискриминации» исследовательница обращается к изучению отраженных в иудейской духовной литературе представлений о характере человеческого зрения. Во многих сочинениях именно зрительный образ рассматривается в качестве главного источника соблазна, а возможность увидеть расценивается как первый шаг к греху. Созерцание несет в себе скрытую угрозу, которая еще более возрастает, если его объектом оказывается женщина. Средневековые иудейские художники, считает Ж. Буда, сталкивались с проблемой: каким образом можно изобразить человека (а тем более женщину) и при этом уберечь читателя от опасностей, которые таит в себе визуальный образ. Одним из решений могло стать сознательное искажение образа, лишающее его опасных свойств, и именно по этому пути пошли миниатюристы, украшавшие «Трехчастный махзор».
Среди научных направлений, представленных в ЦЕУ, важное место занимают история повседневности и микроистория. В сборник включены пять работ, в которых судьбы отдельных личностей и семейств служат материалом для постановки более общих проблем.
Источниками для исследования Ирене Буэно (Италия) («Сравнение практик дознания в двух инквизиционных судах XIV в.») послужили документы инквизиционных процессов над последними катарами в Каркассоне и Памье, проводившихся под руководством доминиканца Жоффри Д'Аблиса и епископа Памье, будущего папы Бенедикта XII, Жака Форнье. Сопоставляя процедуры расследования, поиска свидетелей и обвиняемых, а также вопросники, применявшие-
1 Махзор - собрание иудейских праздничных молитв и славословий.
ся при дознании, И. Буэно показывает, что в целом практики двух инквизиторов были близки, хотя Форнье проводил расследование более детально, сопоставляя показания разных свидетелей, и чаще помещал людей под стражу с целью добиться от них признания. Однако в методах проведения дознания имеются отличия. Д'Аблис и его помощники четко следовали стандартному вопроснику и удовлетворялись общими ответами, в то время как судебные документы Форнье содержат множество деталей, проясняющих обстоятельства, в которых происходили те или иные события, а также различные тонкости во взглядах обвиняемого на вопросы веры. Это различие, по мнению И. Буэно, имеет свое объяснение. Д'Аблис, папский эмиссар, был в Каркассоне чужаком и при этом должен был контролировать как инквизитор огромную территорию, включавшую 17 диоцезов. Ему приходилось прибегать к помощи местных чиновников и представителей знати, которые действовали от его лица, но достаточно формально, не вникая в тонкости инквизиционных процедур. Форнье, входивший как епископ в местную иерархию власти и контролировавший исключительно свой диоцез, имел больше возможностей лично участвовать в каждом дознании и проводить его более тщательно.
Бриан Макинти (США) («Выбор места погребения венгерской королевы: Елизавета, королева Венгрии (1320-1380) и церковь св. Клары в Обуде») задается вопросом о том, какие факторы определяли выбор места погребения венгерских властителей в тех случаях, когда решение принималось ими самими. В статье данная проблема рассмотрена на частном примере - погребение королевы Елизаветы, матери короля Лайоша I Великого в монастыре св. Клары, основанном ею в Обуде (ныне - район Будапешта). Анализируя имеющиеся свидетельства и факты, Б. Макинти приходит к следующим выводам. Обуда, в силу своего географического положения, был идеальным местом и для королевской резиденции, и для монастыря. Елизавета провела рядом с монастырем последние десять лет своей жизни, она была его основательницей и имела тесные духовные связи с орденом клариссок1, что само по себе служит достаточным основанием для ее желания быть похороненной в монастыре. Однако, считает Б. Макинти, тот факт, что Елизавета захотела быть похоронной в отдельной часовне в церкви св. Клары, а не рядом со своими ближай-
1 Женский орден францисканцев.
шими родичами, говорит о том, что она, возможно, рассчитывала на то, что после смерти ее станут почитать как святую, и стремилась обустроить достойным образом собственное будущее святилище. Учитывая, что к тому времени многие ее родственники были канонизированы или стали объектами неофициальных культов, ее предположения не кажутся пустыми амбициями.
