На перспективы развития процесса глобализации и достижения солидарности стран, пишут авторы, существуют как оптимистические, так и пессимистические взгляды. Если пессимизм ведет к бездействию, то неоправданный оптимизм приводит к неэффективности. Необходимо соблюдение равновесия между этими двумя позициями. Достижение такого равновесия возможно в ходе обсуждения перспектив глобализации. Биоэтика расширяет возможности таких обсуждений, она переносит внимание с механизмов (таких, как Декларация прав человека и другие международные соглашения) на людей. Авторы считают необходимым создание широкой глобальной сети центров, пропагандирующих этику в развитии отношений Север - Юг. Примером работы в этом направлении является программа, финансируемая Международным центром Фогарти (Fogarty International Center) при Национальном институте здоровья США, в соответствии с которой созданы 12 центров для обучения вопросам этики представителей РС, что позволяет им создавать свои программы биоэтических исследований.
В заключение авторы подчеркивают, что глобальное развитие человечества предполагает не только экономический рост, но и обеспечение здоровья населения в глобальном масштабе.
Н.Н.Иванова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
2004.01.013. ЛЕФЕВР М., КААН Д., ЗЕЙТУН Д. ЕВРОПЕЙСКАЯ ГАРМОНИЗАЦИЯ: К ИНТЕГРИРОВАННОМУ ЕВРОПЕЙСКОМУ ФИНАНСОВОМУ РЫНКУ.
LEFEVRE M., CAHEN D., ZEITOUN D. Harmonisation europeenne: Vers un marche financier europeen integre // Banque mag. - P., 2003. - N 644. - P.58-60.
В статье французских авторов представлены основные положения доклада, в котором обобщены результаты исследования, проведенного французской ассоциацией «Eurofi» (создана в 2000 г. для стимулирования процесса интеграции рынков банковских и финансовых услуг в рамках ЕС) и компанией «Atos Odyssee». В ходе этого исследования распространялась анкета среди 180 различных финансовых учреждений стран ЕС и было проинтервьюировано около 60 представителей высшего руководства европейских финансово-банковских институтов. Целью опроса бы-
ло выявление главных направлений создания единого финансового рынка ЕС, в основе которого должны лежать здоровая конкуренция и финансовая стабильность, а также способов и механизмов регулирования на ком-мунитарном уровне. Опрос показал единодушное мнение респондентов о настоятельной необходимости действительно единого и эффективного и прозрачного финансового рынка в рамках ЕС. Преимущества такого рынка очевидны: наилучшее распределение сбережений, широкий выбор направлений инвестиций, снижение издержек мобилизации капиталов, усиление привлекательности европейского рынка, повышение международной роли евро (с.59).
Процесс формирования интегрированного финансового рынка ЕС, имеющий непрерывный и эволюционный характер, требует от его участников упорства, прагматизма, внимательного отношения к требованиям рынка и отказа от какого бы то ни было «институционального догматизма». Это предполагает скорейшую разработку и принятие четких, простых и эффективных правил, принципов и механизмов регулирования различных сегментов финансового рынка, гарантирующих защиту всех его участников. Несмотря на быстрый рост численности трансграничных сделок на рынках капиталов и принятие мер по унификации европейского финансового рынка, сегодня экономическим субъектам еще слишком часто приходится сталкиваться с тем, что на национальных финансовых рынках стран ЕС действуют свои правила и требования местных органов надзора и регулирования.
В докладе перечислены следующие первоочередные меры, направленные на обеспечение успешного функционирования европейских финансовых рынков:
- разработка корпоративного законодательства, включающего определение статуса европейских компаний, правил слияний, банкротства, перевода правления в другую страну, публичных предложений на продажу и т.д.;
- принятие общих стандартов бухгалтерского учета и корпоративного управления, что позволит значительно облегчить процесс трансграничных слияний и поглощений в рамках ЕС, обеспечить получение надежной и сопоставимой информации и усилить защиту инвесторов;
- установление общих четких стандартов и правил защиты инвесторов и вкладчиков;
- гармонизация налоговых ставок и правил расчета налогооблагаемой базы в отношении финансовых продуктов;
- введение европейских паспортов для различных финансовых институтов (пенсионных и хеджевых фондов, фондов коллективных вложений и т.д.), что даст им возможность торговать своими продуктами во всех странах ЕС;
- принятие общих правил для деятельности пенсионных фондов, чтобы позволить им привлекать сбережения во всех странах ЕС;
- уточнение и гармонизация правил, касающихся прав собственности.
