лимость». Согласно «слабой» все невычислимые операции могут быть осуществлены в рамках известных физических законов, согласно «сильной» - существуют непознанные физические законы.
Нелокальность и квантовая когерентность могут объяснить когерентность работы человеческого мозга. Сознание может представлять собой нечто глобальное и нелокальное наподобие квантовых нелокальных эффектов. «Невычислительный» характер процессов сознания может быть связан с коллапсом волновых функций макроскопических переменных. Квантовые вычисления осуществляются длительное время (около 1 секунды), в течение которого система остается изолированной от окружения. Эти процессы происходят на микроклеточном уровне, который называется «микротрубками». Именно микротрубки осуществляют крупномасштабные квантово-когерентные события, напоминающие квантовые эффекты в полупроводниках.
В.Д.Эрекаев
2005.02.017. СТЕЙН Р.Л. К ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ ХИМИИ.
STEIN R.L. Towards a process philosophy of chemistry // Hyle: Intern. j. for philosophy of chemistry. - Karlsruhe, 2004. - Vol.10, N 1. - P.5-22. - Mode of access: http://www.hyle.org.
В статье Росса Л. Стейна (Laboratory for drug discovery in neurodegeneration, Harvard center for neurodegeneration and repair, 65 Landsdowne Street, Cambridge, MA 02139, USA) молекулярно-химические изменения интерпретируются на основе квантовой механики в процессуальнокреативной парадигме.
Химия - это наука о молекулярных превращениях. Механизмы, по которым происходят изучаемые реакции, описываются на основе атомной перегруппировки, при которой связи между атомами образовываются и разрываются согласно хорошо изученным химическим структурам. Основой для понимания молекулярных превращений является онтология материальной субстанции, в которой молекулы оказываются механизмами, а изменения - перегруппировкой частиц. Но действительно ли такая онтология является адекватной основой для химии? Стейн полагает, что нет.
Чтобы понять глубинную структуру молекулярных изменений, необходимо заменить материальную субстанцию процессом, сделав акцент на химических превращениях. При этом анализируется онтологический
статус молекул и формируются основы концепции, связывающей квантовую химию и процессуальное мышление. Вследствие этого возникает концепция, согласно которой молекулы уподобляются экосистемам, и это - мощная метафора; при этом молекулярное изменение рассматривается как креативный процесс. Лучшим примером концепции «молекула как экосистема» являются ферменты и их биокаталические функции. Фермент как «развивающаяся экосистема» является одновременно результатом эволюции и ее условием.
Метафизики искали ответы на вопросы о первичной сущности реальности на протяжении всей истории западной философии. Метафизическое мышление, в котором материальная субстанция видится как основная составляющая реальности, можно проследить от досократиков через аристотелевскую метафизику субстанции и до концепции субстанциальной реальности, которая возникает как часть ньютоновского развития часового механизма - в его детерминистической космологии. В основе ньютоновского мироздания лежит метафизическая позиция радикального редукционизма, согласно онтологии которой все можно свести к набору основных элементов, частиц, атомов. Субстанции являются материальными вещами, и каждая вещь является «механизмом», содержащим независимые части, каждая из которых приспособлена к определенной функции и движется детерминированным образом.
Другие философы заявляли, что подобная онтология дает неполный и убогий взгляд на реальность. Принимать такую онтологию значит быть втянутым в самообман, принимать абстракции за реальность. В противоположность вещественной онтологии, метафизический подход утверждает, что фундаментальным дескриптором реальности является ее понимание в развитии и изменении. С Гераклита этот тип мышления шел через Лейбница, А.Бергсона, Ч.С.Пирса, У.Джеймса к А.Н.Уайтхеду. Процессуальное мышление как метафизическая система фокусируется главным образом на процессе изменения и времени; для онтологии важно становление, а не бытие. Случайность, внезапное появление и креативность являются здесь основными элементами, превосходящими детерминизм и статику. Для философов процессуальности нет ничего постоянного, ибо «все течет»: «Реальность возникает как непрерывный выброс чего-то нового, которое не успевает появиться, чтобы создать настоящее, как уже ниспадает обратно в прошлое» (А.Бергсон, 1907).
Подход, в котором утверждается, что процесс - это важный концептуальный дескриптор вещественного объекта, можно назвать слабым
процессом онтологии по контрасту с подходом сильного процесса онтологии, который полагает, что экзистенциально базисными являются процессы, а субстанция - не более чем видимость (Н.Решер). Сторонником последнего был Уайтхед, для которого основной единицей природы является не статическая материальная субстанция, а креативные, экспериментально наблюдаемые события. И эти базисные единицы-события не пусты, а обладают субъективной природой, что допускает для них существование атрибутов, которые можно назвать «чувством», «памятью» и «творчеством». Каждое событие, подвергающееся воздействию прошлого, выполняет некоторое количество автодетерминаций и автокреаций и имеет некоторую силу, чтобы оказать креативное влияние на будущее. Космос Уайтхеда характеризуется «созидательным продвижением к новизне».
