2006.04.051. МОДЕНОВ А.К. КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - СПб., 2004. - 208 с. - Библиогр.: с. 197— 208.
В работе рассматриваются теоретико-методологические проблемы изучения феномена криминализации экономики в постсоветской России.
Предложенная автором система понятий раскрывает сущностные основы рассматриваемого феномена. Криминализация экономики определяется как процесс и одновременно как результат (явление) криминализации экономической системы в целом - с охватом системы экономических отношений, стадий воспроизводства, хозяйствующих субъектов и самой экономической деятельности в сфере предпринимательства.
В системе преступной экономической деятельности выделяется два объекта: 1) криминализированная экономическая деятельность, т.е. деятельность преимущественно легальная по своему характеру и социально не деструктивная, но отличающаяся тем, что субъекты хозяйствования в ее рамках совершают экономические преступления; 2) криминальная экономическая деятельность - нелегальная и преимущественно социально деструктивная деятельность, связанная с производством запрещенных товаров и услуг (наркобизнес, порнобизнес, работорговля, незаконная торговля оружием и т.п.).
В книге выделяются три группы наиболее существенных характеристик (признаков) криминальной экономики.
1. Криминальная экономика (КЭ) включает в себя две подсистемы: «криминализированная экономика», характеризующаяся проникновением криминальных отношений в сферу легальной экономической деятельности, которая осуществляется, как правило, легальными бизнес-структурами, и «нелегальная экономика», или «собственно криминальная экономика», представленная нелегальными бизнес-структурами, деятельность которых запрещена государством.
Выделение этих двух подсистем КЭ имеет важное методологическое значение для системно-структурного изучения данного явления. Вместе с тем это деление в определенной степени услов-
но, поскольку в реальной хозяйственной жизни наблюдается их взаимопроникновение и взаимодействие.
2. Функционирование КЭ подразумевает применение внеэкономических методов конкуренции и получения сверхприбылей. Для подсистемы криминализированной экономики характерным является получение незаконных преимуществ в конкурентной борьбе за счет использования различных видов мошенничества (в том числе «коммерческого»), незаконного предпринимательства, преднамеренного и фиктивного банкротства, сокрытия доходов от налогообложения и др. В подсистеме нелегальной экономики в качестве внеэкономических методов конкуренции преступными сообществами используется силовой инструментарий насаждения монопольной власти - вымогательство, шантаж, угрозы, заказные убийства. Названные силовые методы применяются криминальными структурами при решении различных задач «экономического порядка», таких как навязывание партнерам по бизнесу явно невыгодных либо кабальных договоров и сделок, установление и поддержание монопольно высоких цен на товары и услуги. Эти методы характерны, в частности, для сферы российской розничной торговли, которая, по данным органов внутренних дел, почти полностью контролируется криминалитетом.
В ходе анализа феномена КЭ с позиций институционализма и теории общественного сектора автор приходит к следующим выводам. КЭ выражает определенную институциональную структуру, системы специфически деформированных социальных отношений и экономической деятельности, криминализированной либо полностью криминальной. Вместе с тем содержательно и структурно нельзя ассоциировать КЭ с легальной экономикой, официально действующей системой хозяйствования. КЭ присущи такие специфические характеристики: фрагментарность существующих в ее рамках секторов и отраслей; дискретность и короткий срок функционирования отдельных бизнес-структур, сфер и видов деятельности; наличие переходных либо конвергенциональных структур, сочетающих криминальные и легальные виды экономической деятельности; высокая динамика горизонтального перетока капиталов; высокая норма прибыли при более высоких трансакционных издержках и др.
С позиций теории общественного сектора КЭ (за исключением ее наиболее социально опасного сегмента - преступного бизнеса) в переходные эпохи выполняет в национальном хозяйстве функцию замещения институтов неэффективного государства. Недостаточно полное выполнение государством своей аллокацион-ной функции в части создания чистых общественных благ обусловливает рост теневой и криминальной экономики. Именно она в переходные периоды играет роль распределительного клапана, направляющего ресурсы и процессы общественного воспроизводства в «тень» и за счет этого в определенном смысле снижающего остроту проблемы удовлетворения потребностей. Однако, как считает автор, такое замещение государственных функций является в лучшем случае паллиативным решением проблемы, поскольку при этом утрачивается важнейшее свойство чистых общественных благ -их доступность для потребления всеми слоями общества. При этом качество благ становится суррогатным, а доходы от их продажи минуют бюджет государства.
