2002.04.003. МАЛАКОФФ Д. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ НАУКИ США НА 2002 г.
MALAKOFF D. Biomedicine gets record raise as Congress sets 2000 spending // Science. - Wash., 2002. - Vol.295, №5552. - P.24-25.
В статье комментируются данные о финансировании науки США, предусмотренном федеральным бюджетом на 2002 г.
"Все хорошо, что хорошо кончается. Сложное путешествие проекта бюджета по "ухабистым дорогам" комитетов и подкомитетов конгресса завершилось в декабре 2001 г. вполне благополучно, причем ассигнования на биомедицинские исследования оказались в итоге рекордными, да и суммы, выделенные на многие другие отрасли фундаментальной науки, значительно выросли по сравнению с предыдущим годом" (с.24). Основные показатели бюджета представлены в таблице.
Таблица. Основные статьи федерального бюджета науки США на 2002 г.
(млн. долл.)
Министерства и ведомства 2001 г. 2002 г. в %
1. Национальные институты здоровья 20358 23355 14,7
Институт биомедицинской томографии 2 112 5500,0
2. Национальный научный фонд 4416 4789 8,4
Исследования 3343 3598 7,6
Образование 786 875 11,3
3. Министерство обороны 1317 1389 5,5
БАКРА* 500 519 3,8
4. Министерство энергетики управление науки 3180 3233 1,7
физика высоких энергий 712 716 0,6
Биология/окружающая среда 483 527 9,1
Фундаментальная наука 992 1004 1,2
5. НАСА 14253 14800 3,8
Космическая станция 2625 2849 8,5
Науки о Земле 1716 1573 -8,3
Биология/физика 379 714 88,4
6. Национальный институт стандартов и технологий 597 629 5,4
Программа разработки прогрессивных технологий 145 185 27,6
7. Агентство охраны окружающей среды 695 698 0,4
8. Министерство сельского хозяйства Исследовательская служба 967 1068 10,4
*
Новый институт.
** DARPA - Defence advanced research programms Agency - Агентство прогрессивных оборонных исследовательских программ.
*** Т-\ »-»
Включая передачу данных с космическом станции.
Проект бюджета, представленный президентом в конгресс, был гораздо менее щедрым, чем окончательный вариант. Расходы на многие отрасли исследований, кроме биомедицинских, в проекте предлагалось не увеличивать, а сокращать. Однако парламентарии с этими предложениями но согласились и практически по всем статьям заметно добавили средств по сравнению с ассигнованиями предыдущего года. В общем и целом государственные расходы на исследования (разработки сюда не входят) в 2002 фин. г., начинающемся с 1 октября, вырастут примерно до 100 млрд., что на 6% больше года предыдущего. По словам одного из сотрудников аппарата палаты представителей, конгрессмены, рассматривая расходы на науку в бюджетах ведомств (единого бюджета науки не рассматривается, его для справки составляет Главное ревизионное управление на основании отдельных бюджетов министерств и ведомств. - Реф.), вели себя "как покупатели в супермаркете накануне Рождества". Наибольшее внимание и наибольшую щедрость парламентарии проявили к биомедицинским исследованиям и к оборонным программам.
