2004.03.049. МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ. Tendences mondiales de l'emploi / OIT. - Geneve: BIT, 2003. - 108 p.
В исследовании, подготовленном в рамках МОТ, рассматривается положение, сложившееся в сфере занятости в результате замедления темпов экономического роста в мире в 2001-2002 гг., и прогнозы занятости до 2010 г.
По оценкам МОТ за 2001-2002 гг. численность безработных в мире увеличилась на 20 млн. человек и к концу 2002 г. достигла 180 млн. человек (с. 1). Безработица возросла во всех странах - промышленно развитых (ПРС) и развивающихся (РС). Подавляющее большинство безработных составляют женщины, так как они в основном заняты в отраслях, быстро реагирующих на экономические потрясения. Кроме того, все большее число молодежи, выходящей на рынок труда, не может найти себе работу. Хотя уровень безработицы среди молодежи снизился в конце 1990-х годов, в начале нового века он опять начал увеличиваться.
Трудное экономическое положение толкает людей на поиски работы в неформальном секторе экономике, где занятость нестабильна, а зарплата более низкая. В отличие от прошлых лет сейчас неформальная экономика в РС не может поглотить всех работников, не получивших работу в секторе официальной экономики. Рост занятости в неформальном секторе приводит к увеличению численности бедных трудящихся, которая к концу 2002 г. достигла 550 млн. человек, т.е. уровня, зарегистрированного в 1998 г. Сохранение этой тенденции может поставить под сомнение достижение целей по сокращению бедности в мире вдвое к 2015 г., поставленных ООН.
В результате экономического спада, начавшегося в середине 2001 г., уменьшилась занятость в информационных и телекоммуникационных отраслях, а также в сфере туризма из-за террористического акта 11 сентября 2001 г. Сокращение занятости в ПРС вызвало сокращение занятости в ориентированных на экспорт отраслях РС, таких как производство одежды, где в основном работают женщины.
Потеря доверия инвесторов показала хрупкость финансовой системы многих стран различных регионов. Финансовые кризисы подтолкнули рост безработицы. Так, в Аргентине в 2002 г. она превысила 20% экономически активного населения (с. 2). Вооруженные конфликты также способствовали росту безработицы и бедности, например, в таких удаленных друг от друга странах, как Колумбия и Непал.
Перспективы в области занятости в мире весьма неопределенны. По прогнозам МОТ, в 2010 г. более 60% экономически активного населе-
ния мира будут проживать в Азии, более 25% - в Китае. Возрастет доля и других регионов, где расположены РС, в частности, Африки южнее Сахары, Среднего Востока и Северной Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна. Напротив, доля экономически активного населения ПРС и стран с переходной экономикой сократится и составит около 20%. Именно в странах Азии и Африки южнее Сахары следует создавать большую часть новых рабочих мест - 60 и 15% соответственно. В целом для поглощения вновь прибывающих на рынок труда в течение 8 лет количество рабочих мест в мире должно увеличиться на 400 млн. Чтобы новые рабочие места способствовали сокращению бедности, они должны обеспечивать достойную зарплату и высокую производительность. В противном случае возрастет численность бедняков. Указывается, что для сокращения бедности и поглощения вновь прибывающих на рынок труда к 2010 г. необходимо создать около 1 млрд. рабочих мест. Одновременно должна проводиться политика ускорения экономического роста.
Однако перспективы экономического роста остаются неясными. Хотя в большинстве стран Азии отмечаются признаки возобновления экономического роста, здесь сохраняются факторы, препятствующие ему. Зависимость азиатских стран от импорта нефти и трудности в экономике Японии оказывают негативное влияние на возобновление роста доходов населения этого региона. Тем не менее, по прогнозам МОТ, к 2010 г. здесь ожидается сокращение безработицы в два раза по сравнению с 1998 г. Для этого необходим рост ВВП на уровне 4% в год (с. 5).
В Китае проживает четверть экономически активного населения мира, и это является основным фактором изменения занятости в мире. Более эффективный рынок труда Китая может открыть новые перспективы в области занятости, особенно в сфере услуг, которая недостаточно развита. В стране необходимо срочно принять меры, направленные на изменение структуры государственных предприятий и сельского хозяйства и реформирование финансовой системы с тем, чтобы прекратить субсидирование убыточных предприятий. В дальнейшем Китай будет по-прежнему привлекать прямые иностранные инвестиции для развития как внутреннего рынка, так и экспорта в другие страны Азии. Кроме того, некоторые страны азиатского региона намерены использовать обширный рынок Китая для сбыта своей экспортной продукции, что позволит им ослабить зависимость от ПРС, где сохраняются низкие темпы экономического роста.
В странах Латинской Америки и Карибского бассейна в 2002 г. отмечались посредственные экономические результаты. Прирост ВВП в размере 3% недостаточен для значительного улучшения положения с занятостью. Чтобы вдвое сократить безработицу и долю бедных трудящихся, уровень экономического роста в течение 5-10 лет должен быть не менее 4,5% в год. В ближайшем будущем прогнозируется дальнейшее развитие и увеличение размеров неформальной экономики и численности бедных трудящихся в этой группе стран.
В странах Северной Африки и Среднего Востока, несмотря на относительно высокие цены на нефть, сохраняющаяся политическая нестабильность оказывает отрицательное влияние как на инвестиции, так и на туризм. При условии достижения в 2003 г. темпа экономического роста в 4,7% ситуация с занятостью может улучшиться, что позволит снизить уровень безработицы и долю бедных трудящихся.
