2006.03.012. ШЕЕНКОВ О А. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ОМБУДСМЕНА: МИРОВОИ ОПЫТ / Междунар. ин-т упр. (г. Архангельск); Под ред. Ежова А.Н. - М.: Юпитер, 2004. - 151 с.
В работе анализируется зарубежный опыт института ом-будсмана. Его возникновение (впервые был учрежден в Швеции) и деятельность связаны с соблюдением законности и укреплением правовой основы в деятельности исполнительной власти, формой внесудебного контроля. Функциональное назначение - защита прав граждан методами, отличными от парламентского, судебного и административного надзора и контроля. В большинстве случаев ом-будсман рассматривает ситуацию не только с точки зрения соответствия закону решений и действий администрации, что очень важно особенно для государств, в которых контроль за соответствием закону действий администрации осуществляется в рамках системы административных судов. Омбудсман может комплексно рассматривать деятельность государственных органов и выносить решения о справедливости и целесообразности их действий.
В большинстве государств мира этот институт сформировался во второй половине ХХ столетия. Кроме рассмотрения жалоб и обращений граждан, как правило, омбудсман взаимодействует с органами государственной власти и органами местного самоуправления, проводит мониторинг соблюдениея прав и свобод человека, анализирует внутреннее законодательство в целях выявления его соответствия общепризнанным нормам и принципам международного права, международным обязательствам страны в области прав человека, правового просвещения граждан по вопросам прав человека, форм и методов их защиты.
Должность Уполномоченного по правам человека нова для России. Она учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 г. и призвана дополнить существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина.
Несмотря на существование в современных конституционных демократических системах целого ряда судебных, политических (парламентский контроль) и общественных (средства информации) способов защиты прав человека, гражданин все еще недостаточно защищен от административных злоупотреблений. Его взаимоотношения с администрацией в большинстве случаев ос-
ложняются массой постановлений, которые ему практически неизвестны, но в немалой степени его касаются.
Институт уполномоченного по правам человека функционирует в США, Канаде, Великобритании, Франции, Португалии, Швейцарии, Испании, Бельгии, Дании, Италии, Австралии, Новой Зеландии и других странах.
В Швеции с вступлением новой Конституции 1975 г. положения об омбудсмане были несколько изменены, и с 1976 г. в тесной координации совместно работают четыре омдбудсмана юстиции. Сферы компетенции распределяются в зависимости от предмета или области расследования, порученных каждому из них. Один из омбудсманов является координатором и определяет основные направления деятельности. Омбудсманом может быть юрист высокого научного уровня и безукоризненной репутации. Он назначается на четыре года, т.е. до нового созыва Риксдага и может быть освобожден от должности досрочно по ходатайству парламентской комиссии, которой поручено следить за его деятельностью и представляемыми докладами. Омбудсман не может занимать никакой пост в течение всего срока исполнения обязанностей, во избежание косвенной зависимости от администрации. Он может быть вызван в суд в связи с ложными или нечеткими обвинениями, которые могли иметь место при исполнении им своих обязанностей. В сферу компетенции омбудсмана юстиции Швеции входит контроль за деятельностью чиновников администрации, судов, кроме Верховного суда и Верховного административного суда, прокуратуры, министров, низшей юрисдикции, власти пенитенциарных заведений, полиции и всей администрации системы юстиции.
Омбудсман Финляндии назначается парламентом сроком на три года и подотчетен ему. Президент республики и парламент не имеют права освобождать его от должности до истечения срока полномочий. Омбудсман юстиции может возбудить уголовное дело против любого министра. Помимо регулярных проверок и штрафов в отношении должностных лиц, ежегодный доклад парламенту является для финского омбудсмана важнейшим средством влияния на ход дел.
Автор выделяет наиболее характерные тенденции в развитии института омбудсмана:
- учреждение постов специализированных омбудсманов (Финляндия, Венгрия и др.);
- отход от традиционной трактовки омбудсмана как органа, назначаемого парламентом и ему подконтрольного, при положительном восприятии общей идеи данного правозащитного института (Франция);
- учреждение постов региональных омбудсменов (Италия);
- универсализация (США);
- использование сочетания различных органов и омбудсма-нов для разрешения споров, связанных с дискриминацией (Австралия, Финляндия).
А.И. Моргунова
2006.03.013-016. КОНСТИТУЦИОННЫЕ РЕФОРМЫ В СОЕДИНЕННОМ КОРОЛЕВСТВЕ. (Сводный реферат).
Журнал «Parliamentary affairs» опубликовал подборку статей, посвященных активно ведущимся в Соединенном Королевстве конституционным реформам.
2006.03.013. КЕЛЛИ Р., ГАЙ О., ВАЙТ И. КОНСТИТУЦИЯ В ОБЕРТКЕ. KELLY R., GAY O., WHITE I. The constitution: into the sidings // Parliamentary affairs. - L., 2005. - Vol. 58, N 2. - P. 215-229.
Авторы посвятили свою статью анализу ряда конституционных реформ, проводимых в стране. Первой темой стало продвижение судебной реформы в Соединенном Королевстве, а именно -ликвидация должности лорда-канцлера, создание Верховного суда и Комиссии по назначению судей.
Первые консультативные документы по этому вопросу были изданы еще в 2003 г., однако саму реформу планировалось провести после очередных выборов в парламент страны. В результате в январе 2004 г. было достигнуто соглашение между правительством и лордом - главным судьей, поскольку именно последнему должны были перейти функции лорда-канцлера. Вопрос о создании Верховного суда до сих пор является более спорным, чем о создании Комиссии по назначению судей.
В феврале 2004 г. специальный комитет Палаты общин по конституционным вопросам подготовил доклад относительно предложений о создании Верховного суда и Комиссии по назначению судей, а