ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2006.04.044. МИЛЯЕВА Л.Г., МАРКЕЛОВ О.И. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ТРУДА: ТЕОРЕТИКО-
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ / Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова, Бийск. технол. ин-т (филиал). -Барнаул, 2004. - 180 с. - Библиогр.: с. 167-178.
В монографии сотрудников Алтайского государственного технического университета в Барнауле и его филиала - Бийского технологического института рассматриваются вопросы теории, методологии и методики анализа проблем современного российского рынка труда. Работа выполнена в рамках программы «Социальная политика: Реалии ХХ! в.» Независимого института социальной политики, финансируемой из средств Фонда Форда, и состоит из трех глав и обширного приложения, содержащего материалы исследования рынка труда города Бийска.
Первая глава посвящена теоретико-методологическим аспектам рынка труда. В ней анализируются определения рынка труда и рынка рабочей силы, сущность и основные виды безработицы, методологические принципы измерения безработицы и другие вопросы.
Как отмечают авторы, в начале 1990-х годов считалось, что массовая безработица может возникнуть одномоментно, причем некоторые экономисты расценивали безработицу в ограниченных масштабах как вполне допустимое социально-экономическое явление и рассматривали возможность пресечения ее отрицательных последствий; другие категорично утверждали, что нельзя начинать переход к рынку без нарушения гарантированного социализмом права на труд. В этой связи авторы анализируют закон РСФСР «О занятости населения в РСФСР», принятый в апреле 1991 г., позволившего государству снять с себя ответственность за обеспечение полной занятости, одновременно взяв на себя обязанность осущест-
влять материальную и социальную поддержку работников, получивших статус официально зарегистрированного безработного.
Советская экономическая наука на протяжении многих десятилетий не признавала наличие в СССР рынка труда и безработицы, исключала рабочую силу из сферы товарных отношений. Считалось, что в условиях социализма человек не отделен от средств производства, а сочетание в одном лице собственника средств производства и наемного работника лишало смысла утверждение о возможности купли-продажи рабочей силы.
Авторы отмечают отсутствие единства мнений ученых по вопросам о сущности, субъекте и объекте рынка труда. Они выделяют несколько направлений исследования.
В рамках первого направления внимание исследователей сосредоточено на сущности рынка труда, при этом выделяются три подхода: рынок труда рассматривается как система социально-экономических отношений (основу указанной позиции составляет экономический подход); трактуется как система социально-экономических механизмов (основу этой позиции составляет институциональный подход); воспринимается как система социально-экономических условий (основу позиции составляет комплексный экономико-институциональный подход) (с. 5).
Второе направление сосредоточено на субъектах рынка труда, один из которых - продавец специфического товара. Авторы анализируют «узкую» концепцию рынка труда, относящую к продавцам наемных работников (незанятую трудом рабочую силу), и «расширительную» концепцию, идентифицирующую продавцов с экономически активным населением (с. 9).
Третье направление связано с анализом объекта обращения на рынке труда. В этом направлении авторы выделяют два течения: первое представляют сторонники «узкой» трактовки, которые настаивают на том, что на рынке труда обращается специфический товар - рабочая сила; второе - сторонники «расширительной» трактовки, считающие, что объектом купли-продажи выступают рабочая сила и рабочие места. Особое внимание авторы уделяют позициям экономистов С.А. Карташова и А.Э. Котляра.
Исходя из тезиса, что в системе рыночной экономики рынку труда присущи своя структура, свой механизм взаимодействия различных его компонентов и своя система функционирования, авто-
ры дают собственное определение рынка труда. По их мнению, рынок труда - это трудовые отношения, основанные на принципе спроса и предложения, представленного двумя субъектами - работниками и работодателями, третьим субъектом рынка труда является государство, выступающее, с одной стороны, в качестве работодателя на государственных предприятиях, а с другой - в качестве инвестора, финансирующего крупные проекты и программы. Главная функция государства заключается в определении и установлении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил (контрагентов) - работников и работодателей.
Официальное признание существования рынка труда, по мнению авторов, позволяет реально отказаться от административного управления трудовыми ресурсами, которое порождает скрытую безработицу и затрудняет свободное трудоустройство в соответствии с индивидуальными способностями, профессиональными навыками и квалификационным статусом работника. В фундамент новых рыночных отношений следует заложить не прямое, непосредственное распределение и перераспределение трудовых ресурсов, а в основном косвенное регулирование движения рабочей силы, управление социально-экономической сферой функционирования предприятий и работников.
