СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ
ЭКОНОМИКА
2003.03.004-007. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРАН - ЧЛЕНОВ ОРГАНИЗАЦИИ ИСЛАМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ.
2003.03.004. DABOUR N. Economic problems of the least developed and land-locked OIC countries and the UN Programme of айюп for the LDC for 2001-2010 // J. оf econ. ^op. among Islamic countries. - Ankara, 2002. -Vol. 23, N 4. - P. 59-102.
2003.03.005. External debt situation of African and other OIC member countries // Ibid. - P. 33-58.
2003.03.006. ALARI R. Trade protectionism under WTO - the impact on Muslim countries // Ibid. - P. 1-32.
2003.03.007. BAYRAKTAR B. Poverty and health problems in the least developed and low-income OIC member countries // Ibid. - P. 103-148.
Н. Дабур (Центр статистических, экономических и социальных исследований и обучения для исламских стран - ЦСЭСИОИС, Анкара) пишет, что численность населения 22 наименее развитых стран (НРС) Организации Исламская конференция (ОИК) составляет 334 млн. человек. Это почти 54% населения всех 49 НРС. Их экономические и социальные трудности создают крупные проблемы и для них самих, и для ОИК, и для их партнеров (004, с.59). Поэтому ОИК считает необходимым уделять особое внимание этим странам.
В НРС-ОИК, особенно расположенных в Тропической Африке, очень плохие условия для развития экономик и для повышения уровня жизни населения. Насчитывая 26% населения стран ОИК, они дают только 7% их общего объема производства; их ВВП в 1999 г. вырос на 4% и в 2000 г. - на 5,2%, тогда как в 1995 г. - на 6,2% (004, с.62). Общий объем ВВП всех НРС-ОИК меньше, чем ВВП таких стран, как Индонезия, Турция или Саудовская Аравия в отдельности. Доход на
душу населения в НРС-ОИК в 2000 г. равнялся 305 долл., в НРС - 278 долл., - в странах ОИК - 1141 долл. (004,с.65).
Таблица
Структура производства в НРС-ОИК, (средняя за 1995-1999 гг., в %); (004, с.64)
Сельское хозяйство Промышленность В том числе обрабатывающая Услуги
ИРС-ОИК 30 22 12 49
Все НРС 33 25 11 42
Все страны ОИК 17 38 15 44
Все РС 13 36 23 51
Сельское хозяйство в НРС-ОИК обеспечивает работой и пропитанием значительную долю населения и является крупным источником валютных поступлений. Тем не менее эти страны (за исключением Уганды) включены в список 87 низкодоходных продовольственно-дефицитных стран мира, составленный ООН в 1997 г. Согласно классификации МВФ по принципу главного источника экспортных поступлений, 12 НРС-ОИК в Тропической Африке отнесены к сырьевым ненефтяным экспортерам, 5 - к экспортерам услуг, 4 - к диверсифицированным экспортерам; только одна страна - Бангладеш -названа экспортером готовой промышленной продукции. Как экспортеры сырьевых, в основном, сельскохозяйственных товаров, НРС-ОИК сильно подвержены внешним шокам, колебаниям цен и сезонным факторам. В условиях снижения цен на ненефтяные сырьевые товары в течение всех 90-х годов экспортные поступления НРС-ОИК сокращались, что не позволяло поднимать уровень жизни населения.
Несмотря на увеличение объема экспорта НРС-ОИК в 1999-2000 гг., их доля в мировом экспорте оставалась на уровне 0,5%, а в общем объеме экспорта НРС и стран ОИК снижалась. Положение усугубляется еще и тем обстоятельством, что значительная доля экспорта концентрируется в немногих странах: Бангладеш, Йемен, Судан и Сенегал осуществляли 69% всего экспорта НРС-ОИК в 2000 г., причем доля двух первых стран - 54,5% (004, с.70). Такая же картина и в
области импорта: 58,4% приходилось на те же четыре страны в 2000 г.; торговый баланс сводился с дефицитом и в 2000 г. он достиг 13,2 млрд. долл., тогда как торговый баланс всех стран ОИК показал излишек в 86,6 млрд. долл. Дефицит платежного баланса НРС-ОИК медленно уменьшался с 4 млрд. долл. в 1996 г. до 2,1 млрд. в 1999 г. (004, с.72); постепенно росли валютные резервы - с 6,1 млрд. долл. в 1996 г. до 8,2 млрд. в 2000 г., что составило 68% общих резервов НРС (004, с.73). Однако и это улучшение положения касалось только 1/3 НРС-ОИК.
