2007.02.025. МАНЕ Д. ВКЛЮЧЕНИЕ ГВИНЕЙСКОГО ЗАЛИВА В ГЛОБАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ. MANE D. Emergence of the Gulf of Guinea in the global economy: Prospects and challenges. - Wash., IMF, 2006. - 23 p.
Сотрудник МВФ рассматривает перспективы экономического развития и роста роли в глобальной экономике стран Гвинейского залива (СГЗ) - Анголы, Бенина, Габона, Гамбии, Ганы, Гвинеи, Гвинеи-Биссау, Либерии, Нигерии, Демократической Республики Конго, Камеруна, Кот-д'Ивуара, Либерии, Нигерии, Сан-Томе и Принсипи, Республики Конго, Сенегала, Того и ЦАР. Эти страны расположены в Центральной и Западной Африке, имеют совокупный внутренний рынок в 300 млн. потребителей, годовой ВВП в 112 млрд. долл., экспорт в 45,5 млрд. долларов и импорт в 31,6 млрд. долл. (с.З).
Роль СГЗ в глобальной экономике связана прежде всего с их природными ресурсами. В дополнение к выходу в Атлантический океан они имеют значительные и разнообразные биологические ресурсы, включающие в себя тропические леса, являющиеся главным источником кислорода на Земле, а также реки Конго и Нигер. Конго протяженностью в 4700 км занимает по полноводное™ второе место в мире после Амазонки. Конго и Нигер являются главными торговыми путями в СГЗ и наряду с самим заливом позволяют развивать рыболовство в промышленных масштабах. Однако в последние десятилетия бесконтрольная индустриализация и урбанизация нарушили природный баланс и привели к загрязнению рек и лесов, тем самым усугубив глобальные экологические проблемы.
Кроме биологических ресурсов СГЗ располагают ценными для мировой экономики минеральными ресурсами, такими как золото и алмазы. Нигерия, Ангола, Экваториальная Гвинея, Камерун, Республика Конго, Габон и Чад - нефтедобывающие страны. С точки зрения нынешнего и прогнозируемого объема добычи нефти среди СГЗ можно выделить три группы. В первую входят Нигерия и Ангола, которые уже являются одними из крупнейших нефтедобытчиков не только в Африке, но и во всем мире и обладают возможностями поддерживать нефтедобычу на нынешнем значительном уровне и даже несколько ее увеличить (Нигерия в 2003 г. добывала 2,4 млн. баррелей нефти в сутки, в 2009 г., по прогнозам, она увеличит добычу до 2,9 млн. баррелей, а в 2025 г. - до 3,8 млн. баррелей; Ангола в 2003 г. добывала 0,8 млн. баррелей в сутки, к 2009 г. будет добывать 2,2 млн. баррелей).
Во вторую группу входят страны, где добыча достигла значительных масштабов, однако из-за истощения месторождений уже начала сокращаться и в дальнейшем может сократиться еще больше: Габон в 1998 г. добывал 0,38 млн. баррелей в сутки, в 2003 г. -0,27 млн. баррелей, в 2009 г. добыча может сократиться до 0,17 млн. баррелей , а 2025 г. - до 0,06 млн. баррелей; Камерун в 1990 г. добывал 0,14 млн. баррелей, в 2003 г. - 0,09 млн., в 2007 г. прогнозируется добыча в 0,08 млн. Наконец, в третью группу входят такие страны, как Экваториальная Гвинея и Чад, которые только начинают завоевывать себе место на мировом нефтяном рынке. В то время как Чад, по прогнозам, сможет наращивать производство только до 2008 г., а после этого его месторождения начнут истощаться, то Экваториальная Гвинея, добывавшая 0,2 млн. баррелей в день, к 2009 г. будет добывать почти 0,5 млн. баррелей в день (с. 20).
Географическое положение СГЗ представляет собой значительное конкурентное преимущество по сравнению с другими поставщиками нефти. При поставках главным потребителям - США и европейским странам - нефть из СГЗ не должна проходить через узкие транспортные пути вроди Ормузского пролива, через которые нефть идет из стран Персидского залива или пролива Босфор, через который нефть идет из каспийских нефтедобывающих стран. В таких проливах тяжело развернуться огромным нефтеналивным танкерам и там постоянно существует опасность аварий судов, террористических актов или перекрытия в целях политической блокады. Важно, что СГЗ находятся относительно близко от американских рынков -если из Нью-Йорка до Парижа путь на самолете занимает не менее восьми часов, то до столицы Сенегала Дакара -всего шесть с половиной часов. Соответственно, можно быстро доставлять нефть и другие товары также по морю: между ангольской Луандой и бразильским Рио-де-Жанейро расстояние составляет 3489 морских миль и при скорости судна в 30 узлов это расстояние можно покрыть за четверо суток (с. 5).
Для потребителей в США и Европе именно африканские производители нефти предпочтительнее по ряду причин. Во-первых, африканская нефть значительно выше качеством, чем латиноамериканская (для американских нефтеперерабатывающих заводов, производящих бензин, особенно важно, что она отличается пониженным содержанием серы). Во-вторых, добыча в СГЗ в основном ведется вдали от берегов, с морских платформ, поэтому теоретически менее зависима от вооруженных конфликтов, которые ведутся на суше. В любом случае африканская нефть представляет США и Евросоюзу хорошую возможность снизить зависимость от поставок из арабских стран и Ирана, которые в любой момент могут прерваться из-за крайней нестабильности на Ближнем Востоке и опасности эмбарго. Не случайно США уже выразили намерение инвестировать в развитие африканской нефтедобычи более 10 млрд. долл. в год в течение ближайших десяти лет (с. 5).