Рассматривая безработицу, ее сущность и основные виды, авторы отмечают, что безработица прочно вошла в российскую жизнь и оказывает существенное и неоднозначное влияние на социально-экономическую ситуацию (с. 28). Как экономическое явление, безработица - это не зависящее от воли работника приостановление трудовой деятельности на длительный срок по причине невозможности трудоустройства вследствие расторжения трудового контракта между лицом наемного труда и нанимателем. Одной из устойчивых характеристик российского рынка труда авторы считают низкий уровень регистрируемой безработицы, которая оставалась в течение переходного периода значительно ниже общей безработицы.
По типологическим признакам безработица классифицируется следующим образом: по причине возникновения - фрикционная, структурная, естественная, циклическая или кризисная, конверсионная; по признаку реализации права на труд - нормальная, добровольная, вынужденная, застойная, хроническая, интеллектуальная;
по характеру проявления - региональная, сегментарная, открытая; по характеру возникновения - институциональная, экономическая, скрытая (с. 30).
Далее авторы рассматривают методологические принципы измерения безработицы, в том числе предложенные экспертами МОТ четыре альтернативных подхода к измерению масштабов и уровня безработицы (по результатам переписей, на основе официальных оценок, по регистрациям в службах занятости населения и по численности лиц, получающих страховые выплаты по безработице), а также базовые способы измерения безработицы (с помощью выборочных обследований рабочей силы на основе критериев МОТ и данных органов государственной службы занятости), которые используются для расчета двух взаимодополняющих показателей - общей (по критериям МОТ) и регистрируемой безработицы. Приводятся также критерии отнесения определенного лица к числу безработных, применяемые Госкомстатом РФ (с. 39).
Для российского рынка труда, по мнению авторов, характерен внушительный разрыв между общей и регистрируемой безработицей, что является одной из наиболее парадоксальных его черт (с. 47). Они отмечают важность регистрируемой безработицы, которая носит преимущественно городской характер и связана с текучестью рабочей силы. Низкий уровень регистрируемой безработицы определяется структурой и качеством вакансий, заявляемых в Государственную службу занятости населения (ГСЗН). Это ведомство ставит на учет подавляющее большинство лиц, потерявших работу. В ГСЗН сосредоточены финансовые ресурсы, направляемые на реализацию политики занятости. Данные ГСЗН на сегодняшний день являются единственным источником доступной систематической информации о поведении безработных на рынке труда, которые можно использовать для оценки ситуации на локальном рынке труда. Однако в РФ существуют многочисленные независимые источники информации о состоянии российского рынка труда, которые можно использовать для измерения масштабов и уровня безработицы.
Вторая глава посвящена методическим подходам к оценке ситуации на локальном рынке труда, методологии выработки эффективной политики занятости, основным показателям оценки ситуации на рынке труда.
Учитывая чрезвычайную актуальность проблем занятости для ранее «закрытых» городов с моноотраслевой структурой производства, ключевым направлением работы муниципальных и региональных органов ГСЗН становится подготовка методических рекомендаций, касающихся реализации стратегических задач на рынке труда. Методологическую основу исследования образуют две концепции: во-первых, проведение активной политики на рынке труда, одной из слагаемых которой является повышение мобильности рабочей силы за счет финансирования программ подготовки и переподготовки кадров; во-вторых, создание новой модели занятости, оптимально высокой, структурно рациональной, экономически эффективной и социально обоснованной (с. 65).
Обобщая результаты опросной статистики в Алтайском крае, авторы пришли к трем выводам, которые, по их мнению, имеют методологическое значение. Во-первых, существует принципиальная возможность прогнозирования качественного состава населения, вакансий государственных и частных служб занятости на основе опросной статистики. Во-вторых, в условиях широкой диверсификации производства на базе опросной статистики можно выявить наличие значительных «сквозных» профессий неформальных кластерных групп - предприятий со схожим составом профессий. В-третьих, имеется принципиальная возможность классификации профессий по уровню внутрифирменной значимости в массиве анализируемых предприятий (с. 70).