Приток финансовых средств в НРС-ОИК сократился с 7,4 млрд. долл. в 1990 г. до 6 млрд. в 1999 г., что составляло 53 и 43% притока в НРС и 8 и 2% в РС соответственно (004, с.74). Сократилась и официальная помощь развитию. С другой стороны, прямые иностранные инвестиции (ПИИ) постепенно выросли с 2 млрд. долл. в 1995 г. до 5,7 млрд. в 1999 г., а доля НРС-ОИК в общих ПИИ в НРС выросла с 10 до 33% за те же годы (004, с.75). 12 НРС-ОИК относятся к странам с высокой и 8 - к странам со средней задолженностью (004, с.64). Общий внешний долг в НРС-ОИК в 1999 г. равнялся 75,7 млрд. долл., его доля в общей задолженности НРС составляла 51%. «Задолженность остается серьезным препятствием для развития и экономического роста, обслуживание долга изымает крупную долю скудных бюджетных ресурсов, которые могли бы быть потрачены на производительные и социальные цели: ситуация усугубляется воздействиями мирового финансового кризиса и неустойчивостью товарных цен» (004, с.76).
Цели и задачи Парижской Программы действий для НРС на 90-е годы, принятые второй Конференцией ООН по НРС, не были выполнены. «Процесс глобализации обходит НРС, что ведет к их дальнейшей маргинализации» (004, с.77). Большинство НРС приняло программы экономических реформ, но их результаты вопреки ожиданиям не смогли серьезно воздействовать на развитие этих стран. В мае 2001 г. третья Конференция ООН по НРС приняла «Брюссельскую декларацию», в которой международное сообщество приняло на себя обязательства способствовать интеграции НРС в мировую экономику, ускоренному и устойчивому экономическому росту и развитию, искоренению бедности и неравенства. С этой целью была принята Программа действий для НРС на 2001-2010 гг. Для достижения ее целей необходимо, чтобы НРС с помощью своих партнеров довели ежегодный рост ВВП по меньшей мере до 7% и долю инвестиций - до 25% ВВП (004, с.78)
В качестве приоритетов Программа называет: значительное сокращение чрезвычайной бедности, развитие человеческих и институционных ресурсов, отмену ограничений и развитие местных рынков, увеличение доли НРС в мировой торговле и финансовых и инвестиционных поступлениях, защиту среды, обеспечение продовольственной безопасности. Каждая НРС должна принять конкретные меры в соответствии с провозглашенными целями как основу своей национальной программы развития, а партнеры - помогать ей и разделять ответственность за ее выполнение. Успех Программы будет зависеть от эффективного осуществления принимаемых мер, мониторинга и проведения проверок на национальном, региональном и мировом уровнях. На 28-й сессии министров иностранных дел ОИК была создана межгосударственная группа экспертов для изучения путей и средств осуществления Программы и разработки предложений в области сотрудничества стран ОИК. Членов ОИК призывают расширить помощь НРС-ОИК в финансовой, продовольственной и других сферах, особо принять во внимание нужды и проблемы стран, не имеющих выхода к морю, и малых островных государств.
В докладе ЦСЭСИОИС (005) сообщается, что 23 страны ОИК имеют серьезную задолженность, 15 - среднюю, 13 - малую и только 6 стран классифицированы как не имеющие долга. Проблема задолженности особенно важна для 15 бедных стран с высокой задолженностью - членов ОИК, расположенных в Тропической Африке. Задолженность «углубляет бедность, повышает социальную напряженность» (005, с.33). Обслуживание долга изымает значительную часть скудных бюджетных ресурсов, которые могли бы быть использованы на производительные и социальные цели, усиливает уязвимость от внешних шоков, непостоянства мировых цен. Им необходима помощь мирового сообщества.
Общий долг всех групп РС постепенно возрастал в последние 20 лет, особенно в 90-е годы. Долг стран ОИК вырос со 159,5 млрд. долл. в 1980 г. до 411,2 млрд. в 1990 г. и их доля в общей задолженности РС увеличилась с 27 до 28%; в 1999 г. долг достиг 625,3 млрд. долл., что равнялось 24% от общего долга всех РС (005, с.36). Доля стран Тропической Африки - ОИК (СТА-ОИК) в общей задолженности стран ОИК выросла с 21% в 1980 г. до 25% в 1990 г., но после достижения 120,3 млрд. долл. в 1995 г. сократилась до 109,2 млрд. в 1999 г., т.е. до 18% общего долга (005, с.37). Это объяснялось, с одной стороны,
трудностями заимствования для этих стран, а с другой - начавшими приносить результаты усилиями по облегчению долга. Структура долга в основном оставалась без изменений, около 80% приходилось на долгосрочные долги.
