2004.04.034. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ ВСЕХ.
La securite sociale pour tous: un pari mondial // Travail. - Geneve, 2003. - N
49. - P.11-13.
В статье, подготовленной специалистами в области социального страхования под эгидой МОТ, указывается, что в настоящее время в мире только один человек из пяти пользуется адекватным социальным обеспечением и защитой.
В этой связи МОТ выступила с инициативой проведения международной кампании по оказанию помощи государствам - членам организации в деле развития социального страхования и системы социального обеспечения (ССО). Кампания отражает общее желание правительств, предпринимателей и трудящихся достичь этой цели.
ООН считает право на защиту с помощью ССО одним из основных прав человека. Но в действительности очень немногие люди могут воспользоваться этим правом. По данным МОТ, 80% мирового населения не получает в достаточном размере социальных пособий. Более половины мирового населения не имеет никакой социальной защиты. В африканских странах, расположенных южнее Сахары, и в странах Южной Азии менее 10% населения охвачены ССО, которая находится там в зачаточном состоянии.
В июне 2003 г. на 91-й сессии Международной конференции по труду генеральный директор Международного бюро труда Х.Сомавия объявил о начале проведения «Международной кампании по расширению и распространению социального обеспечения на все население». Он указал, что социальное страхование обеспечивает безопасность и достойную жизнь, равенство и социальную справедливость и одновременно создает стимулы для участия людей в политической жизни. Эффективная работа ССО способствует повышению эффективности экономики. Следует найти средства для обеспечения большего числа людей социальными пособиями, которые необходимы для выживания и улучшения их жизни.
Кампания является результатом договоренности, достигнутой между правительствами, предпринимателями и трудящимися всего мира по распространению ССО на всех граждан, особенно на занятых в неформальном секторе экономики. Она должна привлечь общественное мнение к роли социального обеспечения в экономическом и социальном развитии. Целью кампании является установление партнерства между международными организациями, странами-донорами, организациями по ока-
занию услуг социального страхования и институтами гражданского общества.
По мнению авторов, не существует универсальной эффективной модели ССО. Вместе с тем очевидно, что такая модель должна быть ориентирована, прежде всего, на инициативы, способные распространить социальное обеспечение на еще не охваченных им граждан. Кроме этого, ССО должна основываться на принципе равенства мужчин и женщин. Наконец, каждая страна должна определить собственную национальную стратегию, которая позволяет охватить социальным обеспечением все население.
Как правило, лица, не охваченные ССО, работают преимущественно в неформальном секторе экономики, а не в официальной экономике. В развивающихся странах (РС), где отмечаются экономический рост, возрастающее число трудящихся (часто женщин) имеет нестабильную занятость (случайную, эпизодическую, надомную), которая также не дает права на получение социальной помощи. Исключительно трудно жить в таких условиях. У наиболее обездоленных граждан РС покупательная способность еще более снижается в связи с их маргинализацией и отсутствием помощи, особенно когда преклонный возраст, болезни или инвалидность мешают им работать.
Ранее предполагалось, что большая часть трудящихся в РС в конце концов получит работу в официальной экономике и будет иметь право на социальное обеспечение. Однако расширение неформальной занятости вызвало стагнацию, даже упадок системы социальной защиты. К наиболее уязвимым категориям граждан, находящихся вне официального рынка труда, относятся инвалиды и пожилые люди, не имеющие семейной поддержки и не имевшие возможности делать сбережения для обеспечения своей пенсии.
В последние годы в некоторых странах с промежуточным средним уровнем доходов удалось расширить охват населения ССО. Например, Коста-Рика достигла полного покрытия расходов в области медицины, совместив страхование на случай болезни и бесплатные медицинские услуги в государственной системе здравоохранения. Национальная система пенсионного обеспечения Индии, финансируемая из бюджета центрального правительства и бюджетов штатов, охватывает четверть пожилых граждан страны, в том числе около 50% пенсионеров, относящихся к категории бедных. В Бразилии социальные пособия предоставляются 14 млн. граждан, находящимся в условиях крайней нищеты.
В Южной Корее новый режим социального обеспечения позволил преодолеть без больших трудностей последствия финансового кризиса конца 1990-х годов; особенно важную роль сыграла новая программа страхования на случай безработицы, позволившая стране противостоять возросшему в 4 раза уровню безработицы. Пример Южной Кореи показывает, что ССО не является ни роскошью, ни тяжким бременем для правительства. Наоборот, она способствует увеличению производительности труда и социальной солидарности и служит амортизатором для экономики в период кризиса или сильных потрясений. В эпоху глобализации ССО необходима для гарантии устойчивого экономического и социального развития.
Международная кампания, объявленная МОТ, имеет целью помочь странам со средним уровнем доходов продолжить их развитие, а менее развитым странам - определить тип ССО, который позволит им в наибольшей степени охватить население социальным обеспечением. Кроме того, одной из задач кампании является тестирование новых идей и оценка действий, предпринятых государствами для обеспечения доступа к ССО более широкого круга населения. МОТ использует свой опыт ведения социального диалога и трехсторонних консультаций для решения проблем, которые ставит расширение ССО в странах с низким уровнем защиты от социальных рисков и с высоким уровнем занятости населения в неформальной экономике.
С.Н.Куликова
2004.04.035. БЕРГ Э., КРЮГЕР Э. ТОРГОВЛЯ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И БЕДНОСТЬ.
BERG A., KRUEGER A. Trade, growth, and poverty: A seletive survey. -Wash.: IMF, 2003. - 50 p. - (IMF working paper; WP/03/30). - Bibliogr.: p.41-50.
Авторы рассматривают влияние открытости экономики на бедность, в том числе на рост средних доходов населения и на систему распределения доходов.
Имеющиеся исследования, указывают авторы, подтверждают тезис о том, что открытость в торговле в значительной степени способствует экономическому росту и не оказывает прямого и систематического негативного воздействия на положение бедняков. Еще 20 лет назад был достигнут консенсус в вопросе, что либерализация торговли способствует экономическому росту и сокращению бедности, в частности через воз-