Но как может процесс конституировать реальность? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять разницу между процессуальной и вещественной онтологиями. Согласно последней, реальность содержит материальную субстанцию, статичную и не имеющую опыта. Материальная субстанция имеет только объективную природу, в ней отсутствует и субъективная, и темпоральная реальность. В вещественной онтологии процессы переустраивают материю, а так как в материи отсутствует субъективная природа, то процессы происходят только с материей. Противовесом этому является процессуальная онтология, согласно которой реальность является процессом динамическим и способным к опыту. Здесь процесс имеет объективную природу (может быть испытан субъектом), субъективную природу (может что-то испытывать, частично самоопределяться и может входить в соотношения с другими процессами), темпоральную природу (происходит во времени или, возможно, определяет время). А устойчивые материальные субстанции просто возникают и существуют как устойчивые паттерны, установленные рядом последовательных процессов. Логик Решер писал на этот счет: «Философы процесса стремятся быть реалистами относительно процессов, но идеалистами относительно субстанций»1.
Опыт оформляет сам процесс становления, который свойственен всем действительным сущностям. Процессуальное мышление допускает новый тип отношений между опытом и сознанием - все действительные сущности, а не только обладающие сознанием, обладают опытом. По
1 Rescher N. Process metaphysics. - Albany (N.Y.), 1996. - P.58.
словам Уайтхеда (1929): «Сознание предполагает опыт, а не опыт сознание».
Рассматривая онтологический статус молекул, Стейн задается вопросом: что значило бы говорить о молекуле как о «процессе», а не как о частице материи? Химия уходит корнями в вещественную онтологию. Наличие фиксированно расположенных составных частей, которыми молекулы в конце концов определяются, позволяет рассматривать их как детерминированные механизмы. Говоря словами процессуального философа Джона Кобба: «Атомы приобретают различные свойства, когда они распределены в различных молекулярных структурах, потому что эти различные структуры конституируют различные окружения. Вместо того, чтобы рассматривать молекулы как механизмы, мы должны бы рассматривать их как экосистемы»1. Эта концепция - «молекула как экосистема» - является центральной в современной химии. А то, что свойства атомов и молекул зависят от контекста, является именно тем, о чем говорят квантово-химические теории. Квантово-химическое миропонимание, соединенное с элементами процессуального мышления, формирует основу развития современной молекулярной онтологии, в которой молекулярные элементы являются не просто объектами, «бессодержательными сущностями», а, можно сказать, обладают субъективной природой и способны реагировать на свое окружение. Стейн показывает далее, что именно эта внутренняя структура молекул и их способность реагировать на окружающую среду может объяснять различные химические явления, включая молекулярные изменения, усложнения и, в конце концов, развитие жизни.
Метафизика, основанная на слабом химическом процессизме, утверждает изменение как основное понятие химического стиля мышления, и объясняет молекулярное изменение простой перестройкой частиц. Однако Стейн полагает, что квантовая химия требует такого объяснения химических изменений, которое может быть получено только из доктрины сильного химического процессизма. В качестве примера приводится метафора Кобба «молекула как экосистема»: аналогично макроэкосистеме, молекула «длится» во времени и поддерживает свою тождественность не потому, что она статична и неизменна, а, скорее, в силу того, что она является динамической системой, имеющей стабильный паттерн во вре-
1 Cobb J.B. Ecology, science, and religion: Toward a postmodern worldview // The reenchantment of science. - Albany (N.Y.), 1988. - P. 108.
мени. Изменения молекулы как экосистемы не следует рассматривать как перегруппировки частей, а скорее как продвижение ансамбля от одного динамического состояния к другому.
Метафора молекулы как экосистемы особенно подходит к ферментным молекулам. Автор рассматривает каталитическое действие ферментов, приходя к заключению, что ферменты проявляют селективность как по отношению к химическим реакциям, в которых они являются промежуточным звеном, так и к субстратам, которые они изменяют. Таким образом, фермент оказывается проявлением молекулярной телеологии, в которой телеология понимается не как финал, определяющий настоящее, а как потенциал, существующий в настоящем, которое оказывается реализованным по мере развертывания будущего. Концепция фермента как выражения молекулярной теологии была предложена биофизиком Г.Рикки Велчем (G.Ricki Welch).
