Научная статья на тему '2004. 01. 014. Мейсон С. Научные открытия Галилея, космологические столкновения и их последствия. Mason S. Galileo's scientific discoveries, cosmological confrontations, and the aftermath // history of Science. - Chalfont St. Giles, 2002. - Vol. 40, Pt. 4. - P. 377-406'

2004. 01. 014. Мейсон С. Научные открытия Галилея, космологические столкновения и их последствия. Mason S. Galileo's scientific discoveries, cosmological confrontations, and the aftermath // history of Science. - Chalfont St. Giles, 2002. - Vol. 40, Pt. 4. - P. 377-406 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
178
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ УЧЕНОГО / ИНКВИЗИЦИЯ / "ДЕЛО ГАЛИЛЕЯ"
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 01. 014. Мейсон С. Научные открытия Галилея, космологические столкновения и их последствия. Mason S. Galileo's scientific discoveries, cosmological confrontations, and the aftermath // history of Science. - Chalfont St. Giles, 2002. - Vol. 40, Pt. 4. - P. 377-406»

ваний в России, который начался в 1880-е годы. История советской статистики - это совсем другая история.

Т.В.Виноградова

2004.01.014. МЕЙСОН С. НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ ГАЛИЛЕЯ, КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ СТОЛКНОВЕНИЯ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ. MASON S. Galileo's scientific discoveries, cosmological confrontations, and the aftermath // History of science. - Chalfont st. Giles, 2002. - Vol.40, pt.4. -P.377-406.

Ключевые слова: личность ученого, инквизиция, «дело Галилея».

Современные исследования, по словам автора - сотрудника Кембриджского университета (Великобритания), рассматривают преимущественно отдельные аспекты деятельности Галилея в рамках социокультурного контекста его времени. Автор же намерен, опираясь на эти источники, представить целостное описание жизни и творчества Галилея, с именем которого прямо или косвенно связаны основные достижения Нового времени: научная революция, Великие географические открытия и даже протестантская Реформация.

Галилео Галилей, отпрыск знатного, но обедневшего тосканского рода, появился на свет в 1564 г. в Пизе. Вскоре семья переезжает во Флоренцию, где его отец становится профессиональным музыкантом. Сочтя профессию врача более высоко-оплачиваемой, он отправляет своего старшего сына Галилео изучать медицину в Пизанский университет (1581-1585). Но тот оставляет университет, не получив степени, поскольку ухудшилось материальное положение семьи, а главное - он увлекся математикой.

Начиная с 1585 г. Галилей преподает математику и механику во Флоренции и Сиене. В это время он занимается определением центра тяжести вращающихся тел, используя изобретенные им гидравлические весы. Результаты своих исследований он описывает в форме теорем и рассылает их в поисках патрона влиятельным людям. В итоге ему удается заручиться поддержкой Гвидо Убальдо дель Монте (1545-1607), Генерального инспектора крепостей и городов Тосканы и автора известной книги по механике (1577), который был поражен талантом молодого Галилея. По представлению дель Монте в 1589 г. Галилей становится профессором математики в Пизанском университете (1589-1591). Затем, в

1592 г. по его же протекции Галилей получает кафедру математики в Па-дуанском университете (1592-1610) с более высоким жалованьем. Он пробыл там 18 лет, и это были наиболее продуктивные и спокойные годы его бурной жизни.

Открытия в механике Галилей совершил преимущественно в этот ранний период, до 1610 г. Но они оставались малоизвестными вплоть до 1638 г., когда была опубликована его последняя книга «Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки». Поздняя публикация его механических открытий заставила ряд современных историков науки предположить, что они стали продуктом «мысленных экспериментов», возможно, даже физически неосуществимых в лаборатории. Автор считает подобные сомнения необоснованными. Один из таких «неосуществимых» опытов был повторен в 1961 г. с использованием методов самого Галилея. Кроме того, в архивах Флоренции сохранились рабочие записи, которые вел Галилей в ходе своих экспериментов.

