УРОВНИ ЯЗЫКА
ФОНЕТИКА. ФОНОЛОГИЯ
2003.04.015. ФОНЕТИКА В СИСТЕМЕ ЯЗЫКА: СБ. СТ. / Рос. ун-т дружбы народов. — М., 2002. — Вып. 3, Ч. 1 / Редкол.: Шустикова Т.В. и др. — 215 с. — Библиогр. в конце ст.
Из содержания:
1. БРЫЗГУНОВА Е.А. Семантические свойства слова в звучащей речи. С.44—51.
2. ВИНАРСКАЯ Е.Н. Русская возрастная фонетика. С. 66—75.
3. ГАНИЕВ Ж.В. Что значат неязыковые явления в фонетике? (Полный перечень русских литературных парафонетизмов). С.75—81.
4. ЕВЧИК Н.С. Перцептивная фонетика в системном освещении. С.102-109.
5. КОВАЛЕВ Ю.В. К вопросу о спонтанности звучащей речи разных жанров. С. 173—185.
В статье Брызгуновой (1) звучащая речь понимается как единый артикуляционно-акустический процесс порождения говорящим и восприятия слушающим предложения или последовательности предложений, имеющих взаимодействующие лексикограмматические и интонационно-звуковые структуры, которые выражают смысловое и эмоционально-стилистическое содержание.
В русском языке (преимущественно в диалогической речи) возможны предложения и диалогические единства, значение которых шире их лексико-грамматического состава. Это компоненты значения, которые не выражены словесно, но понятны говорящему и слушающему, самодостаточны, вписываются в разные ситуации, перечислимы, регулярно воспроизводятся в речи. В таких предложениях организующим центром являются определенные типы семантических
свойств слова, многоэтапно конкретизируемые при взаимодействии с синтаксисом, интонацией (тип ИК, место центра ИК, членение на ИК, т.е. синтагматическое членение), смысловыми связями предшествующих/последующих предложений или реплик диалогического единства.
Семантические свойства слова в звучащей речи проявляются как способность слова образовывать ассоциативно-тематические связи, способность слова включаться в выражение оценочных отношений, как полифункциональность слова, способного функционировать в качестве знаменательного и служебного.
Семантические свойства слов раскрываются с помощью компонентного анализа, ключевыми понятиями которого являются архисема, т.е. общий компонент значения группы слов, потенциальная сема, проявляющаяся в смысловой связи предшествующего/последующего предложений или реплик диалогической единства. В свете компонентного анализа значение слова понимается как иерархическая система организации сем.
В данной статье в центре внимания — лексика. Ассоциативно -сематические связи слова организуются смысловым признаком, который тем или иным способом задан в предложении, регулярно воспроизводится и воспринимается говорящим и слушающим. Наиболее полно ассоциативно-тематические связи слова проявляются в разных структурах неизвестного в собственно-вопросительных предложениях.
Ассоциативно-тематические связи отличаются от ассоциативного поля какого-либо слова. Состав ассоциативного поля структурирован в меньшей степени, границы более размыты. В то же время ассоциативное поле показывает национальные особенности бытования слова.
Автор рассматривает семантические возможности слова при выражении оценочных предложений, т.е. таких, коммуникативной целью которых является выражение оценки. Компонентный (сем-ный) состав слова: наличие/отсутствие в слове оценочной семы, наличие/отсутствие семы «предметность», наличие в слове представления о норме, наличие семы «умение» и др. Далее в работе рассматривается роль семантических свойств слова при взаимодействии с лек-сикограмматическим и интонационно -звуковым составом предложения. Наличие оценочной семы образует однозначные лексико-
грамматические составы, ориентируемые на выражение конкретной оценки, в том числе высокой степени признака.
Приведенный материал показывает, что одно и то же слово (а в конкретном употреблении — словоформа) может совмещать в себе разные семантические свойства, каждое из которых реализуется в результате взаимодействия лексико-грамматических и интонационно-звуковых структур, в соответствующих контекстах.
В статье Е.Н.Винарской (2) рассматриваются некоторые вопросы возрастной фонетики. Принято выделять следующие периоды развития ребенка: 1) период новорожденности (0—10 дней); 2) период младенчества (10 дней — 1 год); 3) период преддошкольного детства (1 год — 3 года); 4) период дошкольного детства (3 года — 6 лет); 5) период младшего школьного возраста (6 лет — 10 лет); 6) период среднего школьного возраста (10 лет — 15 лет); 7) период старшего школьного возраста или юношеский возраст (15 лет — 17 лет).
Для фонетического развития ребенка значимы первые 5 периодов, в связи с чем их именуют как: 1)+2) период дофонетических универсалий (крики новорожденных, гуление, лепет); 3) период фонетических образов и жестов (паралингвистические средства эмоциональной выразительности); 4) период фонетических представлений и действий, а также фонематических обобщений в словоформах устной речи; 5) период фонематических обобщений морфологически структурированных лексических и грамматических единиц языка.
