2002.04.035. КАНОНЕ Э. ДЖОРДАНО БРУНО (1548-1600): ОТ ТЕНЕЙ ИДЕЙ К БЕСКОНЕЧНОМУ УНИВЕРСУМУ.
CANONE E. Giordano Bruno (1548-1600): Von den Schatten der Ideen zum unendlichen Universum // Philosophen der Renaissance. — Darmstadt, 1999. — S.188—205.
Не удовлетворившись аристотелевской натурфилософией, Джордано Бруно обратился поначалу к радикальному материализму. При этом он опирался на Демокрита и эпикурейцев, на учение Авицеброна (материя как «божественная природа»), а также на стоиков. Формы должны рассматриваться только как «определенные акцидентальные диспозиции материи» — так резюмируются все эти позиции. Бруно предложил заменить их другим понятием материи — «одушевленная материя».
Кризис в отношении к полученному Бруно аристотелевскому образованию, влияние платонизма и неоплатонизма способствовали принятию им доплатоновского понимания Всеединого.
В 1582 г. появился ряд (парижских) работ, выражающих собственную философскую позицию Бруно в систематизированной форме. Наиболее значимой из этих работ является «De umbris idearum» («О тенях идей»). «Идеи», о которых здесь идет речь, — это не логические универсалии, а конкретное единство, все. Отношение между метафизикой, физикой и логикой есть отношение между тремя мирами — метафизическим, физическим и рациональным. Метафизический, или архетипический, мир идей и рациональный мир теней не предстают как нечто нереальное. Конечно, мы не в состоянии знать метафизический мир сам по себе и можем говорить о нем лишь в переносном смысле. А другой мир — мир символов, знаков, связанных с «фантазмами». Бруно ставит проблему изначальной и постоянной идеальной структуры. Идеальный мир не оторван от реального, он сам реален, его постоянная структура лежит в основе изменения.
В указанных работах еще отсутствуют основополагающие компоненты новой и завершенной натурфилософии, являвшейся истинной целью Бруно. Такая космология должна была представлять альтернативу аристотелевской физике. Кроме того, она должна была учитывать современную науку, прежде всего подход Коперника. Поворотный
момент заключался в том, что понятие бесконечного, которое еще в «Тенях» понималось (как и у Николая Кузанского) метафизически -гносеологически, должно было найти пути в новую натурфилософию и явить подлинную фактическую структуру универсума.
В 1583—1584 гг. Бруно осуществлялась программная разработка «ноланской философии», которая соответствовала смыслу новой желанной натурфилософии и содержала концепцию мировой души. Эта разработка была представлена в шести работах, составленных в диалогической форме и написанных по-итальянски. Первые три из них порывают с господствовавшим аристотелизмом и предлагают основанную на строго монистической онтологии инфи-нитистскую космологию. Она базируется на мысли о единстве того начала, которое оживляет весь универсум, с его множеством и изменчивостью отдельных вещей. Другие три произведения проводят эту космологию на уровне антропологии, причем утверждается необходимость реформы социальной этики и гражданской жизни, а также реформы теории познания и индивидуальной этики. При этом появляется мысль о метаморфозе человека и его переходе в метафизический горизонт «героического».
Для Бруно рухнул аристотелевско-птолемеевский космос. Он отстаивает гелиостатическую теорию, а затем утверждает физика -листскую реальность коперниканской системы (отвергая фикцио-налистскую интерпретацию Осиандера и других, считавших копер-никовский подход всего лишь вычислительной гипотезой в рамках астрономически-математической перспективы), а также утверждает бесконечность универсума, отрицая существование сферы неподвижных звезд. Речь идет о бесконечном действии бесконечной причины. Это совершенно единый универсум без всякого центра и гомогенный в своей материальной и пространственной конституции, он содержит множество миров, бесконечное число планетных систем.
В данном воззрении сплавляются воедино концепция бытия (как единого, бесконечного, недвижимого) и становления (чередования тел, вещей, универсума), присущая «древней истинной» доплатоновской философии, и достижения современной науки. В гомогенном бесконечном универсуме нет ни «естественных мест», ни «квинтэссенции» как
субстрата небесных тел, не существует различия между земным и небесным миром. В таком подходе проявляется близость к атомизму. Исходя из атомистических предпосылок, решительно отвергается аристотелевское понимание возникновения и прехождения.
В работе «О причине, начале и едином» на передний план выдвигается перспектива единой, вечной, бесконечной субстанции. Деятельность формального принципа проявляется в различном сочетании материи. Всеобщей физической деятельной причиной является универсальный разум. Он един, как едина материя, в которой он осуществляет свою деятельность. Единство формы и единство материи не ведут к субстанциальному дуализму, поскольку благодаря принципу совпадения противоположностей — абсолютного единства как тождества бытия и бытийных возможностей, проявляющегося как бесконечная актуальность, предстает настоящее единство, единство божественной субстанции в бесконечности Всего.
Ю.А.Кимелев