Обслуживание долга в 1990 г. равнялось 18,5% ВВП, и хотя эта цифра уменьшилась к 1999 г. до 14%, она еще была вдвое больше уровня 80-х годов, но значительно ниже, чем в ОИК и РС в целом (005, с.41).
С сентября 1996 г. МВФ и МБ создали механизм Инициативы помощи НРС, однако она подвергалась серьезной критике. В сентябре 1999 г. МВФ и МБ приняли Расширенные инициативы помощи должникам с целью «ускорить предоставление помощи, твердо и прозрачно связать обеспечение помощи с сокращением бедности, увеличить более чем вдвое запланированные суммы для облегчения долга» (005, с.42).
По Расширенной инициативе к странам с высокой задолженностью отнесена 41 страна, из них 20 членов ОИК, в том числе 17 СТА-ОИК. Эти страны должны были определить свою стратегию развития, особенно сокращения бедности; для вступления в действие Инициатив был установлен промежуточный период в 3 года, в течение которых должны были осуществляться меры сокращения бедности, структурные и социальные реформы. К августу 2001 г. только 23 страны-должники, в том числе 13 СТА-ОИК, выполнили поставленные условия; относительно только двух стран - Боливии и Уганды - принято решение о помощи (005, с.43). Таким образом, осуществление Инициативы было довольно медленным как со стороны МВФ-МБ, так и со стороны стран-должников, в частности, увеличению помощи препятствовало медленное внедрение ими стратегии сокращения бедности. Во многих из них выплаты по обслуживанию долга превышали расходы на социальные нужды; выплаты Камеруна, Малави и Замбии достигали 40% бюджетных поступлений (005, с.46).
СТА продолжают быть в центре усилий, направленных на облегчение долга. Одновременно страны-должники должны увеличить собственные усилия для улучшения долговой ситуации, проводя финансовые и бюджетные реформы, отраслевую реструктуризацию, способствующую искоренению бедности и ускоренному экономическому росту.
Р. Алари (Международный исламский университет, Малайзия; 006) пишет, что за 7 лет деятельности ВТО возникли новые по сравнению с
ГАТТ проблемы, вызывающие опасения у многих мусульманских стран, которые почувствовали себя маргинализован-ными и эксплуатируемыми. «ВТО убеждала мир, особенно развивающиеся страны, что либерализованная торговая система создаст огромные преимущества. Но на практике некоторые соглашения, подписанные на многосторонней основе, подразумевают протекционистские элементы» (006, с.1). Беспокойство вызывает рост новых форм протекционизма по мере снижения традиционных торговых барьеров.
Соглашения об антидемпинговых мерах, принятые ГАТТ в 1994 г., часто использовались как каналы протекционизма развитыми странами, а затем стали все чаще применяться и развивающимися для защиты своей неконкурентоспособной промышленности. Ожидается, что либерализация торговли текстилем и одеждой вызовет еще более широкое распространение антидемпинговых мер с этой целью. Количество антидемпинговых расследований выросло с 76 в 1980 г. до 330 в 2002 г. причем если в 1980 г. 85% инициировались развитыми странами, то к 1995 г. половина пришлась на РС (006, с.4-5). За 19952001 гг. США подали 255 антидемпинговых заявок, Индия - 248, от мусульманских же стран поступало мало таких заявок, в 2001 г. только Турция и Египет вошли в первую десятку стран (14 и 6 заявок соответственно) (006, с.6). По количеству заявок против мусульманских стран в 2001 г. на первом месте была Индонезия (74), затем Малайзия (35), Турция (26), Египет, Саудовская Аравия и Иран (по 10). В 2001 г. 330 заявок включали 138 различных продуктов, но охватывали ограниченное число стран (006, с.8).
Таким образом, пункт об антидемпинге стал предметом злоупотребления и утратил свою первоначальную цель - защищать местную промышленность от несправедливой демпинговой практики. Для мусульманских стран это неблагоприятно, поскольку наибольшее число антидемпинговых расследований возбуждается против РС. Мусульманские страны коллективно требуют от ВТО упростить процедуру антидемпинговых мер, обеспечить надзор, сокращение расходов и минимизацию злоупотреблений. Сами мусульманские страны нуждаются в расширении сотрудничества и взаимном изучении опыта.