Межуровневые системные преобразования эмоционально выразительных фонетических образов и жестов в эмоционально нейтральные фонетические представления и действия, т.е. в привычные фонетические (гностико-праксические) средства речи, представлены следующим образом (эмоционально выразительные фонетические образы/жесты и обобщающие их фонетические представления/действия русской речи) (см. табл.)
Таблица 1
Фонетические образы / жесты Фонетические представления / действия
1. Вокализации 1. Гласные
2 Сегменты восходящей звучности 2. Слоги типа СГ
3. Псевдослова 3. Ритмические структуры слов
4. Псевдосинтагмы 4. Коммуникативные типы синтагм
5. Динамические образы/жесты 5. Динамические представления/действия
Все функциональные уровни единой паралингвистико-лингвистической фонетической системы, порядок которых жестко детерминирован материальными структурами мозга (ствол, подкорковые ядра, разные поля мозговой коры), имеют специфические фонетические (артикуляторные и перцептивные) средства, специфические фонологические единицы и специфические механизмы порождения и перцепции речи.
Каждый возрастной уровень единой фонетической системы является для ребенка полноценным языком, который развиваясь в процессе его адаптивной деятельности, обслуживает адаптивные коммуникативно-познавательные цели, этой деятельности.
Привативные фонологические оппозиции, один член которых характеризуется наличием, а другой отсутствием признака, относятся к языку, который уже располагает системой фонематических обобщений и «пучками» дифференциальных признаков фонем, сначала в акустико-атикуляторных процессах устной речи. В работе представлена следующая табл.
Таблица 2
Функциональные единицы Характерные фонологические оппозиции
1. Врожденный лепет Фонологические оппозиции отсутствуют
2. Сегменты восходящей звучности Градуальные фонологические оппозиции звучности консонантного начала и вокального конца сегментов восходящей звучности.
3. Слоги СГ Эквиполентные фонологические оппозиции признаков слогового контраста (в перцептивных и артикуля-торных единицах).
4. Фонемы I степени Привативные фонологические оппозиции абстракции в актах устной речи
5. Фонемы II степени Привативные фонологические оппозиции абстракции в лексических и грамматических единицах языка.
Работа Т.В.Ганиева (3) посвящена проблеме парафонетизмов. В любой национальной речи имеются общие причины для появления парафонетизмов (например, колебание — выбор продолжения речи, переходы между субтемами, чувство удовлетворенности при завершении текста и т.д.). Имея одну природу, все это порождает в разных
языках неодинаковые парафонетические явления, при том, что причины их появления в разных языках сходны.
Исследование чтения и спонтанной речи в статистически достаточных, репрезентативных количествах показало, что в условиях эксперимента у носителя русского литературного языка в 1 минуту спонтанной речи встречаются 15—20 различных парафонетизмов, в чтении их в среднем в 8—10 раз меньше. Они «привязаны» к концу речевых тактов и носят, таким образом, супрасегментный характер, хотя и не сопровождают фонемы так, как тон или интенсивность.
Автор статьи рассматривает следующие парентезы (включения):
а) эканье (или эканьемеканье, по определению Н.В. Юшманова в 30-е гг.); б) продление гласных; в) физиологически сродни продлению согласных явления задержки дыхания на вдохе и глухого взрыва связок; г) шумные вздохи (вдох, выдох); д) «отлипание» средней части спинки языка от неба и боков языка от щек сопровождается чмоканьем, которое заполняет часть паузы, необходимой для обдумывания, е) неязыковые паузы принято еще называть паузами колебания, обдумывания, затрудненного выбора слов и т.д.
В отличие от парентез, модификации не являются знаками обдумывания, выбора, колебания и т.д., они широко распространены в чтении; картина употребления этих парафонетических средств как речевой небрежности социально детерминирована.
Характеризуются следующие модификации: а) Назализация — наиболее заметная для этикета модификация и оценивается даже как вульгарная черта. Назализация не зависит от соседства с носовым согласным, она обусловлена одновременной подачей звуков через ротовой и носовой проходы. В любой из социальных групп девушки назализуют предпаузные звуки в 5—6 раз чаще молодых мужчин;
б) преждевременная «демобилизация» финальных в синтагме заударных верхних гласных: Ларис, а где твои нарцисс[ъ]? Красивые они были бы [л'ь]; Дорогие москвичи и гости стодиц[ъ]! и т.д.; в) Эмканье — тоже следствие речевой небрежности, когда голос после финальной в синтагме гласной еще звучит, хотя губы уже возвратились в нейтральное положение, сомкнуты. За время эксперимента отмечено 180 «сильных» и столько же ослабленных случаев эмканья: в городе(м), девушки(м), о женитьбе(м), про [н'иво(м)] и т.д. Преобладание этой черты в женской речи заметно во всех социальных группах — менее явно у студенчества и наиболее впечатляющее у рабочих.
Эксперимент показал, что парафонетика в речи подчиняется общим нормам поведения человека как часть речевого этикета. Там, где языковая норма формируется, наряду с прочим, на основе этического принципа — «вкусовой» оценки, культурной традиции, авторитета образцов, — нормы неязыковых средств в какой-то степени схожи с языковой нормой, вернее — ближе всего к норме узуальной, самой элементарной.