Галилею человечество обязано двумя принципами механики, сыгравшими большую роль в развитии не только механики, но и всей физики. Это известный галилеевский принцип относительности для прямолинейного и равномерного движения и принцип постоянства ускорения силы тяжести. Галилей установил закон инерции, законы свободного падения, движения тела на наклонной плоскости и тела, брошенного под углом к горизонту, открыл закон сложения движений и закон постоянства периода колебаний маятника. От Галилея ведет свое начало динамика.

В этот же период Галилей много работает над созданием разного рода приборов, включая термоскоп (прообраз термометра), гидравлические весы и главное его детище - телескоп. В конце 1608 или в начале 1609 г. в Венеции распространяются слухи о том, что какой-то «иностранец» изобрел подзорную трубу. Этим «иностранцем» был датский производитель очков для чтения Г. Липпершей (ЫррегеИеу), который в конце 1608 г. получил патент на подзорную трубу, изобретенную еще двадцать лет назад. Галилей, который в начале 1609 г. был в Венеции, узнал о ней от своего парижского корреспондента, обсуждал ее со своими венецианскими друзьями. А вернувшись в Падую, Галилей узнает, что Липпершей посетил Венецию, намереваясь продать «свое изобретение» сенату.

Галилей с энтузиазмом берется за дело. В начале июля 1609 г. он уже держит в руках свою первую подзорную трубу, сделанную им в собственной мастерской. Он продолжил работу и вскоре построил трубу, по

его словам, «до такой степени превосходную, что при ее помощи предметы казались почти в тысячу раз больше и более чем в тридцать раз ближе» (цит. по: с.381). В конце августа 1609 г. Галилей вновь посещает Венецию, чтобы продемонстрировать свои лучшие подзорные трубы. Сенаторы были поражены: с их помощью корабли, прибывающие в Венецию, можно было заметить за два часа до того, как они становились видимыми невооруженным глазом. Галилей подарил дожу Венеции одну из лучших своих труб и передал Венецианской республике права на изготовление его прибора в обмен на обещание в два раза увеличить его годовое жалование. Подзорные трубы Галилея были заметно лучше и мощнее датских аналогов, которые в конце 1609 г. продавались в Париже и в других местах. Внесенные им усовершенствования позволили Галилею к 1610 г. сделать трубу, пригодную для астрономических наблюдений. Таким образом, подзорная труба, которая прожила лет двадцать в полной безвестности, побывав всего 10 месяцев, а то и меньше, в руках Галилея, превратилась в главное действующее лицо науки Нового времени.

Галилей вернулся в Падую осенью 1609 г. И хотя его материальное положение улучшилось, Галилей счел, что ему лучше вернуться домой во Флоренцию, где его бывший ученик Косимо II стал Великим герцогом Тосканы. Он хочет больше времени уделять науке и полагает, что сможет этого добиться, получив должность при дворе Косимо II. На протяжении своего последнего академического года (1609/10) в Падуе Галилей ведет систематические наблюдения за звездным небом. В результате ему удается совершить ряд важных астрономических открытий. Он обнаружил четыре спутника Юпитера, горы и равнины на поверхности Луны, доказал, что Млечный Путь состоит из множества звезд. 30 января 1610 г. Галилей спешит в Венецию, чтобы опубликовать небольшую работу, оповещающую ученый мир о новых открытиях. Эта работа «Звездный вестник» вышла в марте 1610 г. с посвящением Косимо II.

В сентябре 1610 г. Галилей перебирается во Флоренцию, хотя друзья предупреждали его об опасности переезда из Венецианской республики в более автократичную Флоренцию, где после 1512 г. правила династия Медичей. Громкая слава, которую принес Галилею «Звездный вестник», помогла ему получить должность придворного философа и математика. Одновременно он становится первым математиком Пизанского университета без обязательства жить там и читать лекции. Он поселяется на своей вилле в Арчетри близ Флоренции.

