ной жесткости трудового законодательства и стремления загнать трудовые отношения в прокрустово ложе стандартной занятости. В России диверсифицированность отношений занятости остается недостаточной; практически неизвестны новейшие формы атипичной занятости - лизинг рабочей силы, работа по вызову. Пока что институциональная среда не стала более дружественной по отношению к инновационным типам трудовых контрактов.
В.Г. Былов
2007.02.032. МАРКАРЯН В.Р. ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ НА РАЗВИТИЕ РЫИКА ТРУДА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ / Рост. гос. экон. ун-т РИНХ. - Ростов н/Д, 2005. - 120 с. -Библиогр.: с. 118-120.
Цель исследования - анализ проблем на рынке труда, которые затрудняют достижение полной и продуктивной занятости и защиту мигрантов. Монография состоит из введения, шести разделов, заключения и списка литературы
В России, отмечается во введении, при управлении процессом миграции необходимо, прежде всего, решить две основные задачи: максимально сократить нелегальную миграцию и сформировать систему селективной иммиграции. Решения в сфере иммиграции и натурализации следует принимать с учетом интересов четырех сторон: предпринимателей, заинтересованных в качественном рынке труда; органов правопорядка; местных жителей и местных органов власти, часто негативно относящихся к иммигрантам; самих иммигрантов, стремящихся стать жителями страны.
Для сокращения нелегальной иммиграции, контроля над пребыванием в стране и трудовой активностью иммигрантов необходимо упростить системы их регистрации и найма. Автор выступает за проведение гражданской амнистии нелегалов. Иммигрантам должно быть выгоднее регистрироваться, чем оставаться нелегалами; предпринимателям - использовать легальных работников; государству - сокращать нелегальную иммиграцию мирным способом, без применения силы и депортации. Следует укреплять гео-культурную периферию страны как источник возобновляемых трудовых ресурсов. Для социально-культурного развития России в качестве среднесрочной перспективы в области миграционной политики надо заключить соглашение со странами ЕС и СНГ по вопро-
сам амнистии нелегалов и свободы перемещения мигрантов по всему геополитическому пространству.
Первый раздел посвящен общим вопросам международной миграции населения и анализу демографических показателей и процесса расселения. Рассматривая демографические показатели и систему расселения в России, автор отмечает, что на продолжительность жизни в РФ влияют низкий уровень жизни, загрязнение окружающей среды, слабая охрана труда, распространенность алкоголизма и относительно низкий уровень здравоохранения. Все это способствовало сокращению средней продолжительности жизни мужчин в Советском Союзе с 68 лет в 1960-е годы до 62 лет в начале 1980-х годов. В 1992 г. 40% смертей среди мужского населения происходило до наступления пенсионного возраста, а средняя продолжительность жизни женщин стабилизировалась на уровне 70 лет. Детская смертность в 1990-е годы находилась на уровне 17-19 промилле. Впервые после окончания Великой Отечественной войны число умерших в РФ в ноябре-декабре 1991 г. превысило число родившихся. Все это, по мнению автора, свидетельствует о беспрецедентной демографической катастрофе (с. 8). Вследствие не очень благоприятной возрастной структуры и повышенной смертности сельского населения в России соотношение городского и сельского населения продолжает увеличиваться в пользу первого.
При анализе процессов эмиграции и иммиграции автор отмечает существование различий в определении показателей международной миграции населения на примере Германии, Японии, США, РФ. Указывая на значительную разнородность источников данных
о международной миграции, автор выделяет три основных источника - пограничный контроль, регистры населения и данные различных обследований. Далее проводится анализ основных видов международной миграции - безвозвратной, временно-постоянной, сезонной, маятниковой, нелегальной (подпольной), вынужденной, эпизодической, трудовой. Выделяются несколько центров притяжения мигрантов, а также группировка стран - основных поставщиков иностранной рабочей силы. В Азии - это Индия, Пакистан, Филиппины, Малайзия, Вьетнам; на Ближнем Востоке - Египет, Ливан, Иордания; в Африке - Марокко, Алжир, Тунис, Гана, Мали, Чад, Гвинея, Мозамбик, Ботсвана; в Южной Америке - Парагвай,
Боливия, Колумбия; в Северной Америке - Мексика; в Европе -Польша, Португалия, Италия, Ирландия, Турция (с. 14).