Страны с переходной экономикой нуждаются в привлечении иностранных инвестиций и в поддержании внутреннего спроса. Темпы экономического роста должны достичь в 2003 г. 4,5%. По мере перехода к рыночной экономике и повышения доходов населения до уровня доходов в странах Западной Европы перспективы занятости в этой группе стран будут улучшаться. Но для ликвидации структурной безработицы экономический рост должен сопровождаться проведением соответствующей политики.
Низкие темпы экономического роста в ПРС оказывают отрицательное влияние на экспорт других стран, что, как минимум, влечет за собой усиление давления на уровень заработной платы и условия труда в последних.
Ухудшение положения с занятостью в мире, а также вероятность запаздывания экономического оживления и низких темпов экономического роста способствуют росту безработицы, неполной занятости и росту численности бедных трудящихся. МОТ выступило с призывом к 2015 г. сократить в два раза уровень нищеты в мире, что предполагает недопущение замедления темпов экономического роста, которое может вылиться в экономический спад. Он будет иметь серьезные последствия для социальной и политической стабильности целых регионов. Кроме того, возросшая безработица и бедность лягут тяжелым бременем на бюджеты государств и будут препятствовать стабилизации финансового положения многих стран. Необходимо, чтобы ответственные лица сконцентрировали свои усилия на мерах по обеспечению экономического роста, по-
скольку высокие темпы экономического роста создают возможности для создания новых рабочих мест.
Чтобы поддержать рост занятости в РС и обеспечить создание 1 млрд. рабочих мест в течение следующих десяти лет, правительства должны преодолеть три комплекса фундаментальных структурных проблем.
Во-первых, спрос на рабочую силу в официальной экономике невысок и часто сокращается. В двух наиболее населенных странах - Индии и Китае - рост производства сопровождается незначительным увеличением использования рабочей силы. Структурные реформы и политика повышения конкурентоспособности приводят к сокращению занятости в традиционных отраслях, в частности, в странах с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы, РС Южной Африки и Латинской Америки. Чтобы создать необходимое количество рабочих мест для обеспечения работой растущее экономически активное население и высвобождающуюся рабочую силу при структурных изменениях в экономике, темпы роста производства должны быть очень высокими. Однако маловероятно, что такие высокие темпы будут достигнуты. В связи с этим в макро-экономическом плане необходимо стимулировать инвестиции в трудоемкие отрасли. Меры, направленные на стимулирование создания рабочих мест в частном секторе экономики, должны сопровождаться развитием инфраструктуры государственного сектора.
Во-вторых, на РС и на бедное население в наименьшей степени оказывают влияние внешние потрясения, которые могут вызвать рост безработицы и бедности. Поэтому власти должны уделять особое внимание проведению антициклической макроэкономической политики, направленной на смягчение негативного влияния замедления роста или экономического спада на занятость. Международные организации должны оказывать помощь странам, которые не в состоянии самостоятельно финансировать такую политику. Активная политика в области занятости и социальной защиты является основным элементом политики снижения экономической нестабильности в глобализированном мире.
В долгосрочной перспективе стратегии развития должны быть нацелены на повышение экономического статуса страны в мире и получение более высоких дивидендов от торговли. Реализация этих задач предполагает диверсификацию производства, которая позволит распределить и смягчить риски нестабильности, снизить таможенные барьеры, ограничить отрицательные последствия зависимости экономики от спроса на
сырьевую продукцию, а также отказ от протекционизма, которым пользуется сельское хозяйство ПРС. Для установления связей наиболее бедных районов с национальными и международными рынками следует развивать транспортную, энергетическую инфраструктуру и коммуникации, повышать квалификацию рабочей силы за счет увеличения инвестиций в образование и профессиональное обучение.
В третьих, существование бедности само по себе препятствует росту занятости, так как бедным не хватает образования и квалификации для получения достойной занятости и поддержания здоровья, необходимого для высокопроизводительной работы. В этих условиях власти должны принимать меры по оказанию помощи бедным в получении достойной, хорошо оплачиваемой работы. Снижение бедности предполагает создание благоприятных условий для развития малых и средних предприятий и их интеграции в формальную экономику, а также инвестиции в системы образования и здравоохранения для того, чтобы повысить производительность труда экономически активного населения. Кроме того, для развития экономических, социальных и политических способностей граждан следует положить конец ограничениям профсоюзных прав и бороться с дискриминацией, использованием детского труда и другими негативными социальными явлениями.
Для преодоления проблем в сфере занятости необходимы интегрированные социальные стратегии, в которых центральное место занимает задача обеспечения людей достойной работой. Для улучшения глобальных перспектив в области занятости недостаточно только высоких темпов экономического роста. Необходимо добиться, чтобы экономический подъем целенаправленно служил росту занятости и улучшению положения бедного населения.
С.Н. Куликова
2004.03.050-051. СТРАТЕГИИ ВЫЖИВАНИЯ СЕМЕЙ В РОССИИ. (Сводный реферат).
1. Государственная социальная политика и стратегии выживания домохозяйств / Давыдова Н.М., Меннинг Н., Сидорова Т.Ю. и др.; Под общ. ред. Шкаратана О.И. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. - 463 с.
2. БЮССЕ С. Социальный капитал и неформальная экономика в России // http://www.hse.ru/ioumals/wrldross/vol02 2Zbusse.pdf
Коллектив авторов под руководством О.И.Шкаратана (1) исследует вопросы безработицы и кризиса занятости, способы выживания безра-