В то время не только Галилей вел наблюдения с помощью телескопа. Но он стал первым, кто опубликовал детальное описание полученных результатов и пришел к антиаристотелианскому выводу о «физической однородности земли и неба». Гористая структура поверхности Луны, считал Галилей, показывает, что физическое строение нашего спутника, а следовательно, по аналогии и всех небесных тел, такое же, как и строение Земли.

В 1610 г. Галилей продолжил свои астрономические исследования уже во Флоренции. Он вел наблюдения за Сатурном, обнаружил, что Венера, как и Луна, проходит через цикл фаз. Это последнее открытие свидетельствовало о том, что Венера движется вокруг Солнца и светит отраженным светом. В одном из писем 1610 г. к своему другу дону Бене-детто Кастелли Галилей утверждал, что наличие фаз Венеры позволяет сделать однозначный вывод в пользу гелиоцентрической системы.

В 1611 г. Галилей посещает Рим, где его, автора «Звездного вестника», чествуют в Римской коллегии - интеллектуальном центре ордена иезуитов и крупнейшем университете того времени. Герцог Ф.Чези (1585-1630), основавший в 1603 г. Академию деи Линчеи, объявляет о приеме в ее члены Галилея. Члены академии ввели в обращение название «телескоп» для «подзорной трубы» Галилея, с помощью которой он в 1611 г. демонстрировал им пятна на Солнце. Вернувшись во Флоренцию, Галилей продолжает изучение солнечных пятен вместе с Кастелли.

В «Звездном вестнике» и в «Письмах о солнечных пятнах», вышедших в 1613 г., Галилей прямо не говорил о своей поддержке копер-никанства. Тем не менее коперниканство Галилея и даже его гидростатика вызывали недовольство во Флоренции. Однако этот конфликт не принимает серьезных форм вплоть до 1615 г.

Распространение реформационного движения вызвало в католицизме мощную защитную контрреформационную волну. В 1534 г. в целях борьбы с реформацией учреждается орден иезуитов - «Общество Иисуса». В 1559 г. вводится папский «Индекс запрещенных книг». В этих же целях в 1545 г. собирается Тридентский собор, продолжающийся до 1563 г.

На рубеже XVI и XVII вв. в католицизме обозначились два течения - традиционалистов и новаторов. Во главе партии традиционалистов, душой которой был орден иезуитов, долгое время стоял ее виднейший идеолог, кардинал Р. Беллармини, сыгравший зловещую роль в судьбе Джордано Бруно. Во время процесса над Галилеем ее возглавляет посол

Испании в Риме кардинал Фр. Борджиа. Они разрабатывают и направляют контрреформационную политику Церкви. Идейной базой этого течения стал томистско-аристотелианский комплекс теологии, физики и философии.

Во главе партии новаторов стоял кардинал Маффео Барберини, флорентиец, гуманист, мистик, поэт. В 1600 г. вокруг него кристаллизуется мощное интеллектуальное движение, вдохновленное новаторской августианско-платонической теологией и, шире, поиском более адекватной времени католической культуры. Ядро этой партии составили как влиятельные светские интеллектуалы (руководство Академии деи Лин-чеи - герцог Ф.Чези, Дж. Чиамполи, герцог В.Чезарини - друзья и во многом единомышленники Галилея), так и духовные лица самого высокого ранга (кардинал Маффео Барбарини, впоследствии папа Урбан VIII, его племянник кардинал Франческо Барбарини, кардинал А.Осирини). «Новаторы», враждебно относившиеся к иезуитскому происпанскому духу, ориентировались на французскую теологическую школу.

В 1615 г. от о. Лорини, флорентийского доминиканца, приходит донос на имя кардинала Сфондрети, в котором Галилей был объявлен еретиком. С точки зрения о. Лорини, галилеевское истолкование физики, Книги Бытия, метафизики Солнца и следующий из нее гелиоцентризм противоречат мнению Святых Отцов. В это же время Св. инквизиция получила книгу, примиряющую коперниканскую теорию со Священным Писанием, которая принадлежала главе ордена кармелитов А. Фоскарини (1580-1616). Еще раньше, в 1584 г., Диего де Зуньика выступил с защитой системы Коперника и настаивал на том, что она должна заменить систему Птолемея.