Характерной тенденцией в современной международной миграции является существенное качественное изменение контингента мигрирующих, в первую очередь значительное увеличение среди мигрантов доли лиц с высоким уровнем образования и профессиональной квалификации. Это нашло отражение в появлении категории «утечки умов (мозгов)».
В отношении международной миграции проводится более жесткая, чем в отношении внутренней, миграционная политика. Страны-реципиенты и страны-доноры стремятся регулировать поток мигрантов по объему, национальному и профессиональному составу. Миграционная политика носит либо ограничительный, либо поощрительный характер и может подразделяться на эмиграционные и иммиграционные составляющие. Эти элементы приводятся либо в отдельности, либо в совокупности и одновременно.
Во втором разделе рассматриваются рынок труда как главный регулятор миграции, тенденции в области иммиграции, соотношение потребностей в рабочей силе и ее предложения со стороны иммигрантов, функции иммиграции и т.п. Миграция, указывает автор, оттеснила естественный прирост населения с позиции важнейшего фактора демографической динамики. По мнению автора, смена ролей естественного прироста и миграции имеет долговременную тенденцию, к тому же свойственную не только России, но и большинству промышленно развитых стран (ПРС), и знаменует поворотный пункт в демографическом развитии. Анализ и прогноз воспроизводства населения РФ свидетельствует, что даже при самом благоприятном характере естественного прироста в существующих условиях только иммиграция в большей или меньшей степени может спасти страну от сокращения и старения населения (с. 19).
Начиная со второй половины 1970-х годов Россия перестала быть страной-донором и в ходе развития миграционного обмена в рамках СССР с братскими союзными республиками превратилась в страну-реципиента. Прежняя динамика центробежного характера, свойственная царской России на протяжении столетий, превратилась в центростремительное движение - от периферии к центру Советского Союза. Проблемы естественной убыли населения России уже в прошлом стали объектом оживленной дискуссии: актив-
но обсуждались планы пополнения демографического потенциала России за счет других братских союзных республик.
В прошлом трудодефицитные регионы России - Европейский Центр и Сибирь - не обладали реальными возможностями для активного привлечения населения, а регионы с демографическим избытком (прежде всего - Средняя Азия и Закавказье) не были готовы активно отдавать свое население. Миграционный прирост населения РФ в 1990-е годы был обеспечен за счет бывших республик СССР, в обмене с которыми она увеличила свое население на 4,5 млн. человек, тогда как в обмене с другими странами Россия потеряла 1 млн. человек. Однако миграционный прирост России в первой половине 1990-х годов происходил в условиях резкого сокращения легальной, регистрируемой миграции: переселение в РФ из стран СНГ и Балтии уменьшилось за 1989-2000 гг. с 855 тыс. до 350 тыс. человек, а выезд в эти страны на ПМЖ - соответственно с 692 тыс. до 83 тыс. человек (с. 20). Достоверных данных о масштабах нелегальной миграции в России нет, а разброс оценок ее масштабов чрезвычайно велик.
Автор определяет перспективные потребности в иммиграции на основе специально разработанного аналитического стохастического прогноза численности населения РФ до 2050 г. По мнению автора, чтобы численность населения оставалась неизменной на уровне 2000 г., начиная с первого года нового тысячелетия страна должна ежегодно принимать в среднем более 700 тыс. человек вплоть 2030 г., постепенно наращивая прием к 2030-2035 гг. до уровня 1,2—1,3 млн. человек (с. 23). Однако Россия пока что далека от приема такого количества легальных иммигрантов, хотя в стране находится значительное число нелегалов и нерегистрируемых иммигрантов. Для поддержания стабильной численности населения общие размеры нетто-миграции должны быть увеличены вдвое (с. 24). Пока что население России продолжает сокращаться. В будущем Россия едва ли сможет избежать приема крупных иммиграционных потоков (с. 25).
