ЮЖНАЯ, ВОСТОЧНАЯ И ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
2004.03.043. КЬЮНЧЕ ЧУН. ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАВНЫХ ЧЕРТ МЕГАСИТИ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В СЕВЕРОВОСТОЧНОЙ АЗИИ.
KYUNG-CHAE CHUNG. Transformation and the main features of megacities and regional integration in Northeast Asia // East Asia rev. -Osaka, 2003. - Vol. 7, March. - P. 73-105.
Автор (Корейский институт промышленного развития) напоминает, что число мегасити (города с населением свыше 10 млн. человек - MC) за последние 40 лет утроилось, причем большинство из них - в Азии. Сейчас к ним относятся Сеул, Токио, Пекин, Шанхай, Осака, Тяньцзинь, Джакарта, Мумбаи (Бомбей), Манила, Дакка, Калькутта, Бангкок, Карачи и Нью-Дели, а к 2025 г. прогнозируется появление больше 20 азиатских MC (с. 73-74). Все они порвали с традиционной экономикой в пользу глобальной.
Быстрый несбалансированный рост населения в MC повсеместно порождает и положительные, и отрицательные черты в развитии этих городов. К числу положительных относятся: обширный рынок труда; современная инфраструктура; способствующая высокой производительности труда; международные торговые и технологические связи; приобщение к глобальной культуре. Отрицательные черты — ухудшение экологии, жилищных условий, обеспеченности питьевой водой, нарушение взаимоотношений человека и природы.
Глобализацию подталкивают МНК, и правительства создают благоприятные условия для их деятельности именно в MC. Исторические корни необходимой для этого централизации автор видит в конфуцианстве, буддизме и даосизме. Так, сама пространственная структура традиционных китайских городов строилась иерархически (дворец императора в центре, затем административные здания, суды,
далее расселение жителей в соответствии с их социальнополитическим рангом). В КНР вновь в центре внимания оказалось развитие городов - средоточия власти. Одну из причин позднего перехода Китая к модернизации и индустриализации следует искать в том, что традиционные китайские города были только административными центрами, в них не было условий для развития обрабатывающей промышленности и третичного сектора. Только с 1977 г. - с начала экономических реформ - положение улучшилось как в городе, так и в деревне. «Однако экономические отношения между городом и деревней все еще базируются на традиционных социальных связях и не созрели настолько, чтобы подталкивать развитие капитализма, основанного на рыночных отношениях» (с. 90).
В Южной Корее также была иерархическая городская система. Однако Корейская война в 50-е годы разрушила традиционную схему расселения, повлекла массовые миграции, в том числе огромный приток в Сеул и Пусан, где в 1989 г. сосредоточилось 33% населения страны (с. 91). В столице местопребывание чеболей - крупного бизнеса, быстро растущего с 60-х годов с правительственной помощью и вносящего огромный вклад в экономический рост страны благодаря предприятиям обрабатывающей промышленности, работающим в основном на экспорт. В 80-е годы в городском обществе повышался уровень доходов и образования, сформировался средний класс.
В Японии, в отличие от Китая и Южной Кореи, рост экономики связан со многими городами и начался много раньше, городская буржуазия обрела экономическую мощь. Росту промышленности в городах помогли поставки вооружения американцам во время Корейской войны и разнообразные экономические программы правительства. Это повлекло беспрецедентный приток мигрантов в Токио, Осаку и Нагою: к 1980 г. общая численность их жителей составляла 52,8 млн. человек - 45% населения страны (с. 92)'. Японский большой бизнес также стал основным двигателем (в сотрудничестве с правительством) экономического развития.
В странах Северо-Восточной Азии (СВА) «госсектор играл и в ряде сфер сохранил ведущую роль в контроле и управлении экономи-
' Alden J. Metropolitan planning in Japan. - «Town planning rev ». - 1984 -Vol. 55. - P. 59. Описание по реф. источнику.
