идеал ученого - интеллигентного, честного, увлеченного и ответственного.
Автор ставит следующие вопросы в отношении дальнейшего развития биотехнологии: 1) какую пользу и какой вред могут, по прогнозам, принести биотехнологические исследования и их применение? Предсказание последствий - это своего рода игра в рулетку. В этих условиях лучшим решением был бы выбор в пользу осторожности; 2) кто несет ответственность за результаты биотехнологических исследований? Какие нормы стоят на защите прав и человеческого достоинства пациентов? Эти права тесно связаны с правом на гарантированную медицинскую помощь, правом, которое на бумаге гарантируется всем гражданам, но которым пользуются далеко не все; 3) какие действия способствуют общему благу? В настоящее время стоит вопрос о здоровье населения планеты как целостной системы; 4) какие поступки способствуют формированию добродетелей? Какие добродетели наиболее существенны в отношении биотехнологических исследований?
Сама постановка подобных вопросов не гарантирует их решения. Каждый из этических подходов дает ключевую информацию, необходимую для этического выбора. Поскольку биотехнические инновации способны внести генетические изменения в человеческую наследственность, настоящий этический анализ может оказать влияние на развитие будущих поколений. Некоторые специалисты указывают на цифру в семь поколений. Это обстоятельство не может не накладывать определенные ограничения на действия современных ученых. Основной принцип при этом: «Не навреди!».
О.В. Летов
2006.03.018. ЗЮЗЕВ Н.Ф. ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ ПИТИРИМА СОРОКИНА. - Сыктывкар: Эском, 2000. - 158 с.
Автор подчеркивает, что П. А. Сорокин стремится насытить исторический процесс моральным началом. В противном случае история остается явлением строго рационального порядка - ведь те глобальные исторические изменения в системах культуры, что стали предметом изучения Сорокина, вызываются познавательными ресурсами человека.
Сорокин прослеживает процесс борьбы начал любви и вражды на всех уровнях реальности - от низших до наивысших. На природном уровне Сорокин не склонен говорить о зле вообще. По-настоящему о моральной проблеме можно говорить только на уровне человеческом, социальном. Только через человека изначально присутствующая в мире энергия любви может приобрести подлинно этическое содержание.
Противостояние «любовь - вражда» наблюдается и на уровне социосознания. Именно здесь оно превращается из факта «естественно-научного» в факт собственно этики. В каждом человеке действуют эгоистические тенденции. Это проявляется в наличии большого количества его социокультурных «эго», каждое из которых стремится навязать индивиду свою волю в ущерб всем прочим. Таким образом, человек существует в постоянном состоянии внутреннего конфликта. И только силы, примиряющие и консолидирующие различные «эго» индивида, могут поддерживать его нормальный образ жизни. Эта консолидация происходит вокруг какой-либо системы ценностей. Поэтому человек постоянно производит выбор между различными ценностями, при этом самым ответственным и важным является выбор моральный, что вытекает из самого характера различных систем ценностей. Все они имеют этическую сущность, главной составляющей которой является любовь, т.е. сугубо этическое понятие.
Тем самым в социосознании происходит формирование морально-нравственных проблем, возникает этика как факт человеческой жизни, а в конечном счете и как предмет исследования, как наука. При этом роль морали в силу особенностей человеческого сознания и свойств реальности, в которой человек существует, оказывается определяющей для всей его судьбы и деятельности.
Моральное начало, идущее от сверхсознания, несет новое по отношению к низшим уровням сознания содержание. Если на «нижних этажах» воздействие любви сводилось в основном к разработке сознательных и бессознательных механизмов для сохранения индивида и всего человеческого рода, то здесь вырабатываются абсолютные моральные нормы и идеалы. В интерпретации Сорокина все великие учителя нравственности (Христос, Будда и др.) отличались тем, что напрямую идентифицировали себя со сверхсознанием и представляли свои учения как прямое его выражение.
Моральные требования, выдвинутые ими, носят абсолютный характер, ибо несводимы только к части человечества или только к сиюминутным нуждам и запросам людей. Это нормы Абсолюта, ибо они выше проблемы борьбы за существование, но имеют самоценное, непреходящее значение.
