2006.01.002. ШЕСТАЯ РАМОЧНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА.
S. U. sixth framework program. - Mode of access: http://www.cordis. lu/fp 6/activities. htm
Ключевые слова: Европа, Шестая рамочная исследовательская программа.
Реферируемый материал состоит из 20, в основном небольших, материалов, каждый из которых освещает тот или иной вопрос, связанный с Шестой рамочной программой и имеет свой адрес в Интернете. В реферате приведен адрес только основной схемы входящих в программу разделов, из которой можно легко выйти на любой из остальных 19.
Рамочные исследовательские программы стали основной формой кооперации европейской науки в рамках ЕС с 1984 г., когда была принята первая из них. Каждая программа длится 5 лет, структура программ эволюционирует в сторону более тесного взаимодействия, но в денежном выражении они составляют пока небольшую сумму в сравнении с суммой национальных затрат на исследования и разработки (ИР) стран - участниц Союза. Весь бюджет ЕС в целом равен примерно 2,5% суммы бюджетов его стран-членов. В перспективе они должны перерасти в Европейское исследовательское пространство (European research area - ERA), объединяющее научно-технические потенциалы стран-участниц подобно тому, как евро объединило их национальные валюты.
Шестая рамочная программа, действующая сегодня и рассчитанная на период 2002-2006 гг., является в этом отношении существенным шагом вперед, и в соответствии с решениями Союза и Европейского парламента, принятыми в середине 2002 г. проблеме формирования ERA в ней (программе) уделено большое внимание. Программа делится на шесть крупных разделов. Первый раздел, самый большой, - тематический. Он содержит исследовательские темы, являющиеся по существу целыми направлениями, которым должны соответствовать проекты ИР, подаваемые на конкурс для получения финансирования от ЕС. В разделе приведены следующие направления.
1. Наука о жизни, геномика и биотехнология в целях охраны здоровья. Имеется в виду использование достижений в расшифровке геномов живых организмов для медицинских целей и для повышения конкуренте -способности европейской биотехнологической промышленности, а кроме
того, поиск практического приложения фундаментальных знаний в данной области с целью обеспечения реального прогресса медицины на европейском уровне и повышения качества жизни.
2. Технологии информационного общества. Цель - стимулирование развития в Европе аппаратного и программного обеспечения информационных технологий и их применения как главного условия строительства информационного общества, повышения конкурентоспособности европейской промышленности, обеспечение гражданам Европы возможности полного использования преимуществ строительства общества, основанного на знании.
3. Нанотехнологии и нанонауки (папо-8сгепсе), многофункциональные материалы, новые производственные процессы и устройства. Цель этого направления - помощь Европе в накоплении критической массы знаний, необходимых для создания и эксплуатации технологий, которые позволят выпускать новейшую наукоемкую продукцию, оказывать услуги и использовать производственные процессы будущего, особенно выгодные с точки зрения сохранения окружающей среды и снижения количества вредных отходов, наносящих вред среде.
4. Аэронавтика и космос. Цель этого направления - усилить, благодаря интеграции исследований, научную и технологическую базу европейской авиационной и космической промышленности, выше поднять ее конкурентоспособность на международном уровне; содействовать использованию научного потенциала Европы в этом секторе (учитывая укрепление безопасности окружающей среды).
5. Качество и безопасность продуктов питания. Цель - усилить научную и технологическую базу, необходимую Европе для создания дружественной окружающей среде системы производства и распространения более безопасных и разнообразных пищевых продуктов; обеспечить, опираясь на достижения биотехнологии и геномики, контроль рисков, связанных с продуктами, а также рисков для здоровья, связанных с изменениями окружающей среды.
6. Стабильное развитие, глобальные перемены и экосистемы. Задача этого направления - усиление научно-технического потенциала, который позволил бы Европе обеспечить стабильный рост, интегрировать экологические, экономические аспекты развития, особо выделяя проблемы возобновляемых источников энергии, транспорта и рационального использования земных и морских ресурсов европейского континента.
7. Проблемы взаимодействия граждан и управляющих структур в обществе, основанном на знании. Задача - мобилизовать научный потенциал Европы в области экономических, политических, социальных и гуманитарных наук во всем их многообразии для когерентного взаимодействия, для обеспечения понимания широкими слоями населения процессов, обусловленных становлением общества, основанного на знании, и новых форм взаимоотношений между его гражданами, с одной стороны, и органами управления обществом - с другой.