Многие кардиналы Св. инквизиции увидели в распространяющемся коперниканстве еще одну угрозу своему авторитету. В марте 1616 г. решением Конгрегации были запрещены книги Коперника, Диего де Зуньика и Фоскарини. По приказу папы Павла VI Галилей в начале 1616 г. явился в Рим и предстал перед кардиналом Беллармини (15421621). Тот настаивал на том, чтобы Галилей отказался от коперниканства, не преподавал эту теорию и не поддерживал ее любым иным способом. Галилей, будучи человеком осторожным, согласился. После 1616 г. Галилей продолжает заниматься астрономией, в частности ведет наблюдения и составляет таблицы затмений лун Юпитера.

Осенью 1618 г. на небе Европы появляются три зловещие кометы, объявленные впоследствии астрологами предвестниками Тридцатилетней

войны (1618-1648) между католиками и протестантами в Богемии, а затем и в немецких княжествах. Они стали «дурным знаком» и для самого Галилея. В марте 1619 г. иезуит о. Орацио Грасси (1590-1654), видный профессор математики в Римской коллегии и лучший архитектор Рима, анонимно публикует трактат «О трех кометах». На основании наблюдений постоянного движения комет и незначительности их параллакса Грасси заявляет, что кометы являются астрономическими телами, и располагает их между орбитами Луны и Солнца. Положения Грасси подрывали систему Коперника.

Галилей, не имея возможности после 1616 г. открыто защищать гелиоцентризм, отстаивает оптическую природу комет. В июне 1619 г. выходит книга Марио Гвидучи «Рассуждение о кометах», написанная под влиянием Галилея. В декабре 1619 г. под псевдонимом Лотарио Сарси о. Грасси выпускает ответ на книгу Галилея - Гвидучи трактат «Астрономические весы». Итак, война объявлена. Спор между Галилеем и о. Грасси продолжался несколько лет.

В 1623 г. Галилей публикует работу «Пробирных дел мастер» с посвящением новому папе Урбану VIII (1623-1644), который в качестве кардинала М. Барберини поддерживал Галилея. В «Пробирщике» Галилей излагает историю астрономических открытий, сделанных с помощью телескопа, и критикует их ошибочную интерпретацию философами, опирающимися на авторитет Аристотеля. Тема астрономических наблюдений, в частности вопрос о кометах, занимает второстепенное место в книге. Главным стало изложение нового метода философствования, принятого им и ведущими членами Академии деи Линчеи. Для сторонников Аристотеля «книга природы» была написана и понята в терминах качественных черт, внутренне присущих телам как их субстанциональные формы и воспринимаемых непосредственно с помощью органов чувств.

Галилей развивает атомистическую концепцию материи, считая такие вторичные качества, как цвет, запах, вкус, лишь именами, или субъективными чувственными отпечатками, но не объективной реальностью - акциденциями без субстанции. «Я думаю, что вкусы, запахи, цвета и другие качества не более чем имена... и обитают они только в нашем чувствилище» (цит. по: с.390). В «Пробирщике» Галилей формулирует программу, нацеленную против аристотелевской картины мира. Физические качества тел, такие как тепло и цвет, объясняются Галилеем через кинематические и механические свойства и действия материальных корпускул (с.390).

После избрания Барберини в 1623 г. на папский престол партия новаторов значительно укрепила свои позиции; Галилей теперь - официальный папский философ и официальный папский ученый Урбана VIII. Барберини и его соратники восприняли «Пробирщика» как манифест новых интеллектуальных возможностей католицизма. Отрицание покорности принципу авторитета в области философии, требование нового языка физики (лозунг «Природа - открытая книга»), отстаивание права свободного исследования, свободной интеллектуальной дискуссии - все это делало «Пробирщика» манифестом новой философии в Риме.