Ирония ситуации заключается в том, что антидемпинговые меры не применяются к сельскохозяйственным продуктам. Крупномасштабные субсидии фермерам США и ЕС от их правительств искусственно поддерживают низкие цены на мировом рынке, «способствуя
конкурентоспособности богатейших мировых фермеров против нищих крестьян РС», в которых особенно страдают производители мяса, сахара и зерна.
Сельскохозяйственный сектор всегда был за пределами интересов ГАТТ. Условия для развитых и РС были неравными, и неудовлетворенные этим РС требовали полной либерализации сельскохозяйственного сектора торговли. Под их давлением в 1995 г. начались переговоры ГАТТ/ВТО. С тех пор удалось снизить ограничительные барьеры, тарифы и объемы субсидий, но РС считают, что общий уровень тарифов, местной поддержки и субсидий остается очень высоким, в некоторых случаях он стал выше прежнего: тарифные эквиваленты и нетарифные барьеры в развитых странах поднялись с 250 до 390% на некоторые продукты (006, с.15). В результате некоторые мусульманские страны сталкиваются с хронической нехваткой валютных резервов; они хотели бы увеличить свое сельскохозяйственное производство, защитить и субсидировать аграрный сектор, но не могут. Мусульманские страны должны предпринять коллективные усилия, чтобы получить возможность для проведения таких мер, потребовать снижения существующих тарифов и заключения соглашения о потолке тарифов и субсидий. В связи с этим необходимо, чтобы мусульманские страны начали консультироваться друг с другом для идентификации общих целей и выработки переговорной стратегии на предстоящем раунде переговоров о торговле сельскохозяйственными продуктами.
Еще один канал, по которому развитые страны используют режим ВТО для защиты своего аграрного и продовольственного сектора, - это Соглашение о санитарных и фитосанитарных мерах. Здесь так же растет число споров и заявок, что сильно ограничивает доступ РС на рынки. В этой сфере можно манипулировать установлением мер охраны здоровья. Примерами могут быть запреты ЕС на экспорт рыбы из Уганды, в которой нет мониторинга содержания химических элементов в озерах, на ввоз молока из Индии из-за отсутствия механизированной дойки и т. п. В результате введения одного нового стандарта в странах ЕС африканский экспорт овощей, сухих фруктов и орехов сократится на 47-59% и общие потери составят около 400 млн. долл. (006, с.20). Схожая ситуация с индийским и китайским рисом. Таким образом, снова жертвами оказываются РС.
Соглашение о защите прав интеллектуальной собственности, которое начало действовать с января 1995 г., давало годовой переходный
период развитым странам, пятилетний - РС и одиннадцатилетний - НРС. Компании, владеющие интеллектуальной собственностью, обычно практикуют ценовую дискриминацию, продавая один и тот же продукт в разные страны по разным ценам, например, цена на одно лекарство варьировалась от 183 долл. в Монголии до 2 долл. в Индии (006, с.25). Практика осуществления Соглашения оказывается выгодна многонациональным корпорациям, и режим ВТО благоприятствует такой практике.
Когда в 60-е годы текстильное производство РС стало конкурентоспособным, развитые страны в соответствии с Многосторонним соглашением о волокнах заключали двусторонние соглашения для ограничения объема импорта из каждой РС; эти соглашения были инструментом защиты рабочих мест и интересов развитых стран. Например, в 80-е годы экспорт рубашек из Бангладеш в США увеличился до 1,8% американского импорта, США включили защитный механизм и в Бангладеш немедленно закрылась половина рубашечных пошивочных фабрик, где работали в основном женщины (006, с.27). Предполагалось, что Многостороннее соглашение о волокнах будет временным, но оно просуществовало четверть века, и одним из следствий было то, что РС не смогли получить выгоды от своей конкурентоспособности и вынуждены были замедлить темп индустриализации и диверсификации промышленности. Поэтому РС -члены Многостороннего соглашения выступили со своими требованиями, и после многолетнего сопротивления развитых стран в 1995 г. было подписано Соглашение по текстилю и одежде. Оно устанавливает поэтапное снижение квот и отмену их через 10 лет, снижение тарифов в развитых странах и т.п. Но и это соглашение оставляет возможности для манипулирования, в итоге ряд РС жалуется, что импортеры затягивают либерализацию. Скорей всего, выгоды от Соглашения РС смогут увидеть лишь в конце 10-летнего периода.