Все семь перечисленных направлений относятся к группе так называемых «вертикальных», в основном ограниченных рамками одной или близких дисциплин.
Второй группой тематических направлений ИР, включенных в программу и образующих самостоятельный (второй) раздел, являются междисциплинарные темы, в том смысле, что они концентрируются на исследовании условий интенсивного функционирования науки в целом и тем самым затрагивают интересы всех «вертикальных» направлений. В программе насчитывается пять тем такого рода.
1. Научное и технологическое обеспечение и поддержка политической деятельности и политических решений Сообщества. Исследования должны определить оптимальные формы указанного обеспечения на всех этапах подготовки и проведения в жизнь принятых Сообществом политических решений, учитывая интересы не только сегодняшних, но и будущих его стран-членов, а также ассоциированных членов. Исследования, относящиеся к этому направлению, могут включать в себя социологические опросы, тематические обследования, другие способы измерения общественного мнения.
2. Новые и зарождающиеся направления науки и технологии. Цель этого направления - найти методы быстрого и гибкого реагирования на появление на переднем крае науки новых, ранее не предвиденных точек роста, проблем и возможностей, определения их нужд и способов их поддержки. Особого внимания заслуживают многодисциплинарные и междисциплинарные области ИР.
3. Специфические возможности и нужды малых и средних предприятий. В данном случае задача состоит в том, чтобы помочь малым и средним предприятиям, действующим как в традиционных, так и в новых областях, повысить их технологические возможности и обрести способность оперировать на европейском и международном уровнях (учитывая особую роль таких предприятий в поддержке конкурентоспособности Европы и развитии инноваций).
4. Международные кооперационные связи. Цель - научная поддержка внешних сношений Союза, разработка мер поощрения и стимуляции интернациональной научной кооперации. Причем в работах по семи тематическим направлениям первой группы могут принимать участие и страны, которые в Союз не входят.
5. В качестве особого направления выделены работы Объединенного исследовательского центра ЕС (Joint research centre - JRC). Созданный в 1957 г. (одновременно с Сообществом), этот центр является его неотъемлемой частью. Главная функция центра - научное и информационное обслуживание как центральных органов организации, так и правительств стран-участниц. В настоящее время центр осуществляет трехлетнюю (2003-2006) программу поддержки Шестой рамочной программы исследований и технологического развития и ее (в значительной мере) автономной части - Шестой рамочной программы Евроатома. Трехлетняя программа JRC разбита на четыре раздела: 1) пищевые продукты, химическая продукция и здравоохранение (бюджет - 212 млн. евро); 2) окружающая среда и стабильность (бюджет - 286 млн. евро); 3) атомная энергетика (бюджет - 290 млн. евро, включая 15 млн. евро на вывод из эксплуатации устаревшего оборудования) и 4) «горизонтальная» деятельность (бюджет - 262 млн. евро). Центр финансируется Европейским парламентом и значительным числом стран-членов. Его работа затрагивает все стороны и составные части Шестой рамочной программы. Много внимания в нем уделено вопросам обучения научного персонала, сравнительному анализу состояния и уровня членов Сообщества, он предоставляет европейским ученым свои лаборатории и оборудование.
Работы по атомной энергетике, на которые тратится немногим больше четверти средств, имеющихся в распоряжении Центра, касаются главным образом техники безопасности на атомных объектах и безопасности самих этих объектов. Экспериментальной базой является реактор в г. Петтен (Petten) в Нидерландах. Другие (не связанные с атомной) области работы LRC, занимающие % его бюджета и быстро растущие в объеме, концентрируются вокруг наиболее важных проблем политики ЕС, в первую очередь, проблем здоровья и безопасности граждан, стабильного развития и конкурентоспособности европейской промышленности. Кроме того, огромное внимание Центр уделяет вопросам координации исследований в рамках Шестой программы, интеграции и сетевой связи проектов, совместных исследований на основе разделения затрат и прочих форм кооперации.
