изображение находится в той же церкви, где сохранились остатки фрески с изображением Гильельмы.
Таким образом, политическое противоборство, родовая память, семейные связи и народная религиозность сыграли свою роль в превращении осужденной еретички, хотя в другом обличье и с иной историей, в почитаемую святую.
З.Ю. Метлицкая
2007.01.007. ГРИНБЕРГ С. БОРЬБА С БОГОМ И ЛЮДЬМИ: ГОМОСЕКСУАЛИЗМ В ИУДЕЙСКОЙ ТРАДИЦИИ. GREENBERG S. Wrestling with God and Men: Homosexuality in the Jewish Tradition. - Wisconsin: Univ. of Wisconsin press, 2004. - 325 p.
Ключевые слова: гомосексуализм, иудейская традиция, фрагменты Библии, Торы и Талмуда.
Книга, написанная раввином, посвящена интерпретации двух стихов Торы и нескольких фрагментов Талмуда в широком контексте истории иудейского народа. «Борьба с Богом и людьми» стоит на грани публицистики и богословского трактата. В соответствии с призывом Хейдена Уайта, здесь история, традиция, религиозное предание становятся руководством для жизни современного человека. Суть книги - в том, что традиция не должна быть ни отвергнута, ни слепо заимствована у предшествующих поколений, что ключ к ее переосмыслению, к ее новому оживлению содержится в ней самой.
В первой главе «Рождение пола и желания» автор анализирует, приводя существующие талмудические трактовки, библейские (в данном случае, зафиксированные в Торе) истоки традиции, в первую очередь, рассказ о творении Адама и Евы в Книге Бытия. Исследование он начинает с анализа возникновения концепций двоичности и иерархии как таковых. «И создал Бог два светила великие» (Быт 1:16): в Талмуде это сообщение сопровождается историей о том, как Луна спросила Бога, возможно ли двум королям делить одну корону; тогда Бог умалил ее, но потребовал за себя искупительной жертвы. Итак, «кажется, что сама суть творения подразумевает борьбу с проблемой двоих» (с. 46). Ключевой для рассказа о творении Адама стих «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину
сотворил их» (Быт 1:27) был интерпретирован некоторыми учителями Талмуда в том смысле, что Адам изначально был андрогином, сотворенным по образу Бога, в котором оба пола едины. Однако одиночество Адама беспокоит Бога; он хочет сотворить ему помощника... но начинает с того, что приводит к нему животных. Адам свободен в выборе помощника, но ни одно из животных его не устраивает. И только тогда Бог решается на «хирургическую операцию» - разделение человека на два существа. Итак, иерархия полов, подчинение женщины мужчине представляет собой нарушение изначального Божественного плана. Первородный грех приходит в мир, но «Песнь песней», где воспевается красота обоих, как женщины, так и мужчины, описывает новый, возрожденный в любви «сад наслаждений», новый Эдем.
Во второй главе «Сыновья Бога Хам и содомиты» соответствующие библейские пассажи интерпретируются (опять-таки, автор только приводит некоторые интерпретации из Талмуда) с точки зрения идеи сексуального насилия как проявления власти. Развращение человеческого рода, приведшее к потопу, началось с того момента, как «сыны Божии стали входить к дочерям человеческим» (см.: Быт 6:1-4). Ной проклинает потомство Хама после того, как «узнал, что сделал над ним меньший сын его», а ведь Хам всего лишь «увидел наготу отца своего» (Быт 9: 22-25). Согласно некоторым трактовкам, это означает, что Хам изнасиловал своего отца, желая таким образом присвоить себе его власть над братьями; поэтому-то Ханаан, его сын, обречен стать «рабом рабов у братьев своих». Наконец, история, случившаяся с Лотом в Содоме, близка к той, которая произошла в Гиве: хозяин дома выдал развратной толпе вместо своего гостя - его наложницу, и жители города замучили ее до смерти (Суд 19:22-26). В иудейской и христианской традиции «грех Содома» ассоциировался в основном с грехом негостеприимства, а не с гомосексуализмом. Насилие над пришельцами -способ укрепить свою власть над ними для местных жителей; установление жестокой, безлюбовной иерархии отношений - вот что такое, по мнению автора, «грех Содома».
