Научная статья на тему '2004. 03. 048. Бернабе С. Неформальная занятость в странах с переходной экономикой: концептуальная основа. Bernabe S. informal employment in countries in transition: a conceptual framework. - L. : case, 2002. - IV, 64, VI P. - (case paper / centre for analysis of social exclusion. Esrc research centre, London school of Economics; n 56). -bibliogr. : P. 57-64'

2004. 03. 048. Бернабе С. Неформальная занятость в странах с переходной экономикой: концептуальная основа. Bernabe S. informal employment in countries in transition: a conceptual framework. - L. : case, 2002. - IV, 64, VI P. - (case paper / centre for analysis of social exclusion. Esrc research centre, London school of Economics; n 56). -bibliogr. : P. 57-64 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФОРМАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ ГРУЗИЯ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 03. 048. Бернабе С. Неформальная занятость в странах с переходной экономикой: концептуальная основа. Bernabe S. informal employment in countries in transition: a conceptual framework. - L. : case, 2002. - IV, 64, VI P. - (case paper / centre for analysis of social exclusion. Esrc research centre, London school of Economics; n 56). -bibliogr. : P. 57-64»

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ

2004.03.048. БЕРНАБЕ С. НЕФОРМАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ: КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА. BERNABE S. Informai employment in countries in transition: A conceptual framework. - L.: CASE, 2002. - IV, 64, VI p. - (CASE paper / Centre for analysis of social exclusion. ESRC research centre, London school of economics; N 56).-Bibliogr.: p.57-64.

Аспирант Лондонской школы экономики анализирует развитие неформального сектора в странах с переходной экономикой на примере Грузии. Работа состоит из четырех разделов. Во введении автор дает общую картину неформального сектора в странах с переходной экономикой и обосновывает актуальность темы исследования.

Понятие «неформальная экономика», отмечает автор, используется для характеристики очень разнородных видов экономической деятельности. Отсутствие четкой концепции неформальной экономики затрудняет проведение государственной социальной политики. Автор поставил задачу создать теоретическую базу для анализа различных типов «подпольной деятельности», которая может использоваться при разработке социальной и фискальной политики, а также при исследовании рынков труда.

Проведенный автором обзор литературы, посвященной данной проблеме, показал, что не существует консенсуса относительно содержания понятия «неформальный сектор» экономики. В развивающихся странах указанный термин в основном ассоциируется с городскими семейными предприятиями, целью которых является получение дохода и обеспечение занятости для членов семьи. Поэтому основное внимание в исследованиях сосредотачивается, во-первых, на определении степени независимости неформального сектора, его интеграции в формальную рыночную экономику и, во-вторых, на масштабах его распространения в условиях нищеты и отсутствия возможно-

стей для формальной занятости или потенциального рыночного предпринимательства.

В промышленно развитых странах понятие «неформальный сектор» подразумевает доходы или производство, которые выведены из-под налогообложения и/или не учитываются в ВВП, а потому внимание исследователей сконцентрировано на методике оценки масштабов этого сектора. В бывшем СССР к частному сектору и другим видам нелегальной деятельности, которые не соответствовали канонам марксистской идеологии, применялся термин «вторая экономики». В него включали мелкое сельскохозяйственное производство, хищение государственной собственности, спекуляцию, незаконное производство и «подпольные» предприятия. Кроме того, в предмет «второй экономики» входила коррупция как ее составная часть или как вид деятельности, тесно примыкающей к ней.

Гроссман выделил три типа коррупции. Первый тип - это ежедневное мелкое взяточничество советских должностных лиц. Сюда относится традиция подношения ценных подарков должностным лицам, осуществляющим разного рода контроль и занимающим определенное служебное положение. Второй широко распространенной формой коррупции является блат, или использование персонального влияния для получения определенных преимуществ. Блат стал обычным делом для индивидуальных лиц или предприятий, а потому потребовалось создать специальный институт наемных работников - «толкачей», которые добиваются принятия государственными чиновниками решений в интересах отдельных предприятий. Проживая обычно в Москве или других крупных городах страны и имея хорошие личные деловые связи, «толкачи» работают сразу на нескольких предприятиях. Таким образом, «вторая» экономика является гетерогенной сферой, объединяющей массу разнородных людей - от высших государственных чиновников до беднейших граждан. Именно наличие большого числа вовлеченных в нее людей явилось причиной разрастания «второй экономики» в переходный период. Отчасти это стало причиной провала формальной экономической политики.

В странах с переходной экономикой не только использовались отличные от вышеуказанных определения неформального сектора, но вообще содержание этого понятия не подвергалось обсуждению. Термин «неформальная экономика» применялся лишь в научных трудах. Тем не менее сейчас настало время для изучения специфики понятий «неформальная», «подпольная», «неофициальная» и «теневая» экономика в переходный период.

В понятия «неформальный сектор» или «неформальная экономика» включаются виды деятельности, которые имеют мало общего. Так, сюда относят: уклонение от уплаты налогов, коррупцию, отмывание денег, организованную преступность, взяточничество, натуральное хозяйство, бартер, мелкую торговлю, хищение государственной собственности. Разнородность перечисленных компонентов неформального сектора обусловливает трудности разработки государственной политики, направленной против соответствующих негативных явлений, и необходимость формирования концептуальной основы для выявления общих черт и отличий отдельных видов деятельности.