Два следующих (после тематических) раздела Рамочной программы (в самой программе все они обозначаются как «области деятельности» - activity areas) относятся к работам по созданию ERA. Первый раздел носит название «Укрепление фундамента ERA» и содержит два подраздела - «Коор-
динация исследовательских работ» и «Разработка научной и инновационной политики». Целью работ по «укреплению фундамента» является развитие синергизма национальных исследовательских программ стран - участниц Союза, обеспечение комплементарности действий ЕС в области исследовательских работ и действий других кооперативных организаций и программ Западной Европы во всех областях науки - здравоохранении, биотехнологии, экологии, энергетике и т.д. Аналогичны задачи и в плане разработки научно-технической политики. В перспективе необходимо добиться когерентности национальных действий путем ранней идентификации наиболее острых проблем, зон общих интересов и распространения соответствующей информации среди организаций и персоналий, формирующих научную политику той или иной страны.
В подразделе «Координация...» предусматривается создание сети национальных и региональных работ «ERA-NET» (бюджет темы - 148 млн. евро) и интегрированной информационной системы, охватывающей национальные и региональные исследовательские программы.
Второй раздел работ по развитию идеи европейского исследовательского пространства носит название «Структуризация ERA». Главная задача работ по этой тематике - преодоление структурных слабостей европейских ИР, независимо от отрасли науки, опробирующих новые формы такой реализации. Предусматривается поддержка предприятий наукоемкого профиля, координация действий с Европейским инвестиционным банком и структурными фондами. Все эти работы тесно переплетаются с внедрением так называемой «Методики Форсайт». И наконец, в этот же подраздел внесен пункт о контроле и оценке деятельности Инновационного директората программы.
Кроме того, здесь предусмотрены еще три темы. Первая тема касается вопросов повышения квалификации и переквалификации кадров, стажировки ученых, проведения научных конференций высокого уровня, награждения и премирования участников программы. Тема получила название «Акция Марии Кюри». Вторая тема связана с использованием и совершенствованием европейской научной инфраструктуры. В основном речь идет о крупных исследовательских установках «большой науки» - ускорителях элементарных частиц, телескопах и т. п., использование которых зачастую ограничено и ограждено национальными рамками. Предусматривается определенная степень их интернализации, в том числе путем организации широкополосной скоростной электронной связи. Разрабатываются также проекты новых аналогичных установок.
Третья и последняя тема данного подраздела обозначена как «Наука и общество». Здесь должны исследоваться проблемы управления наукой, научной экспертизы и консультирования, этических сторон
исследовательской работы, определяться степень знакомства широких слоев населения с вопросами науки и техники, а также проблемы молодых ученых и женщин в науке.
Описание тематики и целей ERA удобно закончить словами Филиппе Баскина (Philippe Busquin), который считается основным архитектором этого пространства: «Развитие на европейском уровне пространства для когерентной и скоординированной научной деятельности и политики, пространства, в пределах которого исследователи и знания перемещаются совершенно свободно, вдохновит проявление наилучших качеств европейской науки по трем причинам. Во-первых, оно даст возможность создания "критической массы" талантов, связав в единую сеть имеющиеся возможности различных стран -членов Союза, в частности, благодаря интенсивному использованию информационных и телекоммуникационных технологий. Во-вторых, оно освободит ученых и исследовательские группы от протекционистских национальных барьеров, тем самым создав конкуренцию и повысив, следовательно, общий уровень качества ИР. В-третьих, оно привлечет в Европу лучших специалистов из остальных стран мира, точно так же, как сегодня их привлекают университеты США».
Наконец, последний, несколько обособленный, из основных разделов программы - это ядерная энергетика. Он содержит четыре подраздела: контролируемый термоядерный синтез, переработка и хранение радиоактивных отходов, защита от радиации, другие проблемы ядерной технологии и ядерной безопасности.
В программе могут принимать участие исследовательские группы в университетах или исследовательских институтах; фирмы, намеревающиеся разрабатывать и/или внедрять инновации; малые и средние предприятия; группы или ассоциации малых и средних предприятий; административные органы управления; студенты последних курсов вузов; молодые ученые, окончившие основной курс вуза; ученые с мировым именем; организации, представляющие исследовательские установки международного (европейского) значения; организации и ученые третьих стран. Возможно также участие прочих организаций и лиц, коль скоро их предложения получат позитивную оценку и пройдут отбор проектов. На выполнение проекта заключается контракт, типовая модель которого входит в состав программы.