В самый разгар успеха книги Галилея его давний враг о. Грасси под псевдонимом Л.Сарси выступил с критикой «Пробирщика» в своей работе «Рассуждение о взвешивании» (1626). Сарси доказывал, что идеи Галилея о вторичных качествах противоречат тридентской доктрине евхаристии (таинства причастия) как чудесного преобразования (пресуществления) всей субстанции хлеба - в тело, а вина - в кровь Иисуса Христа, не меняя чувственных качеств хлеба и вина. Католическая евхаристия восходит к объяснению этого таинства Фомой Аквинским на основе аристотелевской физики, допускавшей существование акциденций (качеств тела) вне их носителя - субстанции (самого тела). Аналогичные обвинения содержались в анонимном доносе, посланном в Св. инквизицию примерно в это же время. Поскольку партия новаторов была еще в силе, никаких последствий для Галилея этот донос не имел.

В апреле 1624 г. на волне своего успеха Галилей прибывает в Рим и остается там на 6 недель. Урбан VIII дал Галилею несколько аудиенций, на которых, в частности, обсуждался эдикт 1616 г. Урбан VIII дал ясно понять, что этот эдикт отменен не будет, но не будет и официальных возражений против обсуждения коперниканства в качестве гипотезы наряду с другими космологическими гипотезами.

Галилей вернулся во Флоренцию, убежденный, что он сможет опубликовать открытое обсуждение двух основных взглядов на мир: системы Птолемея, украшенной аристотелевской натуральной философией, и системы Коперника, поддерживаемой галилеевской физикой. Предполагалось, что эта дискуссия будет лишена любых личных пристрастий или теологических следствий.

Во Флоренции он продолжает работу над книгой «Диалог о двух системах мира: Птолемеевой и Коперниковой», которая была закончена в 1629 г. Галилей направляет рукопись в Рим в мае 1630 г., чтобы получить

разрешение на ее публикацию. В июле 1631 г. разрешение было получено, а в феврале 1632 г. было отпечатано 1 тыс. экземпляров «Диалога».

Это произведение состоит из четырех диалогов, в котором участвуют три персонажа. Первый представляет самого Галилея, второй защищает философию перипатетиков, а третий - просвещенного человека со здравым смыслом, который должен выбирать между обеими философиями. Эта книга представляет собой критику иерархической космологии Аристотеля и предлагает читателю единообразное, гелиоцентрическое и механистическое мировоззрение, которое стало основой новой науки. В «Диалоге» не приводятся конкретные астрономические открытия, но они широко обсуждаются. Описания движения планет, фаз Венеры, спутников Юпитера, солнечных пятен - все эти аргументы позволяют Галилею показать, с одной стороны, несоответствия учения Аристотеля данным астрономических наблюдений, а с другой - возможность гелиоцентрической системы мира и с геометрической, и с динамической точек зрения.

Опубликование «Диалога» стало знаменательным событием в истории человеческой мысли. «Диалог» - это, собственно, не трактат по астрономии или физике, а педагогический труд, направленный на опровержение аристотелизма и распространение нового мировоззрения, которое приносит с собой учение Коперника.

Весной 1632 г. копии «Диалога» достигли Рима. В это время затяжной кризис политики папы Урбана VIII оборачивается политической катастрофой. На территорию Италии врываются войска шведского короля Густава II Адольфа, повсеместно преследуя иезуитов. 8 марта небывалый скандал разражается и в самой Курии. В этот день глава партии традиционалистов и посол Испании кардинал Борджиа вручает папе и официально распространяет документ, обвиняющий папу в потакании еретикам. Более либеральные, профанцузски настроенные кардиналы, представлявшие партию «новаторов», не могли поддержать папу, поскольку в январе 1632 г. Франция (в лице кардинала Ришелье) внезапно переходит на сторону Густава II Адольфа и финансирует интервенцию в Италию. Выбор папы предрешен. Галилей, по словам автора, стал «политическим козлом отпущения» во время смуты в Ватикане, когда влияние светской Флоренции и либеральной Франции в Курии ослабло и возросло влияние консервативных происпански настроенных иезуитов (с.395). Его «Диалог» был сочтен отцами иезуитов столь же вредным для Римской церкви, как и писания Лютера и Кальвина.