Кристина Арань (Венгрия) («Успех и неудача - две семьи флорентийских торговцев в Буде во времена правления короля Сигизмун-да (1387-1437)) стремится выявить основные факторы, которые обеспечивали успех торговой деятельности в Буде в первой половине XV в. Для этого исследовательница проанализировала деловую активность трех семейств из Флоренции - братьев Меланеси, рода Фронте-Карнезекки и рода Корсини - торговавших в Буде в начале XV в. Основными источниками для исследования послужили флорентийские кадастры за 1427 г., содержащие налоговые декларации жителей Флоренции, выписки из них, сделанные чиновниками, и исправления, внесенные в 1428-29 гг. В качестве дополнительных материалов исследовательница привлекала дипломатическую переписку коммуны Флоренции с королем Сигизмундом, а также отчеты флорентийских легатов, посланных в Венгрию. К. Арань приходит к выводу, что залогом успеха служили богатство, установление личных связей в Венгрии и во Флоренции, а также способность интегрироваться в местную среду, не порывая полностью со своей родиной.
В статье Роберта Курелича (Хорватия) («Статус графов Целе1 как принцев Священной римской империи») ставится вопрос о том, чем определялся статус аристократии Священной римской империи в XIV-XV вв. Автор обращается к истории графов Целе, мелких аристократов, быстрое возвышение которых началось в 1341 г. В 1436 г. император Сигизмунд Люксембургский даровал Фредерику и Ульри-ху Целе титул имперских принцев и принципат в Целе (нынешняя Словения). Однако в результате соглашения с Габсбургами в 1443 г. Целе утратили свои владения. Сказалось ли это на их статусе и каким образом? Для того чтобы ответить на этот вопрос, автор анализирует обращения и титулования графов Целе в различных источниках, сравнивая их с общей практикой употребления титулов в данный период. Сопоставляя полученные данные с историческими фактами (брачные
1 Город, расположенный на территории современной Словении.
союзы Целе, взаимоотношения с другими представителями аристократии), Р. Курелич приходит к выводу, что потеря владений не нанесла серьезного ущерба статусу принцев. Из этого следует, что личная власть, семейные связи и положение при дворе играли более важную роль при определении места рода в аристократической иерархии, нежели юридический статус его владений.
Еще одним направлением в работе ЦЕУ является введение в научный оборот новых источников. В сборник включены две статьи такого рода.
Юргита Кюнсманайте (Литва) («Земельные права литовских вдов до 1529 г.») перевела и исследовала так называемые «земельные привилегии» - законодательные памятники, определяющие права литовских вдов - датируемые периодом с 1387 по 1506 г.
Ален Новалья (Словения) («Введение в изучение Палеи - средневекового православного сочинения на темы Ветхого Завета») дает общую характеристику группы памятников, обозначаемых как «Палеи» и анализирует историю их изучения в разных странах.
Проблемам экономической истории посвящена статья Ласло Ференди (Венгрия) («Структура владений и экономическое развитие аббатства Топуско. Частный случай средневекового цистерианского монастыря»). На основании сохранившегося картулярия аббатства, датируемого концом 1360-х годов, автор проводит детальное исследование топографии монастырских владений и их окружения, выявляет мотивы и факторы, определявшие пути развития хозяйственной деятельности цистерианцев.
Отдельный блок составляют материалы, освещающие деятельность созданного год назад при ЦЕУ учебно-научного Центра по изучению эллинистической традиции. Они включают в себя: отчет руководителей центра; представление работы над проектом по сохранению сирийских рукописей христианской общины св. Фомы в Индии; статью Натальи Габричидзе, посвященную переводам сочинений св. Германа, патриарха Константинопольского, в грузинских рукописях.
В разделе «Итоги года» помещены тезисы работ на соискание магистерской (МА) и докторской (PhD) степени, защищенных в ЦЕУ в 2004/2005 уч. году.
З.Ю. Метлицкая