мающиеся оценкой КУ, придают непропорционально большое значение правам и интересам акционеров. Согласно результатам исследований, показатели высокого качества КУ и социальной ответственности не всегда совпадают, что указывает на возможные пробелы в критериях оценки качества КУ.
В заключение авторы подчеркивают, что понятие «хорошего» управления относительно, поскольку решение различных задач требует различных механизмов. Предлагаемая ими иерархическая система критериев качества КУ учитывает специфику структур и методов КУ в различных странах и отдельных компаниях. Необходимо найти правильный баланс между глобализацией и дифференциацией, а также выявить и включить в системы оценки новые релевантные критерии, уточнив их значимость в соответствии с приоритетами.
И.Г.Минервин
2004.04.026. МЕРЫ ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В США.
Corporate governance and its reform // Economic report of the President. - Wash.: Gov. print. off., 2003. - P.73-108.
В разделе ежегодного экономического доклада президента конгрессу США за 2003 г., посвященном проблемам корпоративного управления (КУ), отмечается, что система КУ предполагает наличие прозрачных механизмов и процедур информирования, принятия решений, определения вознаграждения менеджеров и других мер воздействия на поведение менеджеров, ведущих к снижению издержек отделения собственности от контроля, или агентских издержек. Система КУ базируется на трех взаимодействующих и дополняющих друг друга элементах: внешних рыночных силах, согласующих интересы менеджмента и акционеров и создающих стимулы для сокращения агентских издержек; правовой системе и системе регулирования, обеспечивающих инвесторов и других участников соответствующими нормами и средствами объективного разрешения конфликтов; внутренней системы управления корпорацией, содержащей дополнительный набор правил и стимулов для согласования интересов.
Рыночные силы, дополняя правовую дисциплину, выполняют функцию внешнего механизма КУ и определяют как поведение менеджеров, так и характер внутренних механизмов управления. Рыночные институты выполняют эту функцию, накладывая более гибкую систему
сдержек и противовесов на более жесткую систему законов и норм, с помощью конкуренции на рынке корпоративного контроля, рынке труда и товарном рынке. Правовые и регулирующие институты обеспечивают надежное средство разрешения споров и, таким образом, являются важнейшим элементом КУ. Совокупность законов и норм регулирования поддерживает и дополняет роль рынка в определении корпоративного поведения. Их соблюдение, так же как и частных контрактов, гарантируется судебной системой.
В США регулирование рынка ценных бумаг развивалось со времени создания Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) в 1934 г. Нью-Йоркская (NYSE) и другие фондовые биржи осуществляют регулирующие функции под надзором SEC. Часть регулирующих функций выполняет Совет по стандартам финансового учета (FASB) (с.95). Важнейшей чертой современной американской системы регулирования рынка ценных бумаг является совокупность норм по предоставлению участниками рынка информации, которая определяет инвестиционные решения, с одной стороны, и доступ к капиталу - с другой. Это регулирование дополняет правовую систему и рыночные факторы в создании соответствующих стимулов у корпораций. Вместе с тем вопрос о качестве информации и, следовательно, ее ценности для потребителя не снят и продолжает вызывать интенсивные дискуссии.
Внутренние механизмы КУ, влияющие на корпоративную эффективность, включают структуру собственности и контроля, финансовую структуру, состав советов директоров, формы вознаграждения менеджеров. Важной характеристикой внутреннего механизма КУ являются распределение акционерной собственности и, соответственно, права голоса по акциям, а также правила и процедуры голосования. Здесь выделяется роль институциональных инвесторов - пенсионных фондов, страховых компаний и инвестиционных фондов, доля которых в капитале американских компаний возросла с 5,2% в 1946 г. до 31% в 1971 и 49,1% в 2001 г. (с.89). Соответственно возросло и их влияние, хотя определенные ограничения такого влияния, содержащиеся в законодательстве, сохранились, что вызывает негативные последствия для инвесторов и КУ в целом.
Сравнительная эффективность КУ в США объясняется воздействием сильных рынков и сильной правовой системы, которые дополняют друг друга и могут менять свою роль при изменении рыночных условий, что вызывает также потребность в адаптации систем КУ. Именно эта способность к адаптации оказалась критическим фактором при измене-
нии рыночных условий, в последнее время приведших к кризису доверия инвесторов, что вызвало озабоченность относительно проявившихся определенных слабостей системы КУ. Одновременно пересмотр и корректировка отчетности по прибыли ряда крупных публичных корпораций заставили усомниться в надежности практики финансового учета и качестве предоставляемой корпоративной финансовой информации.
Все это поставило вопрос о реформировании КУ и вызвало к жизни соответствующие инициативы. В 2002 г. была создана Специальная группа по корпоративному мошенничеству (Corporate Fraud Task Force), состоящая из представителей правоприменительных органов (министерства юстиции, SEC и др. ведомств). За этим последовало принятие Закона Сарбейнса-Оксли (Sarbanes-Oxley Act) (с.76). Этот закон, реализуемый в ряде нормативных актов, выработанных SEC в течение 2002 и 2003 гг., предоставляет судам и федеральным агентствам дополнительные средства, предназначенные для предоставления инвесторам возможности слежения за качеством управленческих решений. Согласно Закону Сарбейн-са-Оксли, под надзором SEC создана новая организация - Совет по надзору за финансовым учетом в публичных компаниях (Public Company Accounting Oversight Board - PCAOB), в задачи которого входит разработка и применение стандартов аудиторской проверки и сертификации финансовых отчетов корпораций. В полной мере реализация реформ, предусмотренных Законом Сарбейнса-Оксли, будет осуществляться SEC и другими федеральными ведомствами США в предстоящие годы.