Ферментные реакции начинаются с помощью объединения фермента и субстрата для образования сложной формы, изнутри которой и происходит химическая трансформация. Однако это единство не является статической системой, а скорее существует как ансамбль единиц, взаимно сходящихся поперек лоскутного ландшафта свободной энергии, который течет перпендикулярно продвигающейся координате реакции. Каталитическая трансформация, которая определяет эту координату реакции, управляется с помощью динамического отклика ансамбля на окружающую его водную среду.
Целостное объяснение ферментного катализа может быть хорошо обосновано в метафизических основаниях сильного химического процес-сизма. Фермент и субстрат, существующие как различные элементы, объединяются, и в процессе этого объединения множественность становится единством. Внутреннее отношение взаимного влияния и взаимодействия дает начало новой действительности, внутри которой - и это важно - существует креативный потенциал для трансформационного химического процесса. Эта потенциальность проявляется как прорыв стабильной формы, которая вплоть до такого момента является унитарным комплексом фермента и субстрата. Управляемая энергией своей окружающей среды, эта потенциальность обеспечивает направленность и, в подлинном значении, «ведет» эту систему через ландшафт свободной энергии к новой стабильной форме комплекса фермента и продукта. Рассматривая эволюцию как креативный молекулярный прогресс, Стейн показывает, что новый подход, рассматривающий молекулы как экосистемы, а молекуляр-
ное изменение как становление, реагирующее на окружающую среду, является фундаментальным для понимания того, как жизнь сначала возникла, а затем обрела способность развиваться из поколения в поколение во все более сложные формы. Эволюция является прогрессивным развитием субъектов и отражает внутреннюю креативность, которая не может быть объяснена с помощью онтологии пустой материальной субстанции. Эволюция происходит с помощью изменений во внутренних отношениях субъекта по мере воздействия на них окружающей среды. Возможность самотрансформации и самотрансцендентности, а это и есть эволюция, является актуализицией в качестве телеологического ответа, в котором телеология суть не финал, определяющий настоящее, а настоящее с зернами его будущего, увязанное с ним и актуализирующее его потенциал. Телеология - это «процесс, с помощью которого незрелое становится зрелым (и объясняется) в терминах системного целого, т. е. порожденным бытием»1. Но может ли эта линия размышлений, которая рассматривает эволюцию в самом широком смысле, найти когерентную основу в процессуальной метафизике молекулярного изменения, которую разрабатывает Стейн? Н.Лаав (КЬаИау) следующим образом выразил одну из центральных особенностей процессуальной онтологии в химии: основная природа структуры субъекта трансцендирует (и не может быть сведена к) элементарные составляющие, из которых она состоит.
В течение 3,5 биллионов лет развивалось все больше и больше сложных форм жизни - процесс, который, несомненно, продолжается и сейчас. Чтобы понять эволюцию, чтобы осознать управляющую силу под этим постоянным усложнением, необходимо рассмотреть ее на молекулярном уровне, потому что эволюционные изменения берут свое начало именно на уровне хромосомной ДНК. Через мутацию отдельных нуклеотидов или через генетическую рекомбинацию, изменение или обмен генерируются новые протеиновые продукты, которые обладают свойствами, отличающимися от свойств их непосредственных прародителей. И так через увеличение способности выживания, придаваемой этими новыми протеинами, нововведения появляются в мире: сначала на макромолекулярном уровне, а в конечном счете и на уровне организма.
Айвор Леклерк в предисловии к своей книге «Природа физического существования» пишет, что только через развитие новых метафизиче-
1 Harris E.E. Leibniz and modern science // Metaphysics as foundation: Essays in honor of Ivor Leclerc. - Albany (N.Y.), 1993. - P.70-71.
ских теорий возможно появление новых способов понимания реальности, которая открывается с помощью науки: «Необходимым в будущем будет формулировка альтернативных теорий природы как основ для альтернативных интерпретаций научных фактов. Посредством таких интерпретаций будут проверяться философские теории и пониматься научные фак-
ты»1.
По мнению автора, одна такая альтернативная теория возникает в процессуальном мышлении. Как было показано, эта ясная метафизическая система акцентирует роль становления относительно бытия, и трансформацию - как ответ на воздействие окружающей среды. Концепты, возникающие в процессуальной метафизике, хорошо воспринимаются интуицией многих химиков, в особенности тех, чьим ежедневным занятием является химическая кинетика, динамика и катализ. Для них молекулы являются не статическими неизменными субстанциями, а, наоборот, суть динамические сущности, действующие в сложных энергетических ландшафтах. Процессуальное мышление и его мощная метафора молекулы как экосистемы дают понятия для выражения того, что, как предполагается, имеет место, когда идет речь о молекулах и о молекулярных изменениях.
Г.В.Хлебников, А.В.Шадрин, В.А.Яковлев
1 Leclerc I. The nature of physical existence. - L., 1972. - P.15-16.