Научная статья на тему '2007.04.022. ДЕМИРАГ Й. ПЕРСПЕКТИВЫ МИРА И СТАБИЛЬНОСТЬ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ // ЦЕНТР. АЗИЯ И КАВКАЗ. - LULEå, 2006. - N 4. - С. 118-127'

2007.04.022. ДЕМИРАГ Й. ПЕРСПЕКТИВЫ МИРА И СТАБИЛЬНОСТЬ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ // ЦЕНТР. АЗИЯ И КАВКАЗ. - LULEå, 2006. - N 4. - С. 118-127 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
32
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЗАКАВКАЗСКИЕ РЕСП
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2007.04.022. ДЕМИРАГ Й. ПЕРСПЕКТИВЫ МИРА И СТАБИЛЬНОСТЬ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ // ЦЕНТР. АЗИЯ И КАВКАЗ. - LULEå, 2006. - N 4. - С. 118-127»

2007.04.022. ДЕМИРАГ Й. ПЕРСПЕКТИВЫ МИРА И СТАБИЛЬНОСТЬ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ // Центр. Азия и Кавказ. - Ьиіеа, 2006. - N 4. - С. 118-127.

Йелда Демираг (Университет Башкент, Анкара) отмечает, что с момента установления независимости Армении, Азербайджана и Грузии в регионе возникли три типа соперничества: 1) между региональными державами - Турцией, Ираном и Россией, 2) между самими закавказскими республиками, 3) между отдельными народами внутри этих республик. С середины 90-х годов к проблемам региона проявляют внимание также США. Противоречивость политических и экономических интересов держав, расположенных за пределами Закавказья и использующих в собственных интересах происходящие там конфликты, препятствует установлению стабильности в регионе.

Россия стремилась удержать Закавказье в сфере своего влияния, принять участие в добыче и транспортировке нефти и газа, сохранив контроль над существующими нефтепроводами и выступая против строительства нового (Баку - Тбилиси - Джейхан), поддерживаемого США. Поэтому «Тегеран с его антизападным и антиамериканским режимом стал для Москвы наиболее естественным и наиболее важным партнером» (с. 119)1.

Турция становилась одним из крупных игроков в регионе после завершения холодной войны2. Кроме того, Закавказье для нее -канал связи с республиками Центральной Азии (ЦА), а тюркское государство Азербайджан - своего рода ворота в ЦА и потенциальный экономический партнер, обладающий громадными запасами нефти. «Некогда Турция была единственной страной, которая последовательно поддержала Азербайджан в его борьбе за Карабах, рискуя своими отношениями с Арменией и Россией» (с. 120)3. Однако, учитывая свое членство в НАТО и позиции России, Турция воздержалась от поставок оружия в Азербайджан и от военного

1 Chubin Sh. Iran”s strategic predicament // Middle East j. - 2000. - Vol. 54, N 1. - P. 10-21. Описание здесь и далее по реф. источнику.

2 Aydin M. Determinants of Turkish foreign policy // Middle Eastern studies. -2000. - Vol. 36, N 1.

3 Aydin M. Turkish policy toward South Caucasus // Quarterly j. - 2004. - N 3. -P. 44, 45, 49.

вмешательства в азербайджано-армянский конфликт, хотя ее политика была полностью проазербайджанской. Отношения Турции с Грузией получили дополнительный положительный импульс благодаря поддержке последней трубопровода Баку - Тбилиси -Джейхан, а также взвешенному подходу Анкары к межэтническим конфликтам в Абхазии и Южной Осетии. С Арменией у Турции сохраняются натянутые отношения.

Турция - член Минской группы ОБСЕ, занятой мирным урегулированием карабахской проблемы. «Подписанный в ноябре 2001 г. Россией и Турцией “Совместный план действий в Евразии” позволяет надеяться, что в будущем он станет основой для перехода этих стран от соперничества к сотрудничеству» (с. 121).

США заметно изменили свою политику в ЦА и Закавказье после 11 сентября 2001 г., рассматривая свое присутствие здесь как часть антитеррористических действий. В этой связи были налажены интенсивные контакты с Азербайджаном и Грузией, однако основное внимание Вашингтон уделяет Ираку, Ирану, Ближнему Востоку.

Европейский союз начал активно сотрудничать с республиками Закавказья с июня 1999 г., подписав Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (с. 122)1. Цель ЕС - содействие установлению стабильности и демократии в регионе, используя преимущественно экономические средства. В июле 2003 г. Совет министров ЕС назначил своего специального представителя на Южном Кавказе, а в июне 2004 г. распространил на Грузию, Армению и Азербайджан инициативу Политики европейского соседства, дающую возможность странам, не вошедшим в ЕС, разделить преимущества вновь присоединившихся государств, но без вхождения в эту структуру на правах членства в ней.

«Стабильность на Кавказе - не только региональная проблема. Если не будет стабильности в данном регионе, ее будет трудно поддерживать в соседних с ним странах и Европе в целом» (с. 125). Достижению стабильности препятствует соперничество России и США, а также отсутствие прогресса в разрешении «замороженных» конфликтов в Карабахе, Абхазии и Южной Осетии.

1 The South Caucasus. A challenge for the EU. - P., 2003. Реферат см.: РЖ ВА, 2006, N 3.

Таким образом, «для достижения стабильности в регионе необходимо сотрудничество не только между его странами, но и между государствами, расположенными вне Южного Кавказа» (с. 127).

С. И. Кузнецова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.