стирания различий и разрушения границ между культурой и экономикой» (с. 33-34).
Таким образом, концепт глобализации, заключают Робертсон и Уайт, помогает нам понимать многие аспекты повседневной жизни людей всего мира.
Ю.И. Комар
2006.02.002. ЛИ ХОН ЕН. РАЗВИТИЕ, КРИЗИС И АЗИАТСКИЕ ЦЕННОСТИ.
LEE HONG-JONG. Development, crisis and Asian values // East Asia rev. - Seoul, 2003. - Vol. 15, N 2. - P. 27-42.
Автор (Национальный университет в Pukyong, Южная Корея) отмечает, что западные ученые объясняли «азиатскими ценностями» (АЦ) сначала быстрый экономический рост ряда стран Азии (в 70-80-е годы), а затем - глубокий экономический кризис (90-е годы). Оба взаимоисключающих объяснения дали толчок дискуссии о содержании понятия АЦ. Автор исходит из убеждения, что «Азия должна изучаться не на основе постулатов стандартизованного образа (сформированного ориентализмом), а с точки зрения культурного плюрализма, признающего разнообразие ценностей и культур» (с. 28).
Согласно Э. Саиду1, ориентализм - это ложное изображение Западом Востока, сводящееся к одномерным архетипам, воспринимаемым Западом как экзотические и чуждые. Он проистекает из онтологического и эпистомологического различия, проводимого между Востоком и Западом.
Ориентализм используется как идеологическое оправдание господства Запада над Востоком. Для утверждения своей культурной гегемонии США создает в странах Азии многочисленные исследовательские центры и институты, привлекает множество азиатских студентов для обучения в американских университетах. Заметный слой азиатских интеллектуалов, получивших западное образование, становится проводником идей ориентализма. Таким образом, «современный Восток участвует в собственной ориентали-зации» (с. 30). Главная проблема состоит в том, что «ориентализм совсем не соответствует истинному Востоку» (с. 31).
1Said E.W. Orientalism. - N. Y., 1978. - Описание по реф. источнику.
АЦ зиждутся на идеалах конфуцианства, образующего этическую основу многих азиатских народов. Они включают: государственный патернализм, особую роль семьи (с патриархальным авторитетом), непотизм, авторитаризм, национальное сознание, общинный дух, стремление к образованию, напряженную работу, бережливость. Эти ценности принципиально отличны от западных ценностей индивидуализма, рационализма, прав человека и верховенства закона. АЦ в той или иной степени воплотились в национальные стратегии экономического развития, ключевым элементом которых была ведущая роль государства. Семейный мелкий и средний бизнес стал основой азиатского капитализма, а стремление к образованию повысило уровень и качество менеджмента, технический уровень производства и качество продукции. В совокупности АЦ способствовали экономическому подъему стран Азии. «Конфуцианская концепция унитарного и патерналистского правления выработала позитивный взгляд на роль правительства и, в отличие от западного либерализма, создала уникальную восточноазиатскую политическую культуру, в которой активная роль правительства приветствуется» (с. 38).
По мере экономических успехов «восточноазиатская модель развития стала рассматриваться не только как фундаментально отличная, но и превосходящая западную модель. Главные ее черты -руководящая роль государства, социальная стабильность, основанная на поддержке народом общественного порядка, сильная рабочая этика и мотивация к успеху» (с. 38).
Экономический кризис второй половины 90-х годов потряс экономику Азии и радикально изменил отношение к АЦ на Западе. Многие эксперты видят главную причину кризиса в фундаментальных структурных пороках азиатских стран, связанных с АЦ: срастание государства и бизнеса, авторитарная индустриальная модель развития, авторитаризм управления, коррупция, непотизм и фаворитизм.
Свободный рынок и «американские ценности», ранее подвергавшиеся критике, теперь рассматриваются как альтернатива коррумпированной и неэффективной восточноазиатской экономической модели. Такой подход автор называет типичным проявлением ориентализма.
Некоторые аналитики считают, что возлагать всю ответственность за кризис на АЦ неправомерно. Нужно исследовать экономические причины, в том числе издержки глобализации. Поскольку АЦ и в социальном, и в культурном отношении противоположны западным ценностям, перенесение западных моделей, норм и принципов в азиатские экономики нелогично.
«Для выживания азиатских ценностей в ХХ1 в., когда движение к глобализации и свободному рынку в полном разгаре, важно, чтобы они стали космополитическими ценностями путем большего взаимодействия с другими культурами... Азиатские ценности должны определяться самими азиатами, а не ориентализмом. Необходимо развивать такую ценностную систему, которая отвечает азиатским условиям и нуждам и гарантирует сосуществование различных идеологий и методологий» (с. 42).
Ю.И. Комар