С позиций институциональной теории КЭ может рассматриваться в качестве катализатора экономических реформ, что обусловливается двумя обстоятельствами: 1) развитие нелегального сегмента обостряет общественные противоречия до уровня, когда проведение радикальной санации экономических отношений становится неизбежным; 2) КЭ (за исключением чисто криминального сегмента) как экономика, свободная от бюрократической косности и инерционности легальных правил хозяйствования, способствует более быстрой (чем в случае с легальной экономикой) реализации потенциала предпринимательской и трудовой самодеятельности населения.
Одна из важных проблем КЭ - отрицательные экстерналии, т.е. внешние эффекты, в форме которых проявляется характер и последствия деструктивного воздействия криминальных явлений и процессов на макроэкономику и систему управления ею. Криминализация экономики неизбежно приводит к усилению макроэкономического неравновесия и энтропии, появлению дисфункций в системе управления национальным хозяйством, вытеснению государства с рынка чистых общественных благ, распространению внеэкономических форм конкуренции. Всеобщая криминализация представляет угрозу для существования самих цивилизованных рыноч-
ных отношений, построенных на принципах свободы конкуренции, эквивалентности обмена, равновесия спроса и предложения.
В процессе криминализации мультиплицируется спектр отрицательных внешних эффектов. Уклонение от налогов дает предпринимательским структурам значительные преимущества в конкурентной борьбе, что ведет к концентрации и централизации капиталов, принадлежащих криминальным элементам. Последнее, в свою очередь, стимулирует распространение девиантного поведения в сфере экономической деятельности. Поддержание и воспроизводство таких моделей поведения было бы невозможно, если бы не имело соответствующей, подкрепленной коррупционными связями поддержки со стороны «агентов» в системе политической власти.
Анализ коррупции с позиций предмета исследования дает автору основание толковать ее как «социальное явление, имеющее взаимную связь и обусловленность с определенными пластами общественных отношений». В этом качестве коррупция предстает как особый вид обменных отношений.
Экономическая деструктивность коррупции выражается в том, что в пространстве легальных экономических отношений она разрушает конкуренцию и повышает издержки товаропроизводителей, которые путем повышения цен и тарифов перекладывают их на плечи потребителей, ведет к дисфункциям структур государственного управления, сокращению инвестиций и собираемости налогов, усилению имущественной дифференциации населения. Все это превращает коррупцию в «могильщика» любых прогрессивных программ реформирования российской экономики. Социальная и экономическая деструктивность коррупции как вида обменных отношений проявляется в ее способности формировать и воспроизводить латентные, нелегальные и неинституциональные отношения обмена и соответствующие им социальные нормы. Коррупция является одной из наиболее развитых и масштабных форм криминализации социально-экономических отношений в переходных обществах, поскольку она поражает систему управления макроэкономикой и параллельно генерирует массу отрицательных внешних эффектов.
Криминализация власти приводит:
- к изменению вектора экономических реформ (в направлении построения криминализированного капитализма);
- к разрушению основ национального хозяйства и его подчинению интересам отечественной плутократии и иностранного капитала;
- к утрате экономической безопасности нации.
Глобализация является одним из важнейших экзогенных факторов, воздействующих на характер и параметры криминализации национальных экономик. В книге рассматривается совокупность как положительных, так и отрицательных последствий глобализации с точки зрения протекания криминальных процессов в России. Возникновение положительных (для субъектов бизнеса и экономики в целом) экстерналий связано преимущественно с тем, что система норм, связей и отношений в хозяйстве России будет иметь значительно более высокую степень транспарентности за счет перехода национальной системы финансовой отчетности на МСФО, усвоения системы новых институциональных норм и правил и т. д. Отрицательные экстерналии глобализации обусловлены прежде всего опасностью интенсификации и диверсификации криминальных явлений и процессов. В частности, существенно облегчается проникновение в систему международных экономических связей легализовавшегося криминального капитала.