В третьей главе автор впервые приступает к анализу стиха, служившего основой для всех запрещений мужского гомосексуализма: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною, это мерзость» (Левит 18:22).
Интересно, что ни в Торе, ни в позднейших текстах иудейских законов женский гомосексуализм не запрещается; в последних он осуждается, но это дело мужа позаботиться о поведении своей жены.
Любовь между представителями одного и того же пола, пусть без упоминания эротического элемента, воспевалась как в Торе, так и в Талмуде и средневековой иудейской поэзии. В Библии это Давид и Ионафан («Скорблю о тебе, брат мой Ионафан: ты был очень дорог для меня: любовь твоя была для меня превыше любви женской» (2 Царств 1:26)), а женщины могут опереться на историю Руфи и Ноемини («Куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог моим Богом; и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду» (Руфь 1:16-17)). В Талмуде содержится история о том, как однажды на реке прекрасный раввин Иоханан едва не пал жертвой насилия со стороны римского гладиатора Реш Лакиша. Однако раввин Иоханан убедил его сделаться знатоком Торы, выдал за него свою сестру, и дальше Реш Лакиш стал знаменитым учителем и лучшим другом раввина Иоханана. Однажды они поспорили, и Иоханан проклял Реш Лакиша, но, когда тот умер, он призывал его вернуться, пока не сошел с ума. В следующей главе Стивен Гринберг цитирует любовные стихотворения, посвященные мужчинам, которые написали знаменитые иудейские ученые X в.: Моше Ибн Эзра и Иуда Ха Леви. Кроме того, он приводит отрывок из поэмы Кало-нима бен Калонима из Арля (XIII в.), где автор выражает свое желание стать женщиной. Анализируя своды иудейских законов, Гринберг заключает, что мужской гомосексуализм стал восприниматься как нечто действительно ужасающее, как смертный грех, только в последнее время; в частности, раввин Моше Фейнштейн (родился в России в 1895 г., переехал в США в 1937 г., умер в 1986 г.) был непримиримым противником гомосексуализма. Автор книги считает, что страх раввина Моше, как и многих других, перед гомосексуализмом носил, в сущности, иррациональный характер: они полагали, что даже задаваться вопросом, почему такие отношения запрещены, недопустимо. Однако Бог Талмуда радуется независимости своих детей: Гринберг цитирует фрагмент, когда учителя закона решаются возражать голосу с неба и пророк Илия сообщает одному из них, что в этот момент Бог смеялся от радости.
В этом эпизоде, по мнению автора, заключено разрешение задавать любые вопросы. Итак, почему мужские гомосексуальные отношения запрещены Торой? Автор выделяет четыре возможные причины и в следующем разделе разбирает каждую из них.
Итак, во-первых, уже в XII в. один из иудейских учителей объяснил запрещение тем, что подобные отношения не могут привести к рождению ребенка, а значит, тем самым нарушается завет Бога «плодиться и размножаться». Однако, согласно иудейской традиции, в отношении «положительных заповедей», то есть в тех случаях, когда Бог требует, а не запрещает, человек не обязательно должен исчерпать все возможности. Если пара не может иметь детей, это не значит, что они должны разводиться. Женщине не следует рожать, когда это сопряжено с риском для ее здоровья. Другие примеры из Талмуда показывают, что сами раввины иногда отказывались жениться и иметь детей, объясняя это своей страстью к Торе и тем, что всегда найдутся другие, кто «населит землю». Таким образом, данная заповедь не является ненарушимой. Да, существование человечества необходимо поддерживать; но здесь раввин Гринберг ставит следующий вопрос, который переводит проблему из разряда отвлеченно богословских в разряд предельно насущных: «Что, если планета более не может терпеть ничем не сдерживаемый рост человеческой популяции? Если все возрастающее население уже не поддерживает существование мира, но умаляет его и даже угрожает ему, нет ли здесь повода пересмотреть долг воспроизводства?» (с. 164). В новом тысячелетии долг миростроительства может потребовать других способов исполнения.