«Сегодня, если не считать стран Персидского залива, один из каждых четырех баррелей нефти в мире производится в странах Гвинейского залива. В ближайшем будущем эти страны будут производить одну пятую нефти, импортируемой США. В будущем более отдаленном доходы от экспорта нефти стран Гвинейского залива будут очень быстро расти - семь наиболее важных экспортеров из числа этих стран получат 350 млрд. долл. в 20022019 гг. - это больше, чем весь ВВП России в 2003 г., который составил 310 млрд. долл. и близко к ВВП всех стран Африки южнее Сахары» (с. 16).
Производство газа может оказаться для СГЗ не менее важным, чем производство нефти. Африка располагает 8% мировых запасов природного газа (36% приходится на Восточную Европу и страны бывшего СССР, 36 - на страны Ближнего Востока, 9 - на американские государства, 8 - на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, 3% - на страны Западной Европы), при этом четверть африканских запасов приходится как раз на СГЗ. Нигерия располагает самыми большими в Африке резервами и добывает больше всех газа, кроме того, эта страна является крупным экспортером сжиженного газа, отставая в этом отношении в Африке только от Алжира. Значительными газовыми резервами располагают также Камерун, Республика Конго, Ангола и Экваториальная Гвинея. США заинтересованы в африканском газе потому, что в последние годы их собственное газовое производство снижается, а спрос растет, особенно в условиях зимнего похолодания - в результате цены на природный газ в этой стране выросли в 2000-2003 гг. на 700%, заставив нефтехимические и стальные компании обратиться к правительству за вмешательством в разрешении того, что они объявили «еще одним энергетическим кризисом».
Американские компании сами выступили за расширение импорта газа, указав, что собственная газодобыча не развивается из-за недостатка инвестиций, а также инфраструктуры, прежде всего трубопроводов. США уже выразили заинтересованность в росте газодобычи СГЗ и предоставили техническую помощь в разработке национального законодательства по регулированию этой добычи в Гане и Нигерии. Американский экспортно-импортный банк также предоставил кредит в 500 млн. долл. на строительство морского и сухопутного Западноафриканского газопровода длиной в 1000 км для транспортировки газа из Нигерии в Бенин, Того и Гану. Американская нефтегазовая компания «Marathon» в партнерстве с правительством Экваториальной Гвинеи приступила к строительству предприятия, производящего сжиженный газ, стоимостью в 1,4 млрд. долл. Ангольская нефтегазовая компания разработала совместно с американской «Chevron-Техасо» проект производства на экспорт сжиженного газа с морских месторождений (с. 7). В настоящее время 48% попутного газа, добываемого в СГЗ вместе с нефтью, сжигается. Если снизить эту долю до 20% путем строительства предприятий по сжижению газа, это может принести 2,2 млрд. долл. в год дополнительных доходов, что составляет 1,6% ВВП стран СГЗ (с. 9).
Уже осуществляющиеся проекты в газовой сфере, как прогнозируется, принесут значительные выгоды. Строительство Западноафриканского газопровода приведет к росту нигерийской цементной сталеплавильной и алюминиевой промышленности, а также производства удобрений - по оценке МВФ, дополнительные инвестиции составят 800 млн. долл. Кроме всего прочего, использование природного газа позволит решить проблему хронического дефицита электроэнергии в Нигерии. По оценке нефтяной компании «Chevron», строительство газопровода позволит создать 20 тыс. но-вь|£, рабочих мест в газовой промышленности и 60 тыс. новых рабочих мест на предприятиях, потребляющих газ из этого газопровода (с. 10).Так как в результате строительства газопровода уменьшится доля сжигаемого попутного газа, нигерийский бюджет получит дополнительно 540 млн. долл. в год. По подсчетам Всемирного банка, Бенин, Того и Гана, используя газопровод, смогут сэкономить на покупке дорогой нефти, и это даст им в течение 20 лет 500 млн. долл. - одна Гана способна сэкономить 20 тыс. баррелей в сутки нефти, закупая для своих тепловых электростанций газ (с. 10).
«Нефтегазовые ресурсы следует использовать не только сами по себе. Прежде всего необходимо сделать нефтяные доходы страховкой в привлечении иностранных прямых инвестиций, затем попытаться использовать их для того, чтобы отойти от модели экономики, построенной исключительно на экспорте ограниченного набора сырьевых товаров и перейти к модели, построенной на обрабатывающей промышленности, экспортирующей продукцию на рынки западных стран, наконец, создать, так сказать, благодетельный круг воспроизведения богатства и занятости» (с. 16). Использование нефтяных доходов в качестве страховки прямых инвестиций позволит избежать порочной практики, до сих пор наблюдавшейся во многих нефтедобывающих странах, когда эти доходы зачислялись в бюджет, который брал на себя обязательства финансировать создание инфраструктуры - доходы растрачивались или разворовывались, деньги в бюджете кончались и инфраструктура не создавалась. Вкладывать деньги в модернизацию экономики должно не государство, а частные инвесторы, прежде всего иностранные - для этого необходимо заключить долгосрочные соглашения между национальными правительствами и иностранными инвесторами, и следить за исполнением этого соглашения (в том числе за реальным исполнением инфраструктурных проектов) должен независимый орган, включающий в себя представителей местных предпринимательских кругов, а также международных неправительственных организаций.
СВ. Минаев