Е.Бейрактар (ЦСЭСИОИС, Анкара; 007) подчеркивает, что бедность находится в центре всех проблем РС, и основное внимание при определении бедности и разработке стратегии ее сокращения должно быть уделено не показателям доходов, а прежде всего достижениям в области образования, здравоохранения, питания. «По мере технологического прогресса и роста общих стандартов уровня жизни очертания бедности изменяются вместе с новыми статьями потребления» (007, с.103-104). Для борьбы с бедностью недостаточно иметь планы ее
сокращения, надо определить предварительные условия разработки стратегии эффективной программы борьбы с бедностью.
К наименее развитым низкодоходным странам относятся 32 страны из 57 членов ОИК, на них приходится 68% населения стран ОИК. 21 страна находится в Тропической Африке, 11 - в Азии, они не являются гомогенной группой. Их экономическая структура мало изменилась за последние 20 лет; наибольшую долю ВВП (43,2%) обеспечивает сектор услуг, он является крупным источником дохода. По характеру экспортных доходов, согласно классификации МВФ, 13 НРС-ОИК отнесены к производителям ненефтяных сырьевых товаров (5 названы экспортерами услуг и 2 - экспортерами готовых промышленных товаров) и, следовательно, подвержены колебаниям мировых цен. Поэтому, как и большинство стран ОИК, они нуждаются в диверсификации своих экономик, чтобы сократить уязвимость со стороны мировых шоков. Устойчивые экономический рост и развитие являются исходным условием для борьбы с бедностью.
Для измерения бедности ПРООН ввела Индекс человеческой бедности (ИЧБ) и Индекс человеческого развития (ИЧР), учитывающие все аспекты бедности, не только доход. Согласно ИЧБ, 35% населения 22 НРС-ОИК (273,5 млн. человек) страдают от бедности; бедность достигает значительных цифр и в среднедоходных и даже нефтеэкспортирующих РС. В борьбе с бедностью были достигнуты некоторые успехи; в частности, в НРС-ОИК за последние 30 лет на 12 лет выросла ожидаемая продолжительность жизни и на 40% упала детская смертность, за последние 20 лет на 16% выросло число поступивших в начальную школу. Доля населения, живущего в чрезвычайной бедности, в РС в целом за 1987-1998 гг. сократилась с 28 до 23%. «В целом сегодня развивающийся мир здоровее, благополучнее, лучше накормлен и лучше образован» (007, с.114). Но прогресс явно недостаточный и распространяется неравномерно.
Без экономического роста нельзя преодолеть бедность, но ее сокращение возможно только если ресурсы, полученные в результате роста, направляются на человеческое развитие, особенно на улучшение здравоохранения и образования. Доля чрезвычайной бедности в РС в 90-е годы очень медленно сокращалась: например, в странах Тропической Африки она снизилась с 46,6 до 46,3% (007, с.116). В целом около половины из 28 стран ОИК жестоко страдали от чрезмерной бедности, в 8 странах она немного снизилась. Некоторые социальные показатели в
НРС-ОИК за последние десятилетия улучшились, но отставали от средних для РС, а в 15 странах с 1993 г. происходит сокращение ожидаемой продолжительности жизни из-за эпидемии СПИДа.
Все страны должны умножить усилия по улучшению образования и здравоохранения, особенно для бедных: без этого бедные не смогут получить преимущества от роста доходов в стране, «обеспечение основных социальных услуг... составляет важный элемент в развитии общества» (007, с.119).
Для здравоохранения СТА особое значение приобретают проблемы СПИДа и малярии. За 1995-1997 гг. число заболеваний СПИДом выросло во всех НРС в 5 раз, в 1999 г. число детей, зараженных СПИДом, в СТА достигло 1 млн. (007, с.122-123).
Таким образом, источник бедности в НРС-ОИК не только недостаточный доход, но и низкое человеческое развитие, которое, в свою очередь, снижает возможности получения дохода. Недоедание, болезни и недостаток знаний сокращают возможности заработать, ограниченный доход сужает доступ к образованию и здравоохранению. Понимание бедности как совокупности всех этих аспектов категорически необходимо для разработки и применения программ и проектов ее уменьшения. В то же время не существует единого образца стратегии сокращения бедности. Опыт 90-х годов показал, что рыночные реформы терпят неудачу в обеспечении экономического роста и сокращения бедности при отсутствии необходимых местных институтов; при технологическом прогрессе в последние 10 лет и естественном росте квалификации против ожидания интенсивно распространялся неквалифицированный труд; хотя государственные инвестиции в образование и здравоохранение росли, они были менее эффективны, чем ожидалось, частично из-за недостаточного понимания бедноты. Эти и другие уроки развития должны быть учтены и мировым сообществом, и странами ОИК, которые должны крепить свое сотрудничество.
С.М.Макарова