Другая причина, по которой Талмуд отвергает мужской гомосексуализм, - «социальный распад»: мужчины не должны по этой причине забывать своих жен. Однако на основании личного опыта автор приходит к выводу, что угроза для семьи увеличивается именно тогда, когда внешнее давление принуждает гомосексуа-лов к «нормальному» браку: страдать будут, в конечном счете, также и их гетеросексуальные партнеры.
Третья причина возвращает нас к проблеме иерархии: сексуальный акт между двумя мужчинами ведет к смешению категорий женского и мужского. Женщина от сотворения (см. выше) подчинена мужчине; «ложиться с мужчиною, как с женщиною» означает уничтожить его мужественность, его достоинство. В XVI в. раввин
Иуда Лев приравнивал сношения двух мужчин к каннибализму: «Ничего нет отвратительнее, чем когда едят мясо покойника, поскольку, в определенном смысле, такой человек ест самого себя; это похоже на половой акт между мужчинами, поскольку такой человек соединяется с таким же мужчиной, как он сам». Однако существует ли в природе подлинная, нерушимая двоичность? К какой категории следует относить гермафродитов? В Талмуде рассказана история о том, как один бедный человек, овдовев, остался один с младенцем, и по его молитве у него выросли женские груди, так что он сам смог вскормить ребенка. Талмуд приводит две противоположные оценки, данные этому событию раввинами: как великого чуда и как страшного преступления законов природы. Итак, вопрос в том, насколько нерушимы категории пола.
При рассмотрении последнего довода против гомосексуализма автор возвращается к текстам, которые были рассмотрены в первой части. Иудейское предание о Лилит, первой жене Адама, сотворенной из земли, гласит, что Лилит покинула землю, когда они не смогли договориться с Адамом, кто из них будет снизу. Адам требовал доминирующей позиции. В Древнем Риме свободный гражданин мог заниматься любовью с женщиной, рабом или мальчиком, но не таким же гражданином. Насилие над женщиной воспринималось как оскорбление мужчинам, членом семьи которых она являлась (см. историю Дины). В Афинах человек, ставший пассивным партнером при таком сношении, лишался гражданства. Итак, гомосексуализм воспринимался прежде всего как способ демонстрации силы, власти. В оригинале Левит 18:22 содержит частицу й, которая, согласно многим учителям Талмуда, всегда указывает на некий опущенный элемент текста. Финальная интерпретация оригинального текста данного стиха звучит следующим образом: Уе'й 2акЬаг / 1о й8Ькау / ш18Ькеуе 18ЬаИ / 1юеуаЬ Ы - И [женщину или] мужчину / не чтобы унизить / это мерзость. «Единственный способ освободить половой акт от неизбежной ассоциации с подчинением - это стремиться к равенству полов на глубочайшем эмоциональном уровне, трудиться над формальным упразднением иерархии полов и исцелить уродливое женоненавистничество, лежащее в ее основе» (с. 209). Раздел завершает история о Данииле Портном, который в своей интерпретации стиха Екклесиаста: «Вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в
руке угнетающих их - сила, а утешителя у них нет» (4:1), утверждал, что утешителем угнетенных будет сам Бог. Новое прочтение священного текста допустимо; однако Стивен Гринберг, понимая, что далеко не все согласятся с таким прочтением, не заканчивает на этом книгу.
Последний раздел называется «Беседы». Как будет развиваться диалог между раввином и иудеем-гомосексуалистом, пришедшим искать у него совета? В этой последней части автор, в сущности, просто еще раз суммирует возможные аргументы, вопросы и требования обеих сторон. Проблема не может быть решена однозначно: слишком многое здесь зависит от конкретных людей и обстоятельств. Мечта автора - «признание различий»: пусть ортодоксальные общины примут в свои ряды людей, не во всем похожих на них, но находящихся в общении с тем же Богом, такими, какие они есть. Такое взаимодействие чревато болью и потрясениями для обеих сторон; но это, по мнению автора, единственный -и вполне возможный - путь.
Е.В. Глушко