Авторы предлагают методический подход к оценке вакансий, заявленных работодателями. Ревизия вакансий предполагает анализ, основанный на результатах их комплексной классификации по доминирующему признаку возобновления трудоустройства и фактической трудоемкости их заполнения. По мнению авторов, методические рекомендации государственным службам содействия занятости населения должны быть направлены на повышение эффективности использования средств на подготовку и переподготовку кадров. Выделяются следующие этапы ревизии вакансий: выявление перечня привлекательных профессий; их ранжирование с учетом результатов сезонных ревизий вакансий, при этом предусматривается присвоение первого ранга профессиям, вакансии которых легко заполняются, второго -
среднезаполняемым, третьего - труднозаполняемым вакансиям; формирование по каждой профессии первого ранга списка потенциальных соискателей; корректировка списка потенциальных соискателей; согласование списков с потенциальными работодателями; утверждение списков по каждой профессии первого ранга; формирование по каждой профессии второго ранга.
Анализируя основные показатели оценки ситуации на рынке труда и методики расчета уровня безработицы, авторы указывают, что общий дисбаланс рынка труда определяется количественным, качественным и ценовым несоответствием лиц, занятых поиском работы, требованиям, выдвинутым работодателями с учетом профессиональной структуры вакансий (с. 80). Возможна ситуация, при которой относительное благополучие на рынке труда в целом может сочетаться с «точечной» напряженностью по отдельным профессиональным группам, которая определяется как количественной, так и качественной и ценовой составляющими. Методология исчисления показателя напряженности должна, считают авторы, учитывать как профессиональную, так и количественную и качественную структуру контрагентов рынка труда (с. 84).
Для оценки вакансий, заявленных работодателями, авторы предлагают следующую логическую схему: проведение опроса среди лиц, занятых поиском работы; выдвижение на его основе основной гипотезы; разработка с целью проверки основной гипотезы методического инструментария классификации вакансий; апробация разработанного методического инструментария; анализ результатов апробации; качественная оценка вакансий в профессиональном разрезе. По данным многочисленных исследований, в том числе клиентов службы занятости города Бийска, основным критерием возобновления трудоустройства, независимо от вида профессии, является предлагаемый потенциальным работодателем уровень оплаты труда (зарплата). В этой связи для классификации вакансий, их разграничения на типы и уровни авторы разработали определенный алгоритм (по каждой вакансии исчисляется средний балл, вакансии подразделяются на три основных типа, на девять «сквозных» и на три «типовых» уровня и т.п.). Предлагается также алгоритм оценки «обобщенной привлекательности» профессий.
В заключительной части главы авторы излагают методику оценки ситуации на рынке труда, основанную на оценке унифицированных коэффициентов напряженности, приводят принципиальную схему исчисления унифицированного коэффициента напряженности и матрицу количественных и качественных потерь, которые несут люди, ищущие работу. Эта матрица условно разделена на четыре октанта: первый - профгруппы с преимущественно качественным несоответствием; второй - профгруппы с нейтральным количественным и качественным несоответствием; третий - профгруппы с преимущественно количественным несоответствием; четвертый - профгруппы с качественным и количественным несоответствием (с. 104-105).
Авторы делают вывод, что для преодоления негативных явлений на российском рынке труда необходимо дальнейшее совершенствование российского законодательства о занятости, поскольку в нем остается много «белых» пятен, что негативно влияет на степень социальной защищенности безработных. Современная политика занятости должна охватывать сферу занятости в целом. Она должна быть инструментом реализации общей стратегии реформирования экономики страны, создания экономики постиндустриального типа. Эффективность политики занятости должна определяться не только и не столько показателями, характеризующими уровень безработицы, сколько системой индикаторов, затрагивающих различные аспекты рынка труда. Важнейшей задачей политики занятости в современных условиях является ее ориентация на формирование и развитие институтов и механизмов, обеспечивающих эффективное функционирование рынков труда и образовательных услуг. Реализация политики занятости, отвечающей этим требованиям, позволит существенно ускорить переход экономики России в постиндустриальную фазу развития (с. 108).
В третьей главе проводится апробация методик, предложенных для оценки ситуации на локальном рынке труда на примере рынка труда города Бийска. Авторы проводят типологический анализ безработицы, оценку вакансий, заявленных работодателями в ГСЗН, и общую оценку ситуации на рынке труда Бийска.
В.Г. Былое