Сразу после выхода во Флоренции «Диалога» на его автора поступает донос в Св. инквизицию, в котором Галилей был обвинен в ереси коперниканства. По инициативе Урбана VIII в августе 1632 г. создается специальная комиссия под руководством племянника папы и друга Галилея, кардинала Ф. Барберини. В феврале 1633 г. Галилей прибыл в Рим и поселился у посла Тосканы. Посол предупредил Галилея, что главным будет обвинение в нарушении эдикта 1616 г., и посоветовал ему подписать признание, отказавшись от идеи культурного просвещения Курии и католического мира.

Процесс начался 12 апреля и длился до 22 июня 1633 г. По решению комиссии, Г.Галилей, как подозреваемый в ереси, был объявлен «узником Святой инквизиции», а его труд «Диалог о двух системах мира: Птолемеевой и Коперниковой» был помещен в «Индекс запрещенных книг». Тем не менее в Италии тут же появляются пиратские издания «Диалога», а в 1635 г. в Лейдене вышел в свет его латинский перевод. Из десяти кардиналов, входивших в комиссию, трое возражали против осуждения Галилея, в том числе Фр. Барбарини, который поддерживал программу Галилея по культурному просвещению Италии.

Остаток своей жизни Галилей провел на своей вилле в Арчетри. Ему было запрещено публиковать какие-либо свои будущие работы, но запрет не распространялся на протестантскую Европу. Он начал работу над новым трудом «Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки» в 1633 г., еще находясь под судом. В 1638 г. этот труд, который Галилей сам справедливо называл своим шедевром, поскольку он содержит систематическое изложение всех его открытий в области механики, был после многих превратностей опубликован в Лейдене. Книга заканчивается словами о том, что дискуссия будет продолжена. Однако зрение Галилея продолжало ухудшаться, и к концу 1637 г. он полностью ослеп. В связи с ухудшением состояния здоровья Галилею в 1639 г. было разрешено взять помощника, своего ученика В.Вивиани (1622-1703), который оставался с ним до кончины учителя в 1642 г. Ур-бано VIII разрешил похоронить Галилея вместе с его предками в базилике Santa Crose во Флоренции, но не позволил установить памятник.

Первое жизнеописание Галилея было подготовлено Вивиани в 1654 г., но опубликовано оно было уже после смерти ее автора, в 1717 г. Восхищение Галилеем попрежнему не поощрялось Ватиканом. Поэтому в своей книге «Жизнь Галилея» Вивиани балансирует между точкой зрения Рима и представлением о Галилее как мученике науки, сложившемся

в протестантской Европе. Вивиани оказался в столь же сложном положении, пропагандируя научные достижения своего учителя. Он не хотел раздражать ватиканские власти и пытался затушевать его конфликт с Римом. При поддержке Медичей Вивиани публикует собрание сочинений Галилея в Болонье в 1656 г., но не включает в него «Диалог».

С прекращением династии Медичей и вхождением государства Тоскана в Австрийскую империю в 1737 г. памятник Галилею был, наконец, воздвигнут на деньги, завещанные Вивиани, и по его эскизу. К этому моменту позиция Курии несколько смягчается. Либеральный папа Бенедикт XIV (1740-1758) санкционирует публи-кацию большинства работ Галилея, включая «Диалог». Тем не менее «Диалог» Галилея и «О вращении небесных тел» Коперника остаются в «Индексе запрещенных книг» вплоть до 1835 г.

Галилей, как отмечает автор в заключение, не разделял интересов эпохи Возрождения; он больше был склонен к ментальности Просвещения с его критическим отношением к теологам и другим авторитетам, которые вмешиваются в чуждые для них области науки.

Т. В. Виноградова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.