Кроме того, автор выявляет следующие отрицательные последствия глобализации (для национальных социумов и мирового сообщества), которые обладают признаками потенциальной кри-миногенности:
- утрата странами, включенными в процессы глобализации, своего суверенитета, традиционных функций государственного управления экономикой в пользу глобализирующихся стран и ТНК; приватизация национальной политики государств международной финансовой олигархией;
- формирование однополярного мира;
- снижение значимости национальных систем права; универсализация нормативно-правовых стандартов экономической деятельности, облегчающая экспансию ТНК;
- доминирование спекулятивно-ростовщического интереса в деятельности международных финансовых институтов, что отражает их стремление подчинить себе национальные экономики и
приватизировать национальные ресурсы; рост суверенных долгов, появление стран-банкротов, высокие социально-экономические издержки модернизации на «западный манер»;
- глобальная монополизация информационного пространства и информационных ресурсов; информационный гегемонизм как инструмент достижения глобальных политических и экономических целей;
- глобализация теневых и криминальных экономических отношений; усиление транснациональности и трансграничности организованной преступности, особенно терроризма.
Рассматривая наиболее значимые характеристики криминализации экономики России и факторы, ее определяющие, автор указывает, что в пореформенный период в преступности в экономической сфере России произошли принципиальные изменения, связанные со сменой социально-экономических, производственных и организационно-экономических отношений. В совокупности это повлияло не только на спектр криминальных явлений и их динамику, но и привело к тому, что криминализация пронизала все сегменты экономических отношений общества, поразив и саму систему макроэкономического управления. Автор приходит к выводу о развитии в России процессов конвергенции криминальной и легальной экономик, о наличии у существующих моделей экономических отношений «естественных» свойств криминогенности.
При разработке методологических подходов к укреплению системы экономической безопасности России и обеспечению декриминализации системы экономических отношений автор руководствовался следующими концептуальными принципами: 1) необходимостью поиска методов воздействия на причины криминализации экономики, а не устремлять все усилия на ее проявления; 2) необходимостью предупреждать и вытеснять наиболее социально опасные и экономически дисфункциональные формы криминальных явлений и процессов, такие как трансграничная организованная преступность, коррупциализация системы макроэкономического управления и т. п. Исходя из этого в перечень основных задач, которые должны реализовываться с помощью механизма национальной экономической безопасности, включены задачи учета и мониторинга криминальных явлений (и факторов их детерминации), которые оказывают воздействие на состояние макроэкономи-
ческой системы страны - объемы и динамику ВВП, доходной части бюджета, уровень цен и инфляции и др.
Как считает автор, основным источником генерирования криминальных социально-экономических явлений является существование противоречий между коренными экономическими интересами общества и отдельных социальных групп - таких, например, как противоречие между интегральным интересом общества и частным (специфическим) интересом бизнеса либо противоречие между интересами властных элит. Отсюда возникает необходимость проведения политики, нацеленной на минимизацию или оптимизацию и даже гармонизацию системы экономических интересов. Цель механизма противодействия криминальным явлениям и процессам в национальной экономике - формирование такой системы управления, которая обеспечивала бы вытеснение криминального сектора национального хозяйства посредством минимизации и/или устранения макродеструктивных экономических явлений и процессов.
В числе основных задач механизма противодействия криминальным явлениям в экономике автор выделяет следующие:
- выявление дисфункций системы макроэкономического управления и социальных институтов государства;
- формирование институциональных и функциональных механизмов предупреждения, выявления, минимизации и/или устранения криминальных факторов в экономике;
- определение предпосылок и условий реформирования (модернизации) действующей модели хозяйственного механизма либо замены ее новой, способной минимизировать издержки и риски, исходящие от криминогенных факторов.
Основным идеологическим стержнем новой экономической системы, по мнению автора, должен стать принципиальный отказ от модели экономических отношений, в которой главенствует спекулятивно-ростовщический интерес и подавлен интерес производственно-торговый. Сегодня требуется система всемерного поощрения интереса производителей и тех, кто участвует в доведении товаров до конечного потребителя.
Е.Е. Луцкая