Экономика России в ближайшей перспективе попадет в жесткую зависимость от миграции. Из-за особенностей возрастной пирамиды российского населения в стране начнется стремительная убыль трудоспособного населения, а труд станет одним из самых дефицитных ресурсов. Необходимый источник пополнения трудо-
вых ресурсов может быть найден только в иммиграции. Убыль трудовых ресурсов не будет сильно ощущаться вплоть до 2010 г., поскольку может компенсироваться за счет сокращения накопленной безработицы и некоторого повышения пенсионного возраста (с. 27).
Для России с ее низкой производительностью труда и резким сокращением естественного прироста не пригоден западный метод вывода производства в слаборазвитые страны. С началом экономического подъема в первые годы нового тысячелетия на российском рынке труда стал ощущаться недостаток предложения рабочей силы, что стало тормозом развития экономики даже при малой загрузке производственных мощностей. На первый план вместо проблемы безработицы и трудоустройства вышла проблема нехватки рабочих рук.
Потребность в принятии иммигрантов имеет не столько количественную, сколько структурную природу. Богатые ПРС с более высоким уровнем образования и квалификации рабочей силы и быстро растущим средним классом нуждаются в пополнении нижней части не демографической, а социальной пирамиды. Это обеспечивает им эффективное использование их собственного, относительно высококачественного, человеческого потенциала.
На начальной стадии трудовой деятельности «гастарбайтеры» готовы трудиться на самых невыгодных для себя условиях, что открывает возможности повышения «нормы их эксплуатации» и «первоначального накопления» для использующих их труд предпринимателей. Иммиграция из менее развитых в более развитые страны представляет собой особую форму «неоколониализма» (с. 29). Подобная иммиграция чрезвычайно выгодна странам-реципиентам, а нелегальная - выгодна вдвойне, поскольку бесправный нелегал особенно удобен для эксплуатации без всяких ограничений.
Централизованная борьба с иммиграцией, в том числе и нелегальной, по мнению автора, означает борьбу против очевидных интересов своего собственного населения. Подобную борьбу не удалось выиграть ни одной власти. Оттесненные на самый низ социальной пирамиды маргинализованные иммигранты постепенно превращаются в источник серьезного социального напряжения, находящего выход в самых разных проявлениях (создание преступных сообществ, политический экстремизм, молодежные
контркультурные движения и т.п.). Разные формы проявления социальной напряженности в сфере иммигрантов влияют на массовое сознание населения.
Анализируя регионы, являющиеся потенциальными донорами и реципиентами миграции, автор указывает, что для России наиболее предпочтительны мигранты из стран СНГ и Балтии -бывшие сограждане, в большинстве своем владеющие русским языком, обладающие определенным уровнем образования и квалификации, достаточно хорошо представляющие условия жизни в нашей стране. РФ притягивает жителей почти из всех постсоветских стран, кроме Белоруссии: в 1990-е годы треть миграционного прироста России обеспечил Казахстан, треть - республики Средней Азии, остальную треть - Закавказье (примерно 20%), Балтия (5) и Украина с Молдавией (около 9%). На русских мигрантов приходился весь прирост населения РФ в 1992 г., а в дальнейшем их доля составляла не менее 60%. Русская диаспора в неславянских постсоветских республиках за счет репатриации сократилась на 22%, а всего до настоящего времени из бывших союзных республик выехало 3,3 млн. из 25,3 млн. этнических русских, проживавших там в 1989 г., что примерно в 6 раз превышает размеры русской репатриации в течение 1980-х годов. Близок к завершению процесс возвращения русских из стран Закавказья и Таджикистана: эти республики уже потеряли более половины русского населения (с. 31).
По оценкам автора, в Таджикистане осталось еще около 100 тыс., а в Закавказье - менее 300 тыс. русских. Потенциал их иммиграции при прежней интенсивности выезда может быть быстро исчерпан. В Киргизии, Туркмении и Узбекистане можно ожидать интенсивное «выталкивание» русских в условиях острой конкуренции на рынках труда и общей перенаселенности. Всего в этих странах осталось около 2 млн. русских, но максимальный миграционный потенциал оценивается автором всего в 1,5 млн. человек (с. 32). Развитие эмиграции из Казахстана в Россию будет определяться экономической и социальной ситуацией в обеих странах, однако миграционный потенциал русских в Казахстане не превышает 2 млн. человек. Из стран Балтии, по мнению автора, не следует ожидать значительной репатриации. По оценкам автора, реальный потенциал русской репатриации в Россию, Украину и Бело-
руссию из этих стран составляет примерно 4 млн. человек, в том числе на долю России можно отнести 3-3,5 млн. человек (с. 33).