Немаловажное значение для формирования единого финансового рынка в рамках ЕС имеет разработка однородных, быстрых и эффективных способов регулирования и надзора. Этот процесс уже начался с введением так называемого «механизма Ламфалусси», предполагающего расширение сотрудничества и координации между национальными органами надзора. Учитывая будущее расширение ЕС с 15 до 25 стран-участниц, необходимо добиваться того, чтобы национальные органы надзора обладали одинаковыми компетенциями, статусом и методологиями, что позволит гарантировать эффективное действие принципа взаимного признания правил и норм. В более долгосрочном плане следует стремиться к созданию общекоммунитарной системы финансового регулирования и надзора, что позволит обеспечивать эффективное управление рисками и предотвращать нарушения функционирования европейского рынка капиталов. Такая система должна быть достаточно гибкой, т.е. быстро адаптирующейся к требованиям рынка, и не приводить к росту евробюрократии. В основе этой системы должны лежать такие принципы, как транспарентность, свободная конкуренция, защита инвесторов, пруденциальный надзор и субсидиарность. Последний принцип означает, что необходимые решения и правила будут приниматься сообща всеми странами-участницами системы, тогда как их исполнение и санкции за нарушения останутся в компетенции национальных органов. Инвесторы и предприятия будут поддерживать связи с национальными органами регулирования, которые будут обеспечивать равные права и гарантии для всех участников сделок, осуществляемых в рамках ЕС. Новая система, предусматривающая развитие сотрудничества между национальными органами надзора и центральными банками, позволит также вывести управление системными рисками на европейский уровень, что еще более усилит интеграцию финансовых рынков. Таким образом, новая система предоставит в распоряжение ЕС собственный орган, достаточно сильный
для того, чтобы влиять на процесс разработки правил игры на международном финансовом рынке.
Л.А.Зубченко
2004.01.014-015. ВКЛЮЧЕНИЕ БУДУЩИХ СТРАН - ЧЛЕНОВ ЕС В ВАЛЮТНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ. (Сводный реферат).
1. BEAUDU A. Quelle convergence pour les futures nouveaux members de l'UE? // Problemes econ. - P., 2003. - N 2792. - P.1-5.
2. LACHRECHE-REVIL A. Les PECO et l'adhesion a l'Union monetaire // Problemes econ. - P., 2003. - N 2792. - P.5-8.
В обзоре статей французских авторов рассматриваются проблемы включения 10 будущих стран - членов ЕС в Валютно-экономический союз (ВЭС). Переговоры о вступлении в ЕС десяти новых членов, в том числе пяти стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) (Венгрии, Польши, Чехии, Словакии и Словении), трех стран Балтии (Латвии, Литвы и Эстонии), Кипра и Мальты, были завершены в октябре 2002 г. Эти страны станут полноправными членами ЕС с 1 мая 2004 г., а в 2006 г. -при соблюдении ими критериев Маастрихта, позволяющих присоединиться к ВЭС, - перейдут к использованию евро в своем внутреннем обороте вместо национальных валют.
В течение последних десяти лет экономическая политика стран-кандидатов во многом была подчинена главной цели - подготовке к вступлению в ЕС. Исходное социально-экономическое положение этих стран было различным. К тому же они различались по своим размерам, численности населения, уровню душевого дохода и т.д. Так, численность населения стран ЦВЕ колеблется от 1,6 млн. в Эстонии до почти 40 млн. в Польше, общая доля стран-кандидатов в численности населения будущего расширенного ЕС (ЕС-25) составит 22%, тогда как их доля в совокупном ВВП ЕС-25 - всего 4% (1, с.2). Это отражает различия в уровне душевого дохода между нынешними членами ЕС (ЕС-15) и странами-кандидатами, у которых данный показатель составляет в среднем 36% от уровня ЕС-15.
Структурные преобразования в странах ЦВЕ позволили им значительно сократить долю сельского хозяйства в ВВП, повысить долю промышленности и сектора услуг. Одновременно происходила переориентация внешнеторгового оборота этих стран в направлении ЕС. В 90-х годах доля стран ЕС во внешней торговле Венгрии возросла с 42 до 75%, а объем внешнеторгового оборота с ЕС увеличился в семь раз (тогда как всех