АФРИКА. БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК
ЭКОНОМИКА
2006.01.030. ВАН ДЕН БООГЕРДЕ П., ЦАНГАРИДЕС Х. ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ ДЕВАЛЬВАЦИИ АФРИКАНСКОГО ФРАНКА: ПРОГРЕСС В РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЗАПАДНОАФРИКАНСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ВАЛЮТНОГО СОЮЗА.
VAN DEN BOOGAERDE P., TS ANGARIDES C. Ten years after the CFA franc devaluation: progress towards regional integration in the WAEMU. - Wash., IMF, 2005. - 31 p.
Сотрудники МВФ анализируют экономическое развитие Бенина, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуара, Мали, Нигера, Сенегала и Того за время, прошедшее с тех пор, как эти страны в январе 1994 г. создали Западноафриканский экономический и валютный союз (ЗАЭВС) в связи с произошедшей девальвацией на 50% их общей валюты - африканского франка (CFA - сокращение от французского Communauté financière d'Afrique). Еще в 1960 г. эти страны создали Западноафриканский валютный союз (ЗАВС), основанный на использовании единой валюты, привязанной к французскому франку (одновременно был создан еще один валютный союз, использующий франк CFA, - Центральноафриканское экономическое и валютное сообщество, в которое вошли Камерун, ЦАР, Чад, Конго и Габон; эти два валютных союза, несмотря на формально общую валюту, относительно независимы друг от друга - у каждого свой Центральный банк, эмитирующий свой франк CFA). Западноафриканские страны решили, что французский франк в качестве «якоря» для их единой валюты обеспечит им стабильность валютного курса и низкую инфляцию. Собственно, объединяла их только эта идея. В отличие от других валютных союзов, в Западной Африке страны очень мало торговали друг с другом,
имели совершенно разную структуру экономики и полагались на экспорт совершенно разных товаров - следовательно, по-разному реагировали на изменение конъюнктуры мировых рынков. До середины 80-х годов в связи с ростом мировых цен на сырье страны ЗВС развивались относительно неплохо. Однако в конце концов цены начали быстро снижаться, и каждая страна Союза пострадала от этого по-своему. Кроме того, курс французского франка на мировом валютном рынке стал повышаться по сравнению с американским долларом, и страны ЗВС решили, что их конкурентоспособность на мировом рынке от этого очень страдает (обычно считается, что повышение курса национальной валюты вредит экспорту и способствует импорту). Поэтому было объявлено о девальвации франка CFA и создании ЗЭВС, который предусматривал, кроме единой валюты, еще и таможенный союз, общий рынок, основанный на свободном перемещении рабочей силы, товаров, услуг и капитала. ЗЭВС предполагал также единую промышленную политику его участников, единые таможенные тарифы и общую внешнеторговую политику, одинаковый подход к налоговой и бюджетной политике, и одинаковые правила регулирования коммерческой деятельности. Считалось, что в неблагоприятных внешнеэкономических условиях экономическое объединение поможет не меньше, чем единая и стабильная валюта.
Надо, однако, заметить, что такой единый подход был применен к совершенно разным странам, - хотя бы по размерам экономики. Кот-д'Ивуар производит более 40% валового продукта ЗЭВС, Сенегал - 20%, а остальные шесть участников союза - не больше 10% каждый. Кроме того, очевидно, что Кот-д'Ивуар и Сенегал с их относительно развитой промышленностью, а также Бенин и Того с их налаженной системой транзитной торговли являются гораздо более преуспевающими, чем не имеющие выхода к морю и исключительно сельскохозяйственные Буркина-Фасо, Мали и Нигер. Разница в доходах на душу населения очень значительна: в 2001 г. в Кот-д'Ивуаре годовой душевой доход составлял 710 долл., а в Нигере - всего 188 долл. (с.5).
