2006.04.029. ГАРИЛЬО Б. ПРОЕКТИРОВАТЬ ПЕРИОД ПОСТФАШИЗМА. ГОБЕТТИ И КАТОЛИКИ (1919-1926). GARIGLIO B. Progettare il postfascismo: Gobetti i cattolici (19191926). - Milano: Angeli, 2003. - 175 p.
Ключевые слова: Италия, 1919-1926 гг., П. Гобетти - революционный демократ и антифашист - и католики.
Монография посвящена Пьеро Гобетти (1901-1926), революционному демократу, антифашисту, которого отличали, и это подчеркивает автор, широта видения и понимания современных ему общественных и политических проблем, глубокая нравственность. Гобетти, умный и хорошо образованный интеллектуал, был активным антифашистом. Он пришел к заключению, что итальянское рабочее движение является серьезной основой для борьбы против фашизма. Гобетти в 17 лет основал журнал «Энерджие нове» ("Energie nove") (1918-1919). С января 1921 г. он сотрудничает в качестве театрального и литературного критика в газете А. Грамши «Ордине Нуово» ("Ordine nuovo"). В начале 1922 г. Гобетти начал издавать журнал «Риволюционе либерале» ("la Rivoluzione liberale). Журнал занял четко выраженную антифашистскую позицию, призывал итальянских интеллектуалов к активной борьбе против фашизма.
В 24 года Гобетти написал очерк «Либеральная революция», неоднократно переиздававшийся в Италии. Как теоретик «либеральной революции», Гобетти отрицал «эгалитарную мифологию», однако, отмечает автор, оценил ее способность создать «новую элиту», которая смогла бы модернизировать Италию, отстававшую по своему промышленному развитию от других европейских стран. Итальянский либерализм, полагал Гобетти, начиная с периода объединения Италии и до начала Первой мировой войны, обнаружил свою несостоятельность в создании политически подготовленного класса, современной экономики, в выработке зрелого либерального сознания.
В центр своего исследования Гарильо ставит проблему взаимоотношений Гобетти и той части католических интеллектуалов, которые занимали критическую позицию по отношению к фашизму в период, когда итальянский фашизм трансформируется из авторитарного режима в режим подлинно диктаторский. Автор про-
ясняет позицию, занятую Гобетти по отношению к партии «Попо-ляри» («Народной партии»).
С 1919 по лето 1922 г. Гобетти высказывался о партии «По-поляри» весьма критически, считал ее всего лишь «длинной рукой» (longa manus) ватиканских кругов и церковной иерархии. Для Гобетти в то время наиболее ярким представителем католицизма был Филиппо Меда, который, как полагал Гобетти, под прикрытием поверхностного либерализма поддерживал знамя старого клерикализма. Гобетти критиковал католическую церковь прежде всего за то влияние, которое церковь оказывала на гражданское общество в целом и, в частности, на итальянское: за «клерикализм и компромиссы».
Однако начиная с лета 1922 г. под влиянием Грамши и сотрудничества в «Ордине нуово» Гобетти меняет свою позицию. Он говорит о том, что сама логика развития партии «Пополяри» заставляет ее пойти по пути трансформации (под влиянием тех слоев, на которые партия была ориентирована). В «Пополяри» наряду с консервативным течением Коваццони и Джентили существовало прогрессивное католическое крыло. Гобетти видел эте-рогенность «Пополяри», т.е. тот фактор, благодаря наличию которого Муссолини удалось в короткий временной период лишить партию силы и компактности, привлечь на свою сторону ее наиболее реакционные слои.
Для Гобетти была очевидной необходимость создания наиболее широкого альянса всех демократических сил, который мог бы противостоять политическим и государственным устремлениям фашизма. Поэтому он считал «Пополяри» «товарищем по борьбе», желая извлечь практическую пользу из этого союза в деле борьбы за демократию. Гобетти был готов сотрудничать с теми представителями «Пополяри», которые были наиболее восприимчивы к основным положениям либеральной демократии: терпимость, признание политической борьбы в империалистическом обществе, светский характер государства, экономические свободы («либерализм»). Именно поэтому Гобетти в своем проекте «либеральной революции» исключал католическую церковь как институт, который он рассматривал как догматический и теократический, снимая, таким образом, дихотомию светское государство - конфессиональное государство.
Автор сосредоточивает внимание на взаимоотношениях Го-бетти с демократическим крылом «Пополяри», а именно, с лидером партии доном Стурцо, с И.И. Джордани, сторонником этического сопротивления фашизму, с В.Г. Галати, который пытался перекинуть мост от демократического католицизма к социализму турати-анского толка в целях противостояния фашизму. Также автор анализирует взаимоотношение Гобетти с Г. Мильоме, Р. Мурри, а также с представителями движения бывших фронтовиков, сторонниками демократического интервентизма.
И.Е. Эман
2006.04.030. МАСТЕЛЛОНЕ С. МАДЗИНИ - ПОЛИТИК, ПИСАВШИЙ ПО-АНГЛИЙСКИ: ДЕМОКРАТИЯ В ЕВРОПЕ (1840-1853).
MASTELLONE S. Mazzini sdittore politico in inglese. Democracy in Europe (1840-1853). - Firenze: Olschki, 2004. - 321 p.
Ключевые слова: Италия, 1840-1853 гг., лондонский период деятельности Дж.Мадзини.
Работа Салво Мастеллоне посвящена периоду пребывания Дж. Мадзини в Англии. В этот период (1840-1853) Мадзини становится одним из известных и авторитетных участников европейских политических дебатов. Автор рассматривает лондонский период Мадзини не только в контексте его деятельности как лидера итальянского движения за независимость и единство, но и в рамках его инициативы по созданию обществ взаимопомощи итальянским рабочим или обществ по обучению детей бедняков, что составляет, по словам автора, этико-социальную основу политической деятельности Мадзини.
В марте 1841 г. в Лондоне при английской конгрегации «Молодой Италии» возник Союз итальянских рабочих, в задачи которого входило воспитание национальной гордости и патриотизма. Осенью 1841 г. открывается бесплатная начальная школа для итальянских рабочих. По замыслу Мадзини, школы для рабочих должны были помочь связать во взаимопонимании различные классы.
Источниковую базу монографии С. Мастеллоне составляет обширная корреспонденция Мадзини (прежде всего связанная с