Научная статья на тему '2007. 04. 058. Миядзава Сэйити. Воссоздание реставрации Мэйдзи: «Миф о рождении» современной Японии. Миядзава Сэйити. Мэйдзи исин-но сайсо:ДЗО: : киндай Нихон-но «Кигэн синва». - Токио: Аоки сётэн, 2005. - 261 с. - Яп. Яз'

2007. 04. 058. Миядзава Сэйити. Воссоздание реставрации Мэйдзи: «Миф о рождении» современной Японии. Миядзава Сэйити. Мэйдзи исин-но сайсо:ДЗО: : киндай Нихон-но «Кигэн синва». - Токио: Аоки сётэн, 2005. - 261 с. - Яп. Яз Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
292
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕВОЛЮЦИЯ МЕЙДЗИ ИСТОРИОГРАФИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2007. 04. 058. Миядзава Сэйити. Воссоздание реставрации Мэйдзи: «Миф о рождении» современной Японии. Миядзава Сэйити. Мэйдзи исин-но сайсо:ДЗО: : киндай Нихон-но «Кигэн синва». - Токио: Аоки сётэн, 2005. - 261 с. - Яп. Яз»

2007.04.058. МИЯДЗАВА СЭЙИТИ. ВОССОЗДАНИЕ

РЕСТАВРАЦИИ МЭЙДЗИ: «МИФ О РОЖДЕНИИ»

СОВРЕМЕННОЙ ЯПОНИИ.

МИЯДЗАВА СЭЙИТИ. Мэйдзи исин-но сайсо:дзо: : Киндай Ни-хон-но «кигэн синва». - Токио: Аоки сётэн, 2005. - 261 с. - Яп. яз.

Реставрация Мэйдзи (1867-1868), подчеркивает японский историк, в конце Х1Х - первой половине ХХ в. была постоянно в центре внимания японских общественных деятелей и историков. В эти кризисные для страны годы они использовали свою оценку ее событий и героев с позиций своего времени (с. 13). Неудовлетворенность нереализованными обещаниями Мэйдзи исин (реставрации Мэйдзи) рождала призывы ко «второй реставрации» (дайни исин) в период Тайсё (1911-1926) и начала периода Сёва (19261989). Отношение японцев к Мэйдзи исин в эти годы развивалось не прямолинейно, а спиралеобразно. Японцы возвращались к людям и событиям той поры как к путеводной нити для решения новых проблем.

Многие исторические фигуры и события реставрации интерпретировались одними и теми же авторами по-разному в зависимости от изменения идеологической атмосферы в стране. Так, известный публицист Токутоми Сохо (старший брат крупного японского писателя Токутоми Рока), в первом издании книги о Ёсида Сёин (1830-1859), легендарном борце против сегуната и за передачу верховной власти в стране императору (1893), характеризует реставрацию Мэйдзи как революцию (какумэй) или революционное событие, воглавляемое борцами за интересы народа, а в издании 1908 г. переносит акцент с революции на «реформу» (кайкаку) и вместо интересов народа делает упор на идее кокутай (государственного строя) и самурайской морали бусидо.

Первый толчок для пересмотра идеи Мэйдзи исин и появления дайни исин дала Русско-японская война 1904-1905 гг. Победа в войне стимулировала рост националистических настроений в Японии и переоценку в этом ключе реставрации 1867-1868 гг. Известные государственные и политические деятели Окума Сигэнобу (1838-1922) и Итагаку Тайсукэ (1837-1919) в написанных ими после 1905 г. работах исключили понятие «революция» из интерпретации Мэйдзи исин и вместо этого с гордостью писали о японской

империалистической экспансии и о центральной роли императора в истории Японии Х1Х в.

Идея исин с националистическим колоритом была использована еще в конце периода Мэйдзи левыми учеными Японии, пытавшимися привлечь на сторону Японии корейцев для организации противостояния западному проникновению в Азию. В эти же годы китайские интеллектуалы интерпретировали реставрацию Мэйдзи в интересах революции в своей стране. Сунь Ятсен однажды заявил, что «реставрация Мэйдзи была первым шагом к китайской революции, а китайская революция будет вторым шагом реставрации Мэйдзи» (с. 91). По мнению автора, «вторая реставрация», в период Тайсё, или Тайсё исин, начинается с казни Котоку Сюсуй (18711911) и с дела 1910 г. о покушении на японского императора. Кото-ку Сюсуй был одним из зачинателей социалистического движения в Японии. Его казнили за участие в покушении на императора. Японцы его уподобляли Сайго Такамори (1827-1877), одному из лидеров антисегунского движения в реставрации Мэйдзи, поскольку оба боролись за права народа.

Качественные изменения в спорах о «реставрации Тайсё» и реставрации Мэйдзи произошли после рисовых бунтов 1918 г. Некоторые японские интеллектуалы считали, что в результате мирной революции капиталисты должны вернуть свою собственность императору, а граждане Японии отказаться от своих прав, подобно тому как Токугава Ёсинобу (1837-1913) передал свою сегунскую власть императору Мэйдзи, а самураи после реставрации пожертвовали своим статусом.

После великого землетрясения 1923 г. в Канто в оценке системы ценностей Мэйдзи в японском обществе некоторое время царил хаос. Возрождение идеи «реставрации» в период Сёва, называемом автором Сёва исин (реставрация Сёва), началось с бума бакумацу (роста интереса к последним годам Токугава) в 1928 г., в год 60-летия реставрации Мэйдзи. Японские авторы в это время начали пересматривать концепции «реставрации» своих предшественников. В марксистских кругах дебаты разворачивались вокруг двух основных направлений японской исторической мысли тех дней - школ Роноха и Кодзаха, расходившихся в оценке характера японского капитализма, элементов феодализма в современном японском обществе, прежде всего роли японской монархии. Прото-

тугавская тема доминировала в популярной литературе. Один из руководителей сёгунских сил Кондо Исами не представлялся ими как убийца, а токугавский чиновник Огури Тадамаса, убитый в 1868 г. императорскими силами, был реабилитирован в вышедшей в 1928 г. книге. Различия между теоретическими позициями ранних этапов движения дайни исин и реставрационистами Сёва состояли в том, что в эпоху Сёва исследователи должны были акцентировать внимание на решении проблем, порожденных 60-летним господством капитализма в Японии. Интеллектуалы утверждали, что в то время, как «реставрации Мэйдзи была движением сверху вниз, из центра на периферию, реставрация Сёва движется снизу вверх, из периферии в центр» (с. 114). Многие в те годы настаивали на необходимости отхода Японии от западных держав и фундаментальных изменениях в японском обществе. Некоторые японцы утверждали, что в то время как «реставрация Тайсё» была реставрацией на словах, «реставрация Сёва»« должна стать реставрацией на деле.

М.Н. Корнилов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.