Администрация программы постоянно осуществляет мониторинг хода выполнения финансируемых проектов, оценивая состояние работ несколько раз в год. Кроме того, она проводит (выборочно) аудиты исполнения контрактов. Аудит может быть проведен в любое время в ходе работы, а также в течение пяти лет после ее завершения. В качестве аудиторов могут выступать как работники аппарата программы, так и внешние организации. Проверяются научные, финансовые и про-
чие аспекты проекта. Теми же правами ведения аудиторской проверки обладают по отношению к исполнителям проектов Европейский суд аудиторов (The European Court of Auditors).
Кроме рассмотренных выше, в материалах Шестой рамочной программы ЕС содержится целый ряд вспомогательных материалов информационного и инструктивного характера. Заслуживают внимания таблицы индикаторов состояния научного потенциала стран - членов ЕС. Таблицы составлены по каждой стране-участнице и содержат по 20 индикаторов: число ученых и число молодых докторов наук на 1 тыс. жителей; общие расходы на ИР в процентах от ВВП; процентная доля промышленности в общих расходах; доля государственного бюджета, выделяемая на ИР; объем инвестиций венчурного капитала на 1 тыс. единиц ВВП и т.д. В них включены также показатели продуктивности (статьи, патенты), характеристики наукоемких отраслей производства, показатели внешней торговли лицензиями и наукоемкими товарами. Данные приводятся за 4 года (с 1996 по 2000 г.) - на период действия предыдущей Пятой рамочной программы (http:www.cordis. lu/indicators/ ind_de.htm).
В заключение - для завершения полной характеристики программы приведены подробные данные ее бюджета на все время действия. Необходимо отметить, что в общем бюджете ЕС расходы на науку занимают достаточно скромное место. Общий объем бюджета ЕС в целом составляет в 2005 г. 116,5 млрд. евро. Львиная доля уходит на помощь сельскому хозяйству - 42,8 млрд. евро, еще 6,3 млрд. - на развитие сельской инфраструктуры и 34 млрд. - в структурные фонды ЕС, включая Фонд регионального развития и Социальный фонд, т.е. в основном на помощь наиболее отсталым в экономическом развитии районам ЕС, чаще всего - сельскохозяйственным. Деньги выделяются также на помощь странам третьего мира, на социальные программы, на безопасность. ИР считаются одной из важнейших статей расходов, хотя на эти цели в 2005 г. было отпущено несколько более 4 млрд. евро (3,4% бюджета).
Таблица
Бюджет Шестой рамочной программы
Основные направления Млн. евро
Всего на тематику первого раздела, включая выставки 14 682
I. Вертикальные исследовательские темы 12 438
1. Науки о жизни, геномика и биотехнология в целях охраны здоровья 2514
1.1. Новейшая геномика и ее использование в здравоохранении 1209
1.2. Борьба с наиболее распространенными болезнями 1305
2. Информационные технологии 3984
3. Нанотехнологии и нанонауки, многофункциональные материалы, новые производственные процессы и устройства 1429
4. Аэронавтика и космос 1182
5. Качество и безопасность пищевых продуктов 753
6. Стабильное развитие, глобальные изменения и экосистемы 2329
6.1. Стабильные энергосистемы 890
6.2. Стабильный наземный транспорт 670
6.3. Глобальные изменения и экосистемы 769
7. Граждане и органы управления в обществе, основанном на знании 247
II. Горизонтальные исследовательские темы 1409
1. Научное обеспечение политических решений, анализ нужд науки и технологии 590
2. Горизонтальные проекты, касающиеся малых и средних предприятий 473
3. Меры по поддержке международной кооперации 346
III. Неядерные программы JRC 835
IV. Структуризация ERA 2854
1. Исследования и инновации 319
2. Людские ресурсы 1732
3. Исследовательская инфраструктура 715
4. Наука и общество 88
V. Укрепление фундамента ERA 347
1. Координация работ 292
2. Поддержка когерентности научных политик стран ЕС 55
Всего 17 883
VI. Рамочная программа Евроатома 890
1.1. Контролируемый термоядерный синтез 750
1.2. Переработка и хранение радиоактивных отходов 90
1.3. Защита от радиации 50
2. Другие проекты в области ядерных технологий и ядерной безопасности 50
3. Ядерные проекты JRC 290
А.Н. Авдулов