В развитии экономики западноафриканских стран можно выделить три периода. Первый (1990-1993), который, собственно, и привел к созданию ЗЭВС, отличался снижением экс-
портных поступлений от сырьевых товаров, завышенным обменным курсом африканского франка, большими бюджетными дефицитами западноафриканских стран и быстрым ростом внешнего долга. Во второй период (1994-1998) девальвация общей валюты сопровождалась жесткой бюджетной политикой, направленной на снижение дефицита и инфляции. В результате в ЗАЭВС наблюдался довольно быстрый экономический рост. В третий период (1999-2003) темпы роста, связанные с девальвацией и увеличением экспорта, постепенно снизились, вновь стали увеличиваться бюджетные дефициты и дефициты текущего платежного баланса. Неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и кризис в Кот-д'Ивуаре породили у многих участников ЗАЭВС сомнения в полезности дальнейшей интеграции.
Во все три периода между западноафриканскими странами наблюдались очень существенные отличия. Если в Кот-д'Ивуаре в течение первого периода производство либо не росло, либо падало на 0,2-1,1% в год, в Нигере темпы падения достигали 6,5% в год, в Того - 15,3% в год, то в Буркина-Фасо ВВП в 1990 г. вырос на 10,8%, в 1991 г. - на 9,2, в 1993 г. - на 4,6%. При этом средние темпы роста будущих членов ЗАЭВС составляли от 3,4% в 1990 г. до 0,1% в 1993 г.
В течение второго периода дела с ростом ВВП пошли в ЗАЭВС более равномерно. В частности, в Кот-д'Ивуаре темпы экономического роста составили в 1995 г. - 7,1%, в 1996 г. -7,7%. В Мали в 1996 г. было 7,1%, в Того в том же году тоже 7,1%. Однако случаи значительных отличий по-прежнему наблюдались. Например, в 1998 г. ВВП Нигера вырос на 10,8%, а ВВП Того упал на 2,3%. Средние темпы роста ЗАЭВС составили от 3,2% в 1994 г. до 5,7% в 1998 г.
После 1999 г., в течение третьего периода, разброс в темпах роста снова стал обычным делом. Производство в Кот-д'Ивуаре сокращалось на 1,6-3,8% в год, а темпы роста ВВП Мали составили от 3,0 до 13,3% (за исключением 2000 г., когда в этой стране наблюдался спад производства в 3,2%). В Сенегале в течение всего периода наблюдался экономический рост в 5-6% (кроме 2002 г., когда темпы снизились до 1,1%). Средние темпы роста ЗАЭВС составили от 2,6% в 1999 г. до 1,7% в 2003 г.
В итоге в среднем за 1990-2003 гг. темпы роста в Буркина-Фасо составили 5,8%, в Мали - 5,2%, в то время как в Кот-д'Ивуаре и Того - всего 1,4% (с.25).
Валовые сбережения (считающиеся важным показателем экономического развития, так как именно из них финансируются производственные инвестиции) также очень различались. В течение первого периода они были относительно низки, в среднем в ЗАЭВС составляя 7-9% ВВП. Выделялся Кот-д'Ивуар, где валовые сбережения составляли 11-13%. Напротив, в Бенине было 2-4%, а в Того доля сбережений в ВВП упала с 13,9% в 1990 г. до 0% в 1993 г. В остальных странах сбережения были близки к средним показателям. В течение второго периода сбережения в ЗАВС существенно возросли, составив в среднем 13-15%. Значительно увеличился и разброс. В Кот-д'Ивуаре сбережения составляли уже 19-25% ВВП, в Мали - 11-14, в Нигере - 0-2%. В течение третьего периода сбережения в среднем несколько сократились - до 10-14%, а разброс еще больше увеличился: в Кот-д'Ивуаре в среднем за этот период сбережения составили 21,7%, в Мали - 14,3, в то время как в Буркина-Фасо - 4,4, в Нигере - 4,1%, Того - 0% (с.8, 25).