В статье Н.С.Евчика (4) выявление закономерностей лингво-перцептивных процессов и толкование их спривлечением данных из смежных с лингвистикой наук — психологии, физиологии, нейроло-гии — дало возможность для системного освещения перцептивной деятельности человека в общем процессе освоения языка и обоснования реальности перевода ее из неконтролируемой в разряд управляемых.
Перцептивная фонетика выделилась в качестве нового раздела науки сравнительно недавно, что обусловило актуальность разработки ее терминов и понятий. Важнейшим из них является понятие перцептивной базы языка — основы ведущих лингвистических действий: понимания, производства речи, запоминания, чтения. Для понимания содержания деятельности перцептивной базы языка необходимо обращение к понятию речевой функциональной системы. Речевая функция исследована автором со стороны ее становления: раскрыто содержание понятия речевой функциональной системы, с опорой на него изучены механизмы, лежащие в основе развития речевой функции, разработаны методы по управлению формированием этого сложнейшего вида психической деятельности.
Согласно разработанному автором теоретическому обоснованию, значимость речевой функциональной системы определяется тем, что именно в ней осуществляется процесс разворачивания коммуникативных единиц по свойственным языку артикулярным программам и по мере усвоения языка ее постепенное свертывание с приобретением черт внутреннего акта, свойственного каждому отдельному человеку. По своей структурной организации речевая функциональная система представляет собой суперсистему, состоящую из субсистем, включенных в два противопоставленных и одновременно взаимосвязанных звена — речевосприятия и речепроизводства — с центральным представительством в коре головного мозга. Благодаря речевосприятию речепроизводящее звено включается в
работу, создавая сенсомоторные схемы, информация о которых обрабатывается и регистрируется в памяти в виде кодов.
Перцептивную базу языка правомерно рассматривать как итоговый результат деятельности речевой функциональной системы. Междисциплинарный системный подход позволяет относиться к формированию перцептивной базы языка как к управляемому процессу с полным контролем за его осуществлением со стороны педагога и обучающегося. Процесс формирования перцептивной базы опирается на развитие восприятия просодии устной речи. При изложенном системном подходе анализ перцептивной и артикуляторной деятельности индивида, выполненный в неразрывной взаимосвязи, позволяет внести ясность в процесс формирования перцептивной базы языка и сделать научно обоснованный вывод по ее дефиниции.
В работе Ю.В.Ковалева (5) осуществлена попытка подвести некоторые итоги, связанные с проблематикой спонтанности звучащей речи. Представленный материал о делении речи на спонтанную и неспонтанную, способах предъявления текста (от чтения до свободной импровизации), существовании письменной формы разговорной речи, функционировании книжно-письменного типа языка в публичном общении, звучащей художественной и официально-деловой речи, способах реализации написанного текста (подготовленное / неподготовленное чтение вслух), спонтанности производства и спонтанности воспроизводства текста позволяет автору предложить в качестве основы для классификации разновидностей русского литературного языка вместо оппозиции «неспонтанная речь / спонтанная речь» оппозицию «писанно-зрительная» (неспонтанная) «произноси-тельно-слуховая» речь с делением последней на подготовленную, неспонтанную (озвученную, звучащую) и неподготовленную, спонтанную (устную) речь.
Каждая из трех разновидностей представлена специальной, художественно-изобразительной и разговорной речью (см. табл.)
Таблица 3
1. Писанно-зрительная (неспонтанная) речь Специальная речь Художественно-изобразительная речь Разговорная речь Письменная научная речь Письменная официально-деловая речь Письменная художественная речь Письменная публицистическая речь Письменная разговорная речь
2. Произносительно -слуховая речь (неспонтанная) Специальная речь Художественно-изобразительная речь Разговорная речь Звучащая научная речь Звучащая официально-деловая речь Звучащая художественная речь Звучащая публичная речь Звучащая разговорная речь
3. Произносительно -слуховая (спонтанная) речь Специальная речь Художественно-изобразительная речь Устная научная речь Устная деловая речь Устная художественная речь Устная публичная (парламентская, митинговая, радио- и ТВ-речь) Устная разговорная речь
В.В.Потапов
2003.04.016. ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО -ФОНЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: К 70-ЛЕТИЮ Л.В.БОДАРКО / Отв. ред. Вольская Н.Б., Светозарова Н.Д. - СПб.: Филол. фак. С.-Петерб гос. ун-та, 2002. — 347 с. — Библиогр. в конце ст. Науч. тр. Л.В.Бондарко: с.330—343.
Из содержания:
1. АТАРЩИКОВА А.И. Интонация как отражение национальной ментальности. — С.132—134.
2. ВОЛЬСКАЯ Н.Б. О паузах виртуальных и реальных. — С.165—170.
3. КРИВНОВА О.Ф. Глоттализация на границах фонетических составляющих в женской речи (на русском материале). — С.183 — 190.