2002.04.028. БОЙС ДЖ. К., НДИКУМАНА Л. ЯВЛЯЕТСЯ АФРИКА КРЕДИТОРОМ? НОВЫЕ ОЦЕНКИ БЕГСТВА КАПИТАЛА ИЗ СТРАН АФРИКИ ЮЖНЕЕ САХАРЫ, ИМЕЮЩИМИ БОЛЬШУЮ ВНЕШНЮЮ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ, 1970-1996 ГГ.
BOYCE J. R., NDIRUMANA L. Is Africa a net creditor?: New estimates of capital flight from severly indebted sub-Saharan African countries, 1970-1996// J. of development studies - L., 2001. -- Vol. 38, N2. -P. 27-56.
Авторы (Массачусетский университет, Амхерст, США) на основе анализа статистики МВФ и Мирового банка оценивают величину бегства капитала по 25 странам Африки южнее Сахары с 1970 г. по 1996 г., которые по классификации Мирового банка отнесены к категории «низкодоходных стран с большой внешней задолженностью». На долю этих стран приходится 86% населения, 80% внешнего долга и 43% ВВП региона (с. 35).
Величину бегства капитала авторы определяют разницей между притоком и оттоком капитала, учитывая при этом также сокрытия или предоставление ложных данных о внешнеторговых сделках и набежавшие проценты на вывезенный капитал (используя ставки американского казначейства) (с.35).
Результаты анализа показывают, что, за исключением двух стран (Мали и Нигер), отток капитала намного превышает приток капитала. Первое место занимает Нигерия (86,7, а с учетом процентов 129,6 млрд. долл.), за ней располагаются Кот-д'Ивуар (23,3 или 34.7 млрд. долл.), Ангола (17,0 или 20,4 млрд. долл.), Конго (б. Заир) (13,3 или 22,9 млрд. долл.), Камерун (13,0 или 16,9 млрд. долл.) (Подробнее см. табл. 1).
При сопоставлении величины оттока капитала с официальным внешним долгом выясняется, что в целом по 25 странам региона частные внешние активы, аккумулированные в результате бегства капитала превышают официальный внешний государственный долг. Внешние долги 25 стран региона в 196 г. составляли 178 млрд. долл., в то время как общая величина внешних активов достигла в 1996 г. 193 млрд. долл., а с учетом накопленных процентов - 285 млрд. долл., т.е. превышают официальный долг соответственно на 14,5 млрд. долл. и 106,5 млрд. долл. Эти суммы составляют соответственно 10% и 76% ВВП региона (с. 29,47). Из 25 стран Африки южнее Сахары девять имеют позитивный баланс между величиной долга и объемом вывезенного капитала. Бесспорным лидером является Нигерия, положительное сальдо которой равняется более 98 млрд. долл., в расчете на душу ее населения это составляет 858 долл., что почти в три раза превышает душевой доход
этой страны; за ней идут Кот-д'Ивуар - 15,2 млрд. долл., Конго (б. Заир) - 10,1 млрд. долл., Ангола - 9,1 млрд. долл., Камерун - 7,3 млрд. долл., Замбия - 5,4 млрд. долл., Руанда - 2,4 млрд. долл., Сьерра Леоне - 1,0 млрд. долл. и Буркина Фасо - 0.7 млрд. долл. (с. 46-47) (см. табл. 2).
Таблица 1 (с.43).
Бегство капитала из стран Тропической Африки, 1970-1996 гг. (млн. долл.)._
Страна Отток капитала Потеря капитала с учетом процентов
Ангола 17032,52 20405,0
Буркина Фасо 1265,5 1896,6
Бурунди 818,9 980,9
Камерун 13099,4 16906,0
ЦАР* 250,2 459,0
Конго (Браззавиль) 13387,8 22990,5
Кот-д'Ивуар 459,2 1254,0
Эфиопия 23371,0 34745,5
Гана 5522,8 8017,9
Гвинея 407,3 289,3
Кения 342,8 434,2
Мадагаскар 815,1 2472,6
Малави 1649,0 1571,5
Мали 705,1 1174,8
Мавритания -1203,6 -1527,2
Мозамбик 1130,8 1830,0
Нигер 5311,3 6206,9
Нигерия -3153,1 -4768,9
Руанда 86761,9 129661,0
Сьерра Леоне 2115,9 3513,9
Судан 1472,8 2277,8
Танзания 6982,7 11613,7
Уганда 1699,1 6203,4
Замбия 2154,9 3316,1
10623,5 13131,2
Итого 193022,8 285061,7
"*--
Центральноафриканская Республика
Таблица 2 (с. 46).