Похожая картина наблюдалась и с инвестициями. Они выросли в среднем с 12,5% ВВП в первый период до 16,4% во второй период, однако затем снизились до 15,4% в третий период. И каждый раз отдельные участники ЗАЭВС показывали совершенно различные результаты. В первый период лидером по доле инвестиций в ВВП были Мали (в среднем 21,1% ВВП в год) и Буркина-Фасо (20,6% ВВП); Кот-д'Ивуар и Нигер отставали - соответственно 7,4 и 8,0%. Во второй период различия сохранились: Мали увеличила долю инвестиций в ВВП до 25,3%, Буркина-Фасо - до 22,0%. В Нигере инвестиции увеличились только до 9%. В третий период различия несколько уменьшились, однако все равно в области инвестиций были два явных лидера: Мали (21,9%) и Сенегал (19,2%), в то время как у большинства остальных этот показатель составил 11-15% (с.8).
«В общем, ни с точки зрения источников роста ВВП, ни с точки зрения конечных производственных результатов признаков сближения не наблюдалось. В частности, страны с низкими доходами в результате участия в ЗАЭВС никак не выиграли» (с.8). Даже перемещение рабочей силы между странами, свобода которого бы-
ла одним из главных лозунгов ЗАЭВС, не помогло сближению показателей участников Союза - напротив, в течение третьего периода наблюдался не приток работников из одной страны в другую, а их, так сказать, отток - работники возвращались на родину. В 1960-1990 гг. 11% западноафриканцев (исключая Нигерию) проживали не в той стране, в которой родились. Особенно популярным было переселение в Кот-д'Ивуар, который официально поощрял иммиграцию, - не хватало рабочих рук на плантациях кофе и какао. Западноафриканская эмиграция стимулировалась большим ростом населения в некоторых странах, высокой безработицей и разницей в зарплате между странами, не имеющими выхода к морю, и прибрежными государствами. Переток рабочей силы облегчался общностью языка и похожей системой образования. В 1996 г. в Кот-д'Ивуаре 30% населения были иностранцами, из них 86% происходили из стран ЗАЭВС - особенно много из Буркина-Фасо и Мали (соответственно 50 и 22%). В Буркина-Фасо иностранцев было 40% (с.9). Однако политический кризис 2000 г. в Кот-д'Ивуаре породил националистические настроения и иностранцы (прежде всего, родившиеся в Буркина-Фасо) стали возвращаться на родину.
Некоторое сближение, однако, произошло в бюджетной политике. При создании ЗАЭВС одной из главных целей была бюджетная стабилизация с помощью сокращения госрасходов. Расходы действительно сокращались в течение второго и третьего периодов. Если в 1990-1993 гг. доля расходов в ВВП будущих членов ЗАЭВС составляла 25,8%, то в 1994-1998 гг. она упала до 20,4% а в 19992003 гг. - до 19,7%. При этом в течение первого периода разброс в расходах составлял от 34,3% в Кот-д'Ивуаре до 18,3% в Нигере. В течение второго периода разброс сократился и стал составлять от 21,9% в Кот-д'Ивуаре до 18,5% в Того. Таким же небольшим он остался и в течение третьего периода: от 22,3% в Буркина-Фасо до 16,1% в Того (с.10).
Определенных успехов страны ЗАЭВС добились и в гармонизации таможенных тарифов (были введены единые таможенные тарифы; средняя ставка этих тарифов снизилась с 19% в 1997 г. до 12% в 2000 г.). Налоговые системы также стали похожими: косвенные налоги (включая НДС на импорт и акцизы на нефтепродукты) во всех этих странах составляют около 40% всех бюджетных поступлений, импортные пошлины - примерно одну треть; еще одну
четверть дают прямые налоги вроде подоходного и налога на прибыль. Правда, не имеющие выхода к морю страны зоны Сахеля чуть больше других членов Союза полагаются при пополнении бюджета на таможенные пошлины и чуть меньше - на косвенные налоги (с.11).