Любовь-эрос лежит в основе этики «добрососедства», которая составляет фундамент человеческого общества, гарантию его существования. Очевидно, что этот вид любви рационален по своей сути, и в его обосновании Сорокин сближается с теориями «разумного эгоизма», этики утилитаризма и прагматизма, опираясь на целесообразность альтруизма. Этика «добрососедства» жизненно важна для общества: она обеспечивает выживание социума, образуя минимально необходимые для этого моральные нормы. По мнению Сорокина, хотя действия носителей этики «добрососедства» не являются героическими, вкупе эти обыкновенные «добрые соседи» и их простые дела составляют моральный фундамент любого общества.
В противоположность эросу любовь-агапе - это неэгоистическая самоотверженная любовь, которая «не ищет своего» и свободно изливает сама себя. Если любовь-эрос имеет «земное» происхождение, то любовь-агапе явно «неземного» происхождения. Она имеет отношение к сврхсознанию в человеке и, следовательно, к космическому сверхсознанию. В одном случае любовь даруется свыше, от сверхсознания, в другом - это попытка взойти на более высокий уровень, диктуемый идеалом. Поведение человека, как бы движимого посторонней высшей силой и уже не подчиняющегося себе, - это характерная черта влияния сверхсознания. Она проявляется в поступках религиозных деятелей и гениях искусства, когда они в порыве вдохновения творят свои произведения, словно ведомые чужой силой.
Творческие акции подобных «святых» всегда в определенном смысле деструктивны, они выдвигают новые требования к морали, которые ведут к радикальной перестройке этического поведения людей. Общество должно пройти через некоторый период конфликтов, приспособления к новой культурной парадигме, и в этот момент чрезвычайно высока роль «добрых соседей», которые поддерживают минимально необходимый уровень стабильности в социуме и вместе с тем, как этически наиболее чувствительный слой
населения, быстрее прочих усваивают новые ценности и помогают другим привыкнуть к ним. В этом процессе «добрые соседи» и «святые» взаимно дополняют и уравнивают друг друга.
Если «добрые соседи» - это люди, чьи моральные предпочтения и поведение не подвергаются сомнению, то «святые» являются образцами и учителями нравственности. И те, и другие при всей важности их социальной роли в обществе составляют лишь ничтожную долю населения. Основная масса - это те, для которых проблема нравственного выбора является ежедневной актуальной задачей. Они решают ее от одной ситуации к другой, предпочитая то эгоистические, то альтруистические цели. В целом сохраняется динамическое равновесие, которое не «грозит» обществу тотальной святостью и не позволяет впасть в «пучину зла».
Во времена великих кризисов, среди которых Сорокин перечисляет войны, революции, стихийные бедствия и т.п., общество имеет тенденцию к поляризации. Одна его часть становится более религиозной и нравственной, в то время как другая склонна к нерелигиозности и преступности. Одна часть уступает эгоистическим импульсам самосохранения, другая ищет спасения на путях альтруизма. При разрушении этической системы и сопутствующем этому кризисе социосознания человека резко возрастает роль других компонентов его сознания: биологических составляющих и сверхсознания. В зависимости от тех или иных обстоятельств индивид начинает руководствоваться либо потребностями своей животной природы, находя для них удобную рационализацию, либо идеалами этического абсолюта. Все это прослеживается в анализе Сорокиным признаков моральной и религиозной поляризации современности.
Существует прямая связь между типом господствующей социокультурной системы и доминирующими в этот период моральными ценностями и теориями. Так, Средневековье (идеационная суперсистема) характеризовалось, согласно Сорокину, стопроцентным властвованием религиозной христианской морали. В эпоху Возрождения (интегральная суперсистема) религиозная мораль и различные чувственные этические теории счастья в целом уравновешивали друг друга. Позднее удельный вес чувственной этики увеличивается в соответствии с переходом к чувственной суперсистеме.