Биомедицина. Национальные институты здоровья (НИЗ) четвертый год подряд получают самую большую прибавку по сравнению с другими ведомствами - 3 млрд. долл., или 15% в сравнении с 2001 г. Белый дом запрашивал на 200 млн. меньше. В следующем году намечается дальнейший рост ассигнований до 27 млрд. долл., так что бюджет НИЗ удваивается каждые 5 лет. Двадцать основных институтов, входящих в НИЗ, в том числе институты онкологии, кардиологии и эндокринологии, каждый получил прибавку в размере 12-15%. НИЗ может выдать в 2002 ф.г. на 900 грантов больше, чем раньше. К тому же вступает в строй с годовым бюджетом в 112 млн. долл. новый исследовательский центр - Институт биомедицинской
томографии (Biomedical imaging). На 10% (до 110 млн.) увеличиваются средства, которые НИЗ может потратить на строительство и оборудование своих лабораторий при университетах. Показательно, что палата представителей отвергла принятое сенатом решение, обязывающее НИЗ профинансировать исследования болезни Паркинсона и методов ее лечения в объеме 143 млн. долл. Тут дело принципа. Федерация американских обществ экспериментальной биологии (Federation of american societies for experimental biology) и другие общественные группы опротестовали директиву Сената как противоречащую традициям НИЗ распределять деньги в соответствии с заявками, получившими наилучшие оценки при рецензировании (peerreview), независимо от того, к какой области исследований заявка относится. Палата представителей отвергла также предложение понизить суммы, которые грантодержатели могут тратить на зарплату, поскольку такое решение может оттолкнуть наиболее квалифицированных специалистов. В бюджете НИЗ есть две статьи, ему не подотчетные. Во-первых, 300 млн. долл. предназначены на управленческие расходы министерства здравоохранения, курирующему НИЗ. Во-вторых, 100 млн. долл. - на программу борьбы со СПИДом, малярией и туберкулезом, в которой НИЗ участвует только как один из исполнителей. При всех обстоятельствах НИЗ по объемам работ остается самой крупной в мире организацией, выполняющей биомедицинские исследования.
Оборонные исследования. В бюджете министерства обороны, насчитывающем 318 млрд. долл., на фундаментальную науку выделено 1,4 млрд., на 100 млн. больше, чем запрашивало правительство, и на 5,5% больше прошлогоднего. Еще 519 млн. ассигновано Агентству прогрессивных проектов, которое финансирует пионерные рисковые разработки в университетах и других исследовательских центрах страны (Агентство "вскормило" первые компьютеры, первые компьютерные сети, винтовку М16, беспилотные самолеты-разведчики, "умное" оружие и множество
других подобных проектов - Реф.). Примерно половина работ университетских ученых в области математики, технических дисциплин и компьютерных наук выполняется на деньги, предоставляемые Пентагоном. Конгресс также не принял предложение правительства сократить почти на 150 млн. расходы министерства энергетики на обеспечение безопасности хранения ядерных материалов в РФ и на гранты российским ученым-ядерщикам, дабы они не имели дел с такими "враждебными" странами, как Иран, Ирак, Ливия. Наконец, и НИЗ выиграет от увеличения научного бюджета министерства обороны: Национальный институт аллергии и инфекционных заболеваний получает от военных 85 млн. долл. на исследования, связанные с угрозой биотерроризма, и 70 млн. долл. на строительство и оснащение секретной лаборатории исследования опасных патогенов. По существу речь идет о работах с микробами, которые потенциально являются биологическим оружием. Парламентариям еще предстоит окончательно отработать формулировки относящихся к этим исследованиям статей бюджета, чтобы не подводить их (исследования) под излишне строгие меры секретности.
Одна из особенностей бюджета на 2002 г. - это беспрецедентно большое количество "маркировок" (earmarks - дословно - клейма, тавро), т.е. выделения определенных сумм, так сказать, "отдельной строкой". Больше всего таких "строк" в бюджете Национального института стандартов и технологии. Каждый конгрессмен и сенатор старается, чтобы штату, от которого он избран, были выделены деньги на расширение существующих и создание новых научно-исследовательских организаций. Отчасти благодаря этому общий бюджет Института вырос на 13%, до 629 млн. долл., а бюджет курируемой им Программы прогрессивных технологий - на 27%, до 185 млн. Однако ассигнования на собственно исследовательские работы увеличились всего на 3%.
Администрация Буша младшего предупреждает, что на следующий, 2003 г., в связи с трудностями экономики и растущими нуждами военных и служб безопасности дальнейшего роста бюджета науки ожидать не следует. Резко отрицательно относится правительство и к "маркировкам". Буш даже заявил, что, если их будет много, он воспользуется своим правом вето. Но, как правило, споры администрации президента и конгресса по вопросам бюджета заканчиваются победой парламентариев.
А.Н.Авдулов