2007.01.031. ФАЛМЕР Р.М. ПРОБЛЕМА ЭТИЧЕСКОГО
ЛИДЕРСТВА
FULMER R.M. The challenge of ethical leadership // Organizational dynamics. - N.Y., 2004. - Vol. 33, N 3. - P. 307-317.
Основываясь на материалах форума, организованного Школой бизнеса и менеджмента Университета Пеппердайн (Pepperdine University), американский специалист отмечает, что проблемы этики превратились в повсеместный вызов, беспокоящий исследователей и руководителей в самых разных сферах деятельности - от спорта до политики и, прежде всего, в сфере бизнеса. Такие факторы, как этика, моральные ценности, лидерство и доверие, приобрели огромную важность для руководителей компаний, стремящихся повысить эффективность и одновременно остановить эпидемию неэтичного поведения в корпорациях. Все большее число школ бизнеса (согласно оценкам, до 90%) включают предмет этики в учебные программы. Фирма «Боинг» после скандального увольнения двух высших менеджеров за «нарушение норм деловой этики» создала новую структурную единицу для соответствующего мониторинга.
Прибыльно ли этическое поведение? Исследования, проведенные в США и Великобритании, дали на этот вопрос утвердительный ответ. Согласно данным вашингтонского Центра исследований в области этики (Ethics Research Center), репутация компании как честного, этичного делового партнера способствует ее прибыльности. Фирмы, постоянно придерживающиеся высоких этических и деловых принципов, привлекают наиболее квалифицированные кадры и удерживают их дольше, чем другие. Прирост рыночной стоимости компании существенно возрастает при наличии четко сформулированных кодексов этики. Аналогичные результаты сообщает британский Институт деловой этики (Institute of Business Ethics). Обследование 350 фирм показало, что крупные компании, имеющие кодексы делового поведения, превосходят по своим финансовым показателям фирмы, не имеющие таких кодексов (с. 308). Автор приводит различные мнения представителей бизнеса в пользу целесообразности соблюдения деловой этики. Среди них - завоевание доверия инвесторов, естественная и необходимая реакция на злоупотребления, требования подотчетности, справедливости, корпоративной социальной ответственности, идея фундаментальной связи между бизнесом и этикой.
Отсюда выдвигаемая задача формирования «сбалансированных лидеров бизнеса», понимающих комплексные взаимосвязи между деловым успехом и социальным прогрессом, уделяющих разностороннее внимание различным сторонам деятельности компании. В качестве путей решения этой задачи рассматриваются меры, предпринимаемые на уровне топ-менеджмента компаний, организационные средства и инициативы, меры, предпринимаемые в сфере бизнес-образования.
Как отмечалось на форуме, главный исполнительный руководитель фирмы должен быть и главным должностным лицом по вопросам этики, заботящимся об улучшении этической атмосферы в фирме и ее репутации. «Невозможно делегировать честность... Руководитель должен принять меры к тому, чтобы каждый работник понимал, что будущее организации зависит от ее репутации. Каждый работник должен ощущать ответственность и способность влиять на репутацию компании...» (с. 310). Руководителям предлагается создавать системы раннего предупреждения, способные вовремя выявлять проблемы и помогать принимать немедленные решения. Топ-менеджмент устанавливает определенный тон, открытость и честность общения.
Роль высшего руководителя важна как отправной момент для создания этической организации, однако ее успех зависит от того, как этические устремления воплощаются в конкретную политику и практику. Активные меры в совокупности создают систему, в рамках которой этическое лидерство становится важным фактором организационной эффективности. Так, в фирме «ИауШеоп» система оценки при отборе и аттестации управленческого персонала включает параметр «честности», критериями которой являются «безусловное соблюдение честности и этических принципов во всех сторонах поведения; приверженность букве и духу политики компании при осуществлении любых изменений; соответствие слова и дела; выполнение принятых обязательств; готовность признавать ошибки; доверие и побуждение других к завоеванию доверия». В фирме «РЙ2еп> разработан «путь к достижению этического поведения» на основе формулирования корпоративных ценностей и принципов поведения (с. 312).
Как отмечалось на форуме, этическая характеристика руководства воздействует на качество корпоративного управления. Советы директоров корпораций способны выполнять важную роль в формировании климата доверия и этического поведения. Им предлагается принять более активное участие в решении этой задачи, следить за соблю-
дением стандартов Нью-Йоркской фондовой биржи и положений Закона Сарбейнса-Оксли. Действующие правовые нормы дают советам директоров средства выполнения своих доверительных обязательств перед инвесторами.
В сфере бизнес-образования задача формулируется как подготовка «сбалансированных лидеров» с помощью соответствующих изменений программ», переключив часть внимания с вопросов методологии менеджмента на обучение поиску и открытиям. Многие современные экономические решения требуют суждений, основанных на иных, чем чистый экономический анализ, принципах. Любая программа должна оставлять место для поиска ответов на вопросы: Какова цель предприятия? Можно ли сформулировать эту цель таким образом, чтобы затронуть чувства занятых? Как измеряется успех? В чем смысл стремления достичь успеха в бизнесе? Как отмечалось на форуме, «система подготовки менеджеров может сыграть ключевую роль в восстановлении доверия к способности лидеров бизнеса действовать честно, правдиво и с учетом интересов всех соучастников» (с. 315).
В заключение автор подчеркивает, что как менеджеры, так и представители академических кругов, консультационных фирм, неправительственных организаций убеждены в том, что в беспрецедентной озабоченности общественности по поводу этики и честности в бизнесе заключены чрезвычайно благоприятные возможности. В числе предлагаемых основных стратегий: сбалансированное лидерство в управлении, действующее на основе комплексного и ответственного подхода; формирование культуры корпоративной ответственности на различных уровнях менеджмента; достижение лучшей сбалансированности между стремлением к высоким финансовым показателям и установлением кодексов этического поведения; внедрение в процесс управления замещением управленческих должностей критериев моральных ценностей и ответственности вместо чрезмерного внимания к достижению результатов любой ценой; повышение значимости советов директоров как проводников ответственного корпоративного управления; воспитание менеджеров среднего звена, отвечающих за осуществление видения корпорации и структуры ценностей; согласованное обучение и повышение квалификации в области навыков менеджмента и лидерства.
И.Г. Минервин