Научная статья на тему '2002. 03. 025. Такала Т. Уместна ли и возможна постмодернистская этика бизнеса? Takala T. postmodern business ethics is it possible, is it relevant? Http://www. CC. Iyu. Fi. /ejbo/ - (Electronic J. of business A. organization ethics. - Helsinki, 2000. - Vol. 3, N1)'

2002. 03. 025. Такала Т. Уместна ли и возможна постмодернистская этика бизнеса? Takala T. postmodern business ethics is it possible, is it relevant? Http://www. CC. Iyu. Fi. /ejbo/ - (Electronic J. of business A. organization ethics. - Helsinki, 2000. - Vol. 3, N1) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
30
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬ / ЭТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 03. 025. Такала Т. Уместна ли и возможна постмодернистская этика бизнеса? Takala T. postmodern business ethics is it possible, is it relevant? Http://www. CC. Iyu. Fi. /ejbo/ - (Electronic J. of business A. organization ethics. - Helsinki, 2000. - Vol. 3, N1)»

2002.03.025. ТАКАЛА Т. УМЕСТНА ЛИ И ВОЗМОЖНА ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЭТИКА БИЗНЕСА?

TAKALA T. Postmodern business ethics - is it possible, is it relevant? http://www.cciyu.fL/ejbo/ - (Electronic j. of business a. Organization ethics. -Helsinki, 2000. - Vol.3, N1).

Автор определяет этику как общефилософскую дисциплину, относящуюся к правильной жизни и поведению. Приложение этой дисциплины к экономической сфере называется этикой бизнеса. С точки зрения этики модернизма, моральные поступки типичны для людей (это только животные оказываются по ту сторону добра и зла). Модернизм выдвигает на первый план следующие черты морали: 1) уникальность; 2) универсальность; 3) идею счастья и благополучия индивидов; 4) нормативность; 5) автономию. Уникальность и автономия означают, что мораль существенно отличается от других ценностных сфер жизни и не зависит от них. Нормативность выражается в том, что мораль предписывает субъекту поступать определенным образом. Требование универсальности предполагает, что моральные суждения не связаны с определенной личностью или ее ролью: все люди должны руководствоваться одними и теми же правилами. Автор предлагает следующую классификацию этических теорий модерна: 1) субъективизм; 2) объективизм; 3) интуитивизм; 4) эмотивизм.

Этика бизнеса представляет собой попытку описания и объяснения экономических явлений с точки зрения морали, включает в себя инструкции о том, как развивать практику предпринимательства, чтобы человеческие ценности находили в ней свое воплощение, исследует отношения между добром и злом в области предпринимательской деятельности с точки зрения существующих моральных теорий.

Постмодернизм рассматривается как «эпоха», «перспектива» или «новая парадигма» мышления, следующая за модернизмом. Сегодня мы живем в условиях постмодернистского общества. Сторонники постмодернизма утверждают «смерть разума». В основе постмодернизма лежат следующие основные принципы: 1) множественность значений; 2) смерть «великих сказок»; 3) фрагментарность; 4) способность к имитации; 5) растворение собственного эго; 6) перспективы вместо абсолютной истины; 7) ирония; 8) релятивизм.

Множественность значений - это отсутствие одного «правильного» значения, относящегося к какому-либо событию или процессу. С точки зрения постмодернизма, предыдущая эпоха включала в себя набор «великих сказок» - коммунизм в политической жизни,

просвещение в истории, экспрессионизм в искусстве и т.п., и все эти «измы» в новых условиях обречены на вымирание. На смену «большим сказкам» приходит множество «малых»: современная жизнь складывается из множества фрагментарных частей, каждая из которых никак не связана с другими. Если в эпоху модерна взаимодействие между отдельными частями общества казалось ясным и очевидным, то в современных условиях общество как единое целое становится непостижимым. В условиях постмодернистского общества не существует объективных ценностей: невозможно установить для всех единые моральные нормы, согласно которым каждый человек должен совершать поступки. Каждый руководствуется принципом «все позволено». Человек постмодернистской эпохи уже не подчиняется императивам, сформулированным Кантом, Гегелем, Дж.Ст.Миллем или другими «великими людьми». Этические нормы и принципы реализуются по-разному в различных субкультурах.

О.В.Летов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.