В основе предложений по реформированию КУ, связанных с проблемой доверия инвесторов и сформулированных в виде «Плана из десяти пунктов по улучшению корпоративной ответственности и защите американских акционеров», лежали три ключевых принципа: точность и доступность информации, ответственность менеджмента и независимость аудиторов. На эти предложения немедленно отреагировал частный сектор, прежде всего в лице NYSE и Nasdaq, которые выступили в 2002 и 2003 гг. со своими инициативами в соответствии с новым законодательством и регулированием SEC.
Обеспечение инвесторов своевременной и точной информацией о деятельности и финансовых результатах корпораций является основным направлением проводимой реформы. Закон СарбейнсаОксли содержит новые требования к содержанию и срокам предоставления информации корпорациями, в том числе касающейся сделок с акциями, состояния внутренних систем контроля, качественного состава комитетов по ауди-
ту. Финансовые аналитики и аудиторы также обязаны предоставлять определенную информацию, дающую возможность инвесторам судить о степени собственной независимости и возможных конфликтах интересов. Закон существенно ужесточает санкции за нарушение норм предоставления информации и за мошенничество (увеличивая помимо штрафов максимальный срок тюремного заключения в четыре раза). Создаются новые нормы и институты, обеспечивающие соблюдение менеджерами и аудиторами требований к финансовой отчетности корпораций.
Повышение ответственности менеджмента призвано обеспечить не только качество и полноту отчетности, но и усиление стимулов к соблюдению интересов инвесторов. Согласно Закону Сарбейнса-Оксли, вводятся дополнительные санкции за несоблюдение ответственности и требования к внутренним системам управления. Так, высший исполнительный руководитель (CEO) и главный финансист (CFO) корпорации обязаны лично удостоверять точность и полноту финансовых отчетов, регулярно предоставляемых согласно требованиям регулирования операций с ценными бумагами. Удостоверение заведомо сфальсифицированной отчетности квалифицируется как уголовное преступление и подвергается штрафу до 1 млн. долл., а преднамеренная фальсификация - до 5 млн. долл.; совершившие их должностные лица могут быть лишены всех дополнительных вознаграждений, полученных от компании (с.103). На комитеты по аудиту возлагается ответственность за назначение и оплату внешних аудиторов. Руководители юридических служб обязаны сообщать обо всех известных им фактах нарушений.
Принцип независимости аудиторов реализуется в Законе Сарбейн-са-Оксли путем усиления стимулов к соблюдению профессиональных стандартов деятельности и ужесточения санкций за их нарушение. Создание нового органа - PCAOB - призвано обеспечить независимость аудиторов и улучшение качества аудиторского обслуживания корпораций, зарегистрированных на биржах США, усилить стимулы к надлежащему и честному выполнению аудиторскими фирмами их функций. Согласно Закону Сарбейнса-Оксли, каждая такая фирма обязана пройти регистрацию в Совете и представлять ему периодические отчеты о своей деятельности. Совет наделен правом проводить расследования по фактам злоупотреблений, а фирмы обязаны предоставлять по его требованию документы отчетности за семилетний период. Совет может налагать штрафы на отдельных аудиторов и фирмы, лишать права заниматься аудиторским обслуживанием временно или постоянно. Кроме того, закон регламенти-
рует порядок назначения аудиторов комитетами, состоящими из независимых директоров, устанавливает другие нормы, имеющие целью предотвращение возможного сговора между аудитором и клиентом.
Происходящие в США изменения в системе КУ представляют собой часть общемировых тенденций в этой области, которые стимулируются процессом глобализации и которые заставляют страны принимать положительные черты других систем, одновременно сохраняя лучшие черты собственных. Международная конкуренция усиливает необходимость совершенствования КУ. Во многих отношениях указанные тенденции характеризуются сближением национальных систем КУ с американской системой.
В то же время США вводят в законодательство некоторые нормы, применяемые в других странах. В ряде развитых стран, в том числе Германии и Японии, банки используют информацию, получаемую ими в качестве кредиторов, для более активной роли в качестве акционеров при мониторинге корпоративного менеджмента. В США принятие в 1999 г. Закона Грэмма-Лича-Блайли (Gramm-Leach-Bliley Act) ослабило действовавшие запреты на участие банков в акционерном капитале корпораций. Участие банков как кредиторов и акционеров в американских корпорациях может повысить корпоративную эффективность за счет не только более действенного мониторинга менеджмента, но и более высокой степени доверия инвесторов.
В заключение отмечается, что предпринимаемая в США реформа КУ беспрецедентна по своим масштабам со времени создания SEC. В то же время изменения КУ не означают фундаментального отхода от общего курса эволюции системы КУ в США на протяжении всего прошлого века. Краеугольные камни этой системы остаются неизменными. Дальнейшая ее эволюция будет определяться конкуренцией, которая будет различным образом воздействовать на различные корпорации в зависимости от характера соответствующих рынков. Глобализация также окажет влияние, заставляя менеджеров, инвесторов и политиков решать проблемы, возникающие в процессе рыночных и технологических изменений. От способности корпораций, рыночных и государственных институтов влиять на действия менеджеров в интересах акционеров и других инвесторов и снижать тем самым агентские издержки отделения собственности от контроля будет зависеть доступ корпоративного сектора к финансовым ресурсам и его дальнейший эффективный рост.
И.Г.Минервин