Россия может рассматриваться как центр притяжения для определенного числа лиц титульной национальности из стран СНГ. За 1994-1999 гг. нетто-миграция подобных лиц в Россию составила 710 тыс. человек - примерно четверть суммарного притока, из которых 39% составили украинцы и 45 - представители народов Кавказа (в том числе 28% - армяне). Десятую часть составили представители центральноазиатского этноса. В России находится не менее 3 млн. трудовых и коммерческих мигрантов, в том числе около
1 млн. человек живет в РФ более трех лет (с. 33). Суммарный миграционный потенциал стран СНГ автор оценивает в 7-8 млн. человек, включая и этнических русских. Однако к 2050 г. в РФ может оказаться до 10 млн. китайцев, которые в России могут стать вторым по численности народом после русских (с. 34).
Хотя рассчитывать на этнических русских в качестве источника пополнения убывающего населения РФ уже нельзя, возможности зарубежной миграции в этом отношении также ограничены. В Россию международных мигрантов привлекает прежде всего качество жизни, а также сама по себе обширная территория. Главным привлекательным элементом выступает «богатство региона» - так называемый валовой региональный продукт (ВРП) с учетом национальных и региональных паритетов покупательной способности валют (ППС). На основании этих критериев автор выделяет десятки регионов, привлекательных для «экономических мигрантов». Подобных регионов тем больше, чем хуже состояние экономики стран или регионов-доноров и чем богаче, продуктивнее регионы-реципиенты. Однако корреляция душевого ВРП с сальдо общего миграционного движения низка, даже если из списка регионов исключаются те, которые принимают слишком большие потоки беженцев, руководствующихся не экономическими, а иными мотивами.
При анализе регионов-реципиентов автор предлагает в ряде случаев использовать вместо ВРП индекс развития человека (ИРЧ) и его российские аналоги (с. 36). Этот показатель для Московского региона оказался по величине близок к южно- и восточноевропейскому, восточноазиатскому, а в этнических регионах-аутсайдерах -к монгольскому, индийскому, африканскому и центральноамериканскому.
В третьем разделе анализируется западный опыт в проведении иммиграционной политики. По мнению автора, в России нет четкой иммиграционной политики, а проводимую политику он считает деструктивной и направленной на ограничение притока населения даже в условиях развития репатриации русских из бывших братских союзных республик (с. 43).
Рост численности населения страны за счет иммиграции -обычная практика для ПРС, имеющих низкие показатели естественного прироста населения. В этих странах естественный прирост, хотя и остается пока положительным, значительно уступает миграционному. В ЕС общий прирост определяется скорее миграционным, нежели естественным приростом (с. 44). В то же время повсюду в принимающих странах ЕС крупномасштабная иммиграция порождает значительные экономические и социальные проблемы, что вынуждает больше внимания уделять разработке и реализации адекватной иммиграционной политики.
Миграционная политика ПРС осуществляется как с «парадного» (в результате переговоров и создания коалиций основных действующих сил), так и «черного» хода (нелегальная миграция как активная стратегия, обеспечивающая гибкость в обеспечении рабочей силой и управлении второстепенными сегментами рынка труда). Автор рассматривает иммиграционную политику в «странах переселенческого капитализма», отмечая выделение категорий «предпочтительных» и «нежелательных» иммигрантов и снятие со временем этнических и расовых ограничений иммиграции.
В большинстве ПРС в настоящее время легальная иммиграция осуществляется по трем основным каналам: воссоединение семей, ввоз рабочей силы (иммиграция при посредничестве работодателя) и прием лиц, ищущих убежища. ПРС Западной Европы, вынужденные принять за 1989-2000 гг. около 5 млн. мигрантов различных категорий, стремятся существенно ограничить приток беженцев. Для этого используются такие методы, как сокращение социальных льгот; ограничительное толкование критериев, используемых для отнесения тех или иных лиц к категории беженцев; угроза задержания для контроля над территориальным передвижением иностранцев, в том числе подлежащих депортации.