кой. Взаимоотношения правительства с большим бизнесом построены таким образом, что поощряются, защищаются и поддерживаются определенные отрасли промышленности, имеющие национальное стратегическое значение, путем финансирования, освобождения от налогов и другими мерами регулирования. Партнерство правительства с большим бизнесом строится совершенно сходно в Южной Корее и Японии. В процессе индустриализации в Китае госсектор контролирует значительную часть большого бизнеса и все еще не хочет отказаться от своей авторитарной власти в пользу частного сектора, хотя... у нового члена ВТО есть долговременные перспективы для этого» (с. 92-93).
В период экономических преобразований проблемы МС можно решить только благодаря сотрудничеству правительства с частным сектором. Но в странах СВА трудно создать демократический механизм такого решения из-за экономических сложностей и коррупции. Кроме того, хотя объем торговли в последние годы вырос, нет исторических корней для региональной интеграции, сохранились (вследствие трагического опыта борьбы между Китаем, Японией и Россией) политические предубеждения против открытости внешнему миру. Необходимо преодолеть еще ряд препятствий развитию региональных экономических институтов и скоординировать экономическую политику отдельных стран, поощрить свободный обмен Товарами и услугами между ними.
Во время азиатского финансового кризиса наибольшую помощь СВА оказала Япония. Идея кооперации в рамках СВА -ликвидация последствий внешних потрясений и ответ на единые действия ЕС и НАФТА, но не противостояние этим организациям, а включение в глобальную экономику. Роль главного посредника в этом процессе автор предназначает Южной Корее, чему благоприятствует ее географическое положение. Напротив, институты Северной Кореи неэффективны и не используют пути включения в мировое сообщество, хотя сотрудничество с Южной Кореей обещает ей большие блага. «Северная Корея пока не использует полностью один из своих рыночных потенциалов - высоко образованную квалифицированную рабочую силу и такое преимущество, как общность языка обеих Корей... Геополитическое и геоэкономическое положение Северной Кореи облегчает внутрирегиональную кооперацию и межрегиональную интеграцию через прямой доступ к Китаю и России» (с. 98-99).
В Китае ускоренный рост МС в результате экономических реформ происходит в основном в Приморских провинциях. МС оказываются перенаселенными из-за миграционного притока из деревень, где высвобождаются миллионы рабочих рук благодаря частичному внедрению рыночных принципов, ослаблению контроля правительства. Интенсивная урбанизация ухудшает экологическую обстановку в Северо-Восточном Китае, где в ближайшие годы появятся новые МС, она же ускоряет опустынивание в Западном Китае, а пески станут угрозой для всей СВА. Опасности опустынивания, сведения лесов и загрязнения в Китае становятся одной из проблем для региональной интеграции СВА.
Автор заключает, что в ближайшие десятилетия МС несомненно будут локомотивами экономического роста в СВА, и рекомендует следующие принципы достижения конечных целей справедливости и мира в регионе: 1) сотрудничество и координация в СВА как «субглобальной социальной, экономической и культурной общности, стабилизирующей и дополняющей глобальную интеграцию... Должна быть создана региональная институционная инфраструктура для обмена идеями и информацией, должен быть достигнут региональный консенсус, чтобы облегчить сотрудничество и смягчить последствия природных катастроф» (с. 103-104); 2) создание открытой системы коммуникаций с включением Северной Кореи; 3) преобразование городской структуры через свободный обмен товарами и услугами; 4) контроль за ростом МС и поощрение роста малых и средних городов; 5) будущий город в СВА должен базироваться не только на промышленности, но и на индустрии знаний и услуг, поощрении культурных ценностей и социальной интеграции; 6) кроме Южной Кореи, Японии и Китая, в развитии экономики СВА должны участвовать Россия, ЕС, Северная Корея, Тайвань и Монголия. Огромна роль США в политической и военной стабильности в регионе. «Объединенные Кореи могут, благодаря своему географическому положению, действовать как буферное государство и провозгласить глобальное гражданское общество и региональную экономическую зону на севере Азии» (с. 105); 7) частный сектор должен в сотрудничестве с государством взять на себя львиную долю расходов за экологию МС.
С. И. Кузнецова