Однако бюджетную политику удалось гармонизировать не во всех отношениях. В частности, зарплата чиновников в Кот-д'Ивуаре по-прежнему в три раза выше, чем в Нигере (а значит, выше и бюджетные расходы на содержание госаппарата). Кроме того, на разницу в бюджетных расходах оказывает значительное влияние списание долгов стран ЗАЭВС западными кредиторами в рамках программы по облегчению долгового бремени беднейших стран - у каждой страны своя схема списания.
Внутри ЗАЭВС сложилась весьма специфическая схема взаимной торговли. Кот-д'Ивуар и Сенегал направляют значительную часть своего экспорта (соответственно, 11 и 6,5% в течение 19902003 гг.) в другие страны Союза и являются главными поставщиками товаров для них - 74 и 14% соответственно. Несмотря на то, что эти две страны поставляют на мировые рынки в основном сырье, в страны ЗАЭВС они продают почти исключительно промышленные товары. А сырье в страны союза поставляют в основном страны, не имеющие выхода к морю, - Буркина-Фасо, Мали и Нигер. Что касается импорта, то Кот-д'Ивуар и Сенегал почти ничего не покупают у партнеров по Союзу, в то время как страны, не имеющие выхода к морю, напротив, почти все покупают у стран ЗАЭВС. На две страны - Буркина-Фасо и Мали - приходится 63% всего внутрирегионального импорта (с.16). В итоге внутрирегиональную торговлю можно считать относительно неразвитой, - несмотря на то, что именно для ее поощрения и был создан Союз. В среднем в 1990-2003 гг. внутрирегиональный экспорт составил всего 8,3%, а внутрирегиональный импорт - всего 6,9% от общего объема экспорта и импорта стран Союза (несмотря на то что в 2000 г. были вообще отменены внутрирегиональные пошлины) (с.17).
«Можно признать, что за десять лет существования Союза страны, в него входящие, и их граждане еще полностью не интегрировались. Экономический рост, там, где он наблюдался, был вызван внутристрановыми причинами, а не членством в Союзе. Перемещение рабочей силы замедлилось, и, несмотря на все усилия,
бюджетную политику полностью гармонизировать не удалось. Более того, внутрирегиональная торговля осталась на очень скромном уровне. Чтобы преодолеть имеющиеся трудности и завершить создание полноценного экономического союза, его участникам следует побольше уделять внимание конкурентоспособности собственной продукции и созданию инфраструктуры (прежде всего строительству дорог)» (с.22)
С.В. Минаев
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
2006.01.031. БИМАН Д. ПЯТЬ ПЛОХИХ ВАРИАНТОВ ПОЛИТИКИ США В ИРАКЕ.
BYMAN D. Five bad options for Iraq // Survival. - L., 2005. - Vol. 47, № 1. - P. 7-32.
Автор (Джорджтаунский университет, Вашингтон) отмечает, что первоначальные цели интервенции в Ираке (свержение режима Саддама Хусейна, чтобы принести в страну демократию и подавить деятельность «Аль-Каиды») представляются все менее реалистичными. Ирак раздирают насилие и массовая преступность, Бин Ладен и его сторонники, ссылаясь на оккупацию Ирака США, находят на Ближнем Востоке все больше сторонников своим утверждениям, что США стремятся подчинить мусульманский мир. Возрастают людские потери и финансовые издержки США и их союзников.
Биман анализирует пять возможных вариантов дальнейшей политики США в Ираке: сохранение нынешнего курса; существенное расширение военного присутствия; сосредоточение военных усилий на борьбе с повстанцами; сокращение военного присутствия; полный вывод войск.
1. Нынешний курс США может записать в свой актив ряд достижений: подавлены открытые очаги организованного сопротивления, предотвращена полномасштабная гражданская война между основными этнорелигиозными общинами, в январе 2005 г. проведены парламентские выборы, ознаменовавшие начало демократизации. Тем не менее ситуация в Ираке остается беспокойной, а прогноз - мрачный. Высокопоставленный сотрудник ЦРУ в Ираке в частной беседе охарактеризовал ситуацию в Ираке как «беспросветно ухудшающуюся» (с. 9). Это проявляется в росте наси-