2007.01.047. РУЛО-БЕРЖЕ Л., ШИ ЛЮ. ТРУДЯЩИЕСЯ-МИГРАНТЫ В ШАНХАЕ.
ROULLEAU-BERGER L., SHI LU. Les travailleurs migrants a Shanghai // Problèmes econ. - P., 2006. - N 2898. - P. 19-23.
Быстрое развитие экономики Китая в последние годы повлекло за собой интенсификацию внутренней миграции населения. Миллионы мигрантов прибывают ежедневно в прибрежные провинции и крупные города Китая в поисках лучшей жизни. Внутренняя миграция населения способствовала усилению социального и экономического неравенства в стране: квалифицированным работникам миграция дает возможность профессиональной мобильности, но для малоквалифицированных мигрантов она означает ухудшение условий трудовой деятельности, поскольку они вынуждены соглашаться на тяжелые условия труда, временную занятость, работать без заключения трудового договора. На примере Шанхая авторы анализируют политику в области миграции и проблемы социального неравенства в Китае.
До 1983 г. в стране была запрещена миграция сельских работников за пределы провинций, где они зарегистрированы. После 1984 г., когда были исчерпаны возможности поглощения рабочей силы сельскими предприятиями, стала развиваться миграция трудящихся за пределы мест их постоянного проживания. Китайские власти смягчили ограничения на перемещение рабочей силы и разрешили жителям деревень переезжать в города для работы при наличии сертификата временного проживания.
В середине 1990-х годов власти Шанхая ввели новые правила контроля над спонтанной неорганизованной миграцией, в частности установили квоту для всех мигрантов. С 1993 г. был открыт доступ в Шанхай дипломированным мигрантам, а с 2002 г. они получили право на удостоверение резидента Шанхая.
Власти Шанхая постепенно вводили меры контроля над миграцией населения, которые способствовали формированию двух типов неравенства: с одной стороны, между местным коренным населением и мигрантами и, с другой, - между неграмотными и малоквалифицированными мигрантами и дипломированными приезжими специалистами. Первые были объектом презрения и находились в социальной изоляции; они не имели доступа к медицин-
скому обслуживанию, социальной защите, образованию, нормальному жилью (или такой доступ был ограничен). Напротив, вторая категория пользовалась общественным и социальным признанием.
До 2004 г. сельские мигранты были лишены доступа к системе социальной защиты в городе. Перепись иммигрантского населения в Шанхае в 2000 г. показала также значительную концентрацию мигрантов (63%) в плохих домах на окраине города (с. 21).
Не имея возможности пользоваться общественными и социальными правами, неквалифицированные мигранты в то же время были постоянно высоковостребованными на рынке труда, так как новые экономические и промышленные зоны нуждались именно в такой рабочей силе.
Дискриминационная политика городских властей усиливала социальную сегрегацию мигрантов из сельских районов. В начале 1990-х годов власти Шанхая приняли постановления, обеспечивающие защиту интересов городской рабочей силы на первичных рынках труда и привлечение мигрантов на вторичные рынки. С 2001 г. было введено правило, согласно которому, по меньшей мере, 1530% занятых на шанхайских предприятиях должны составлять местные жители. Лишь при соблюдении этой нормы предприятия могли брать на работу мигрантов из сельских районов.
В 1995 г. в Шанхае в рамках регулирования занятости были выделены три сектора. Первый, в который вошли тяжелая и текстильная промышленности, мог использовать труд мигрантов без всяких ограничений. Во втором секторе (электроника) занятость мигрантов допускалась только в крайнем случае. Третий сектор -органы управления, банки, страхование и т.д. - был полностью закрыт для мигрантов. Был определен также список запрещенных профессий, которыми не могли заниматься мигранты, состоящий из 20 позиций. В 2001 г. этот список был изменен в связи с новыми потребностями рынка рабочей силы: теперь ограничения касались пяти профессий. С помощью проводимой властями Шанхая политики была осуществлена сегментация рынка труда и созданы экономические ниши, в которых малоквалифицированные мигранты являются основной рабочей силой.