Стратегическим направлением миграционной политики ПРС Западной Европы является создание менее благоприятных условий
для лиц, ищущих убежища. Автор выделяет страны с либеральной моделью в области иммиграции, с относительно либеральной моделью и с консервативной моделью. В ряде стран существуют специфические категории иммигрантов, получивших право на въезд, пребывание и натурализацию. В частности, в Германии это евреи из стран бывшего СССР; в США - иммигранты согласно программе поддержания этнокультурного разнообразия с использованием «green card» и т.д.
Напряженность в обществе, которая возникает в результате недовольства присутствием иммигрантов, в значительной степени обусловлена политикой, проводимой страной-реципиентом в отношении интеграции иммигрантов. Так, Германия проводит политику по принципу «приехал - поработал - репатриировался», а дети иммигрантов обучаются в обособленных национальных школах с целью этнического обособления диаспор и общин, а в целом -для скорейшего выезда иммигрантов из страны. В итоге Германия столкнулась с проблемами недавних иммигрантов. Во Франции, напротив, ставка делалась на скорейшее стирание граней между иммигрантами и французами.
Хотя для политики ПРС в отношении миграции характерна структурированность и жесткость, фактическая иммиграция значительно превышает ранее установленные лимиты, что в итоге ведет к концентрации на их территории достаточно многочисленных контингентов нелегалов. Эти нелегалы трудятся преимущественно в неформальном (теневом) секторе экономики. В принципе подобные нелегалы выгодны как для работодателей, которые используют дешевую и в значительной степени бесправную рабочую силу, так и для государства, поскольку позволяют обходиться без расходования средств по линии социального страхования.
В качестве одного из средств борьбы с нелегалами многие страны используют методы законодательных амнистий, при которых для нелегалов устанавливаются сроки, в течение которых можно подать ходатайство о разрешении нахождения в данной стране без получения права законного проживания - от нескольких месяцев до пяти лет. Миграционные амнистии по сугубо практическим соображениям в разные годы использовали США, Австралия, Франция, Греция, Италия. Легализация иностранцев осуществляется по экономическим (для упорядочения условий найма иностран-
ной рабочей силы) и политическим причинам (когда число нелегалов оказывается столь значительным, что решить проблему обычными иммиграционными процедурами оказывается невозможно). Автор в этой связи отмечает важную роль Шенгенского соглашения 1995 г., создавшего новые условия для перемещения людей через границы стран ЕС. В последние годы борьба с международным терроризмом наложила свой отпечаток на иммиграционную политику ПРС.
В четвертом разделе определены стоящие перед Россией задачи в области развития миграции. В России государственную политику в области миграции еще только предстоит выработать. В этом наша страна отличается от ПРС, где основная задача - лишь частичный пересмотр и совершенствование подобной политики. В настоящее время миграционная политика РФ расходится с глубинными, долгосрочными интересами ее развития и в целом «носит полицейско-ограничительный характер, и эти ее черты все усиливаются» (с. 60). На самом деле она должна быть направлена на поощрение и рациональное регулирование иммиграции. Государство должно выступить с обновленной программой миграционной политики, включая проработанные меры по эффективной интеграции мигрантов.
Интенсивное развитие страны невозможно без новожителей, а без последних невозможно улучшение качества жизни. Не понимающие этого политики, считает автор, разжигают настроения против иммиграции, осуществляют дискриминацию иммигрантов и «ведут страну в тупик» (с. 60).
В пятом разделе анализируются миграционные процессы в Краснодарском крае, в частности в краевом центре - Краснодаре, а также проблемы молодежной безработицы и неконтролируемая миграция как фактор дестабилизации в крае. Заключительная часть раздела посвящена «мифам и реальностям» о «незаконной» миграции.
В шестом разделе предложены меры по регулированию миграционных процессов, мероприятия по сокращению нелегальной иммиграции, формированию системы селективной иммиграции и укреплению геокультурной периферии.
В.Г. Былов