Великие этические учения создаются пророками и нравственными учителями именно на изломе эпох. Они отбрасывают существующие социальные ценности и создают новые, отвечающие духу и потребностям времени. Преображающее воздействие новых учений является наибольшим как раз на раннем этапе их развития. Тогда они имеют наибольшее число последователей, которые придерживаются в первую очередь не формальных правил этих учений, а следуют самой их сути, являются их ревностными и искренними сторонниками. В дальнейшем роль этих учений изменяется. Они институционализируются, часто приобретают форму государственных религий, становясь тем самым общеобязательными для всех. Но параллельно с приобретением обязательности и массовости они утрачивают в значительной степени свою вдохновляющую силу. Число подлинных верующих, аутентично следующих их этическим требованиям, уменьшается. В этих условиях основную массу составляют люди, чью мораль Сорокин характеризует как «рутинную», не отличающуюся подлинностью и глубиной. Слишком немного христиан до сих пор, по мнению Сорокина, исполняют на деле наставления Нагорной проповеди. Это касается и приверженцев иных религий, уклоняющихся от своего морального долга. Сорокин призывает всех максимально сконцентрироваться на проблеме морального преображения человеческого рода в направлении созидательной и бескорыстной любви.
Специфика социальной функции этики обнаруживается в переходный период. Тогда этика является средством самосохранения самого общества. При этом «миротворческий» процесс в интерпретации Сорокина выглядит своеобразно. Новая этическая идея не объединяет общество, а раскалывает его на две противоположные части. В период кризиса реальное объединение может произойти лишь вокруг полюса негативной поляризации, но это означало бы торжество разрушительных сил и грозило бы катастрофой для всего человечества. Поэтому силы позитивной поляризации должны максимально отмежеваться от разрушительных тенденций и противодействовать им. Это противодействие обеспечивается творческой энергией нового этического слова. Так устанавливается ситуация равновесия между двумя нравственными полюсами и, следовательно, обеспечиваются предпосылки к окончательному переходу к новой социокультурной суперсистеме.
Любовь проявляет свою умиротворяющую и гармонизирующую функцию не только в социально масштабных явлениях, но и на уровне обычных межиндивидуальных отношений. Как показывают наблюдения, дружелюбные слова и поступки часто более эффективны в прекращении агрессии, чем угрозы, встречная агрессия, ненависть, наказания и другие враждебные действия. Любовь увеличивает продолжительность жизни общества. Социальные организмы, основанные главным образом на ненависти, подобно империям Александра Великого, Цезаря, Чингиз-хана, Тамерлана, Наполеона, Гитлера, имели, как правило, короткую жизнь. Недолго существуют различные коммерческие предприятия, как крупные, так и мелкие, в основе которых лежит принудительный труд. Главными «долгожителями» являются великие этико-религиозные организмы (христианство, даосизм, конфуцианство, буддизм и т.п.), просуществовавшие уже более тысячелетия.
Идея свободы содержится в самой силе любви, преодолевающей зло и насилие. Любовь в таком понимании гораздо сильнее и продуктивнее всякого насилия. Таким образом, теория любви Сорокина лежит в русле современного понимания этики ненасилия.
Сорокин рассматривает различные теории, пытающиеся объяснить появление морально одаренных людей. Эти теории он называет «недоказуемыми». Благодеяние - это божественная милость, наследственность духовного характера, влияние кармы, звезд и планет. Сорокин оценивает как «сомнительные» различные «географические» теории и теории, настаивающие на ведущей роли психосоматических факторов. Ни те, ни другие, с его точки зрения, не могут служить основанием для разработки продуктивных теорий альтруизма. Сорокин указывает, что любые изменения в альтруизме могут произойти лишь при одновременном изменении трех аспектов: культурного, социального и личностного, т.е. должны измениться ценности, социальные связи и сам человек.
Если главную роль в глобальных социальных процессах играет представление об истине, то мораль является важнейшим следствием динамики этого представления. Она играет консолидирующую роль. Когда рассыпается вся социокультурная система, когда нет единства в философии, политике, экономике, религии, тогда единственным инструментом, способным это единство удержать, остается мораль.
В отличие от Канта с его сведением этики к знанию «должного» и противопоставлением «наук о природе» «наукам о культуре», Сорокин обосновывает единство естественно-научного и гуманитарного знания, подчеркивая при этом методологический смысл этого единства. Согласно Сорокину, если этика возможна как наука, то она может быть только теоретической, а не нормативной, познающей то, что есть, а не то, что должно быть.
О.В. Летов