В последние годы положение мигрантов в Китае несколько улучшилось. Они могут переезжать из одной провинции в другую, из одного района в другой. Политическое руководство страны пы-
тается выработать новую политику, направленную на профессиональную интеграцию мигрантов и уменьшение социального неравенства. В этой связи в Шанхае были сняты запреты на использование труда мигрантов в некоторых сферах деятельности, но малоквалифицированные мигранты здесь по-прежнему являются объектом социальной и экономической сегрегации.
Миграция способствует профессиональной мобильности работников. Некоторые крестьяне становятся торговцами сельскохозяйственной продукцией в городе, что позволяет им получать дополнительные доходы, хотя и не обеспечивает доступ к более высокому социальному статусу. Другие крестьяне становятся рабочими, при этом их социальный статус также не повышается. Все зависит от выбранного сельскими мигрантами вида экономической деятельности, их настойчивости и компетентности.
Если при социализме работник предприятия не мог совмещать несколько специальностей, то в настоящее время малоквалифицированные мигранты вправе заниматься в городе деятельностью, которая предполагает сочетание нескольких видов работ, относящихся к промышленности, сельскому хозяйству и сфере услуг. Некоторые малоквалифицированные мигранты выбирают индивидуальные и коллективные формы предпринимательства, основанные на семейной и коллективной солидарности. Мелкие предприниматели, например, создают в Шанхае посреднические агентства по трудоустройству, а также новые предприятия сферы услуг, такие как парикмахерские, рестораны или магазины (вблизи своего места жительства). На свои предприятия они нанимают мигрантов, приехавших из тех же, что и они сами, сельских провинций. Это способствует развитию коммерческой и предпринимательской деятельности. Предполагается, что перемещение в город дипломированных специалистов, особенно молодых, действует в том же направлении.
Чувство общей «малой родины» и взаимное доверие у мигрантов-выходцев из одной и той же местности, которые работают вместе, обеспечивают условия для достижения успеха в экономической деятельности. Мигранты-предприниматели диктуют свои правила игры в тех сегментах рынка, в которых они осуществляют инвестиции и внедряют свои ноу-хау.
2007.01.048-049
- 165
Вместе с тем при всех формах миграции возможна ситуация, когда интеграция мигранта в новую среду сопровождается ухудшением его социальных и экономических возможностей, потерей квалификации, например, в случае принуждения к профессиональной переориентации.
С.Н. Куликова
2007.01.048-049. ИЗМЕНЕНИЯ В ПЕНСИОННЫХ СИСТЕМАХ ФРАНЦИИ И США. (Сводный реферат).
1. DRANCOURT M. Retraites: l'impossible solution // Futuribles. - P., 2006. - N 317. - P. 94-96.
2. LAISNE C. France: reforme des retraites de 2003 // Futuribles. - P., 2006. - N 316. - P. 78-79.
В статьях рассматриваются изменения, происходящие в пенсионных системах Франции и США в последние годы.
Существующие в настоящее время две системы пенсионного обеспечения, указывает М. Дранкур (1), были изобретены в эпоху, когда численность пожилых лиц, имеющих право на получение пенсии, была ниже, чем численность экономически активного населения.
Первая система пенсионного обеспечения (распределительная) основана на принципе перераспределения: выплата пенсий пенсионерам зависит от отчислений экономически активных граждан в пенсионную систему. Вторая - накопительная система пенсионного обеспечения базируется на принципе капитализации: она предусматривает инвестирование пенсионных накоплений в ценные бумаги, доходы от которых призваны увеличить доходы будущих пенсионеров.
Первая система имеет существенные ограничения. По мере увеличения численности пенсионеров доля изымаемых у экономически активных граждан доходов в пенсионную систему становится слишком большой, что для многих представляется несправедливым. Возможное решение проблемы кажется М. Дранкуру простым: необходимо совместить принципы перераспределения и капитализации, так как ни одна из систем не может гарантировать