Внешний долг и внешние активы стран Африки южнее Сахары 1996 г. (в млн. долл.)_
Страна Величина долга Чистые внешние активы
Вывезенный капитал минус объем долга Вывезенный капитал с учетом процентов минус объем долга
Ангола 11225,1 5807,4 9179,
Буркина Фасо 1196,1 69,4 700,4
Бурунди 1126,9 -308,0 -14,0
Камерун 9541,6 3557,8 7364,4
ЦАР* 941,1 -6,0 -482,1
Конго (Браззавиль) 12826,4 561,4 10164,1
Кот-д'Ивуар 5240,6 -4781,4 -3986,6
Эфиопия 19523,6 3847,4 15221,9
Гана 10078,6 -4555,8 -2060,7
Гвинея 6442,2 -6034,9 -6152,9
Кения 3240,3 -2897,5 -2806,1
Мадагаскар 6931,0 -6115,9 -4458,4
Малави 4145,8 -2496,8 -2568,3
Мали 2146,1 -1441,0 -971,3
Мавритания 3006,0 -4209,6 -4533,2
Мозамбик 2404,2 -1273,4 -572,2
Нигер 7566,3 -2255,0 -1359,4
Нигерия 1623,3 -4776,3 -6392,1
Руанда 31406,6 55355,3 98254,4
Сьерра Леоне 1043,1 1072,8 2470,8
Судан 1205,1 267,6 1072,7
Танзания 16972,0 -9989,3 -5358,3
Уганда 7361,8 5662,7 -1158,4
Замбия 3674,4 -1519,5 -358,3
7639,4 284,1 5491,8
Итого 178507,6 14515,1 106556,1
■*---
Центральноафриканская Республика
Отток капитала оказывает неблагоприятное влияние на социально-экономическое развитие африканских стран. Во-первых, это отвлекает от внутренних инвестиций и других производительных вложений значительные ресурсы, в которых и без того Африка испытывает острую нужду. Во-вторых, отток капитала оказывает отрицательное влияние на распределение национальных богатств, поскольку вывозит капитал небольшой слой политической и экономической элиты, причем приобретение ею капитала и вывоз его за границу зачастую производится незаконными средствами (включая хищение экспортных доходов, фальсификацию документов о торговых сделках, взятки при заключении контрактов в государственном и частном секторах). Негативные последствия, возникающие от нехватки доходов и иностранной валюты, перекладываются на население. Отрицательное влияние бегства капитала усиливалось, когда в результате финансовых дисбалансов приходилось прибегать к девальвации местной валюты: богатые застрахованы от ее последствий своими иностранными активами, в то время как бедные не имеют такой страховки. В-третьих, отток капитала усугубляет долговый кризис. Сегодня обслуживание долга поглощает более 6% ВВП Африки южнее Сахары. «Поскольку внешние заимствования используются не в интересах африканского населения, но для финансирования частных внешних активов правящих элит, моральная и юридическая легитимность обязательств по обслуживанию долга представляется спорной» (с. 30).
Многие африканские лидеры составили огромные личные состояния, в основном размещенные за границей. Так, например, общая сумма иностранных счетов Мобуту оценивалась в середине 80-х годов в
4 млрд. долл. Семья генерала С. Абачи (правившего в Нигерии в течение
5 лет) только в Швейцарии имела счета на сумму в 2 млрд. долл. Американский сенат выявил также многомиллионные счета этой семьи в Ситибанке в Нью-Йорке и Лондоне (с. 28).
Следует также иметь в виду, что официальные государственные долги скрупулезно фиксируются, в то время как частные иностранные вклады и счета африканской элиты тщательно скрываются, поэтому трудно дать полную точную картину зарубежных активов частных африканских лиц.
Авторы считают, что африканские правительства должны выявлять и возвращать незаконно приобретенные и вывезенные частные капиталы. Это - трудный путь, но не безнадежный. Например, по просьбе нынешнего правительства Нигерии швейцарские и американские счета семьи генерала Абачи были заморожены. Они предлагают также применять одни и те же принципы к долговым обязательствам Африки и
ее внешним активам. Правительства стран Африки южнее Сахары могли бы проинформировать своих кредиторов, что долги будут признаны законными только в том случае, если кредиторы документально докажут, кто получил их деньги и на что они были истрачены. Но, если судьба заемных денег не может быть документально прослежена. Тогда нынешние африканские правительства должны сделать вывод, что эти деньги уплыли в личные карманы и были скорее всего вывезены из страны. В таких случаях, можно утверждать, что «обязательства по долгам лежат не на правительстве, но на тех частных лицах, которые обогатились за счет внешних заимствований» (с.50).
Довод в пользу симметричного подхода подкрепляется и тем фактом, что в прошлом внешние кредиторы стран Африки южнее Сахары «соучаствовали в поддержке режимов коррумпированных правителей и помогали им тайно переводить их нечестно нажитые доходы за границу» (с. 50).
В последние годы идут многочисленные дискуссии о «прощении долгов». Сторонники этой меры утверждают, что ввиду тяжелой экономической ситуации в низкодоходных странах Африки южнее Сахары их внешние долги следует списать. Оппоненты считают, что этот прецедент может отрицательно сказаться на рынке внешних заимствований. Авторы полагают, что, когда «объем вывезенного из Африки южнее Сахары капитала превышает ее внешний долг и когда асимметричный подход к внешним обязательствам и активам защищает доходы богатой элиты, в то время как миллионы самых бедных в мире людей вынуждены нести бремя выплаты долгов, которые не принесли им никакой пользы, народ Африки южнее Сахары вправе задать вопрос: кто кого должен прощать?» (с. 512).
Ю.И. Комар