Исследуя причины множественности определений неформального сектора, автор указывает, что отсутствие консенсуса в этом вопросе является результатом причастности к исследованию данного явления с позиций разных научных дисциплин: статистики, экономики, антропологии и т.д. Ученые разных специальностей используют свою терминологию и сосредотачивают внимание на отдельных, интересующих их сторонах неформальной экономики. Между тем сближение различных точек зрения необходимо. Хотя в принципе можно обойтись и без точного определения неформального сектора, в интересах социальной политики, борьбы с бедностью и регулирования рынка труда важно установить различия между криминалом и уклонением мелких предпринимателей от уплаты налогов, между неформальной, подпольной, домашней и нелегальной видами деятельности.

Разнообразие определений неформального отражает тот факт, что ученые разных специальностей используют различные единицы измерения и критерии неформальности деятельности. Чтобы обнаружить неформальную деятельность, автор предлагает изучить четыре главных элемента: статус предприятия, виды деятельности, доходы и персонал. Это позволяет выделить три главных критерия неформальности: регистрация предприятия (главным образом для целей взимания налогов и социального обеспечения), учет в статистике ВВП и охват регулированием (главным образом регулированием трудовых отношений). Неформальный сектор может характеризоваться любым сочетанием указанных элементов и критериев. Так, например, можно определить этот сектор как сумму: всех доходов, которые не учтены в ВВП; всех предприятий, которые уклонились от регистрации; всех видов деятельности, которые не подпадают под регулирование; всех доходов предприятий, которые уклонились

от регистрации; всех лиц, чья деятельность не зарегистрирована; всех предприятий, которые уклонились от регулирования и т.п.

Для выработки политики, направленной против неформального сектора, по мнению автора, важно различать малые доходы и занятость, осуществляемую для удовлетворения основных потребностей в условиях отсутствия возможностей для формальной занятости и социальной защиты, от той занятости, которая неизбежно вступает в конфликт с властью, например, в случае уклонения от уплаты налогов и несоблюдения норм регулирования.

Основываясь на системе национальных счетов, автор выделил четыре типа нерегистрируемой, неучитываемой и/или нерегулируемой деятельности: 1) неформальная деятельность, которая осуществляется для удовлетворения основных потребностей людей и регистрируется в системе национальных счетов; 2) подпольная деятельность, которая умышленно скрывается от государственных органов с целью либо уклонения от уплаты налогов или от определенного регулирования; 3) нелегальная деятельность, которая создает товары и услуги, запрещенные законом или которая незаконна, когда осуществляется незарегистрированными производителями; 4) надомное производство, которое создает товары и услуги для собственного потребления и не охватывается системой национального счетоводства.

Типология неформальной занятости, предложенная автором, включает лиц с различным статусом первичной или вторичной занятости: 1) работники с собственным источником дохода и владельцы семейного предприятия; 2) неоплачиваемые семейные работники; 3) работники с нерегулярной занятостью (наемные работники без постоянного контракта); в этом случае организация-работодатель платит налоги и взносы в систему социального обеспечения; 4) прочие работники со случайной работой, временной или сезонной; 5) работники, занятые «левой» работой вне основного рабочего места или на своем рабочем месте.

Автор использовал подобную методику при исследовании неформальной занятости в Грузии. Как показали результаты исследования, если исключить «левую» работу, то в 1999 г. 52% всех работающих в Грузии трудились неформально на своем первичном (основном) или вторичном рабочем месте, причем женщины имели больше возможностей для неформальной занятости в сравнении с мужчинами (с. 55). Занятость в частном секторе оставалась в основном неформальной, причем последняя охватывала 69% всех работающих, главным образом в сельском хозяйстве. Многие занятые в государственном секторе также трудились в не-

формальном секторе (18% имели неформальную работу на втором рабочем месте). В неформальном секторе работали почти 50% граждан старше 65 лет. Неформальная занятость, делает вывод автор, шире распространена среди лиц с низким образованием и среди наиболее бедных слоев населения. Так, неформальную занятость имели две трети граждан, имеющих образование на уровне средней школы, и 30% лиц с высшим образованием. Точно также в беднейших районах Грузии отмечался более высокий уровень неформальной занятости.

Намечая направления для дальнейшего исследования, автор указывает, что неформальная экономика находится в центре проблемы бедности и экономического кризиса в странах с переходной экономикой. С одной стороны, она подрывает государственную систему налогообложения и возможности государства обеспечить граждан необходимыми социальными услугами, способствует распространению неформальной оплаты этих услуг, а также ослабляет государственную систему управления и власть закона. С другой стороны, при отсутствии формальной социальной защиты неформальная экономика дает гражданам очень важный источник дохода и социального обеспечения, а потому может стать важным фактором экономического роста, в частности, в ситуации, когда мощная государственная бюрократия, чрезмерное регулирование и коррупция препятствуют развитию формальной частной предприни-мательской деятельности.

После выработки концепции анализа необходимо заняться изучением роли неформальной, нелегальной экономики в создании условий для роста семейных доходов и развития предпринимательства. Это позволит выявить сущность подобной деятельности и возможности ее легализации, стимулирования или ликвидации. Выбор решения в отношении подпольной деятельности будет в основном зависеть от степени, до которой она может обеспечить социальную безопасность или подорвать государственную систему налогообложения, а также от потенциала этой деятельности с точки зрения экономического роста. Следует учитывать и то обстоятельство, в какой мере эта деятельность способствует снижению «качества» человеческого капитала из-за дисквалификации относительно квалифицированной рабочей силы.

В.Г.Былов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.