Научная статья на тему '2002. 02. 008. Комиссаров А. Ю. Криминалистическое исследование письменной речи. М. , 2000. 103 с. Библиогр. : С. 99-101'

2002. 02. 008. Комиссаров А. Ю. Криминалистическое исследование письменной речи. М. , 2000. 103 с. Библиогр. : С. 99-101 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
446
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОР / ТЕКСТОЛОГИЯ / СУДЕБНО-ПОЧЕРКОВЕДЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 02. 008. Комиссаров А. Ю. Криминалистическое исследование письменной речи. М. , 2000. 103 с. Библиогр. : С. 99-101»

2002.02.008. КОМИССАРОВ А.Ю. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ

ИССЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.-М., 2000.- 103 с. - Библиогр.: с.99-101.

В работе разбираются теоретические и методологические основы криминалистического исследования письменной речи, а также проблемы автороведческой экспертизы.

Автор формулирует следующие теоретические положения

современной методологии криминалистического исследования

письменной речи:

1)“составление и исполнение текстов формирует у автора и

исполнителя текста письменно-речевые навыки, способствует

образованию специального интеллектуального функционально-

динамического комплекса (стереотипа) в механизме реализации этих навыков;

2) речь является репрезентативным носителем свойств,

существенных для решения задач криминалистической экспертизы, а именно: индивидуальности, динамической устойчивости, вариа-

ционности и избирательной изменчивости, отражающихся в

идентификационных, классификационных и диагностических признаках’ (с.7).

Под письменной речью автор понимает совокупность коммуникативных средств, используемую автором письменного текста. Исследуемый текст должен содержать не менее 30 слов.

Научной основой судебно-автороведческой экспертизы является система знаний об условиях и закономерностях речевого поведения человека, обусловливающих индивидуальность, динами-ческую

устойчивость, вариационность его письменной речи.

Под текстом как объектом судебно-автороведческой экспер-тизы понимается совокупность предложений, связанных единством смысла, которые могут служить материалом для кримина-листического исследования свойств автора и условий составления документа.

Предметом автороведческой экспертизы являются фактические данные об авторе документа и условиях его составления.

Объектом автороведческой экспертизы является письменная речь автора (составителя) текста.

Выявляются следующие задачи экспертизы письменной речи в общей классификации криминалистических задач: 1) идентифика-

ционные задачи (определение того, является ли конкретное лицо автором

текста машинописного или рукописного документа, нескольких документов или фрагмента текста); 2) классификационные задачи

(определение особенностей социально-биологического облика автора);

3) диагностические задачи (установление условий состав-ления текста).

При идентификационном исследовании перед экспертом ставится вопрос: кто, А. или другое лицо является автором текста конкретного документа, выполненного тем или иным способом (машинописным, рукописным или полиграфическим).

Под общим признаком письменной речи автора текста понимается количество ошибок или отклонений от литературной нормы на определенный объем текста (от четырех до шести ошибок). Частные признаки делятся на синтаксические, лексико-фразеоло-гические, стилистические, формально-логические, интеллек-туальные. Образцы письменной речи бывают свободные (тексты вне связи с делом), условносвободные (тексты в связи с расследуемым делом), экспериментальные (тексты, составленные проверяемыми лицами по предложению).

К неидентификационным методам экспертизы относятся: 1) лингвистические, 2) психолингвистические, 3) социолингвисти-ческие,

4) логико-психологические.

Классификационные задачи определения пола, возраста, рода занятий или профессии автора текста наименее разработаны в криминалистическом исследовании письменной речи. Метки-дескрипторы женщин отличаются от таковых у мужчин большей мягкостью, чувственностью, меньшей степенью категоричности. Возрастные дескрипторы чаще всего делят авторов на следующие группы: детскую (до 12 лет), юношескую (13-20 лет), средне-возрастную (21-55 лет), пожилую (старше 55 лет). Родной язык автора определяется по критерию ‘правильности-неправильности’ использования тех или иных языковых средств. Род занятий или профессии автора текста устанавливается только с использованием словарей профессиональной лексики.

Автор приводит 138 лингвистических признаков намеренного искажения письменной речи, 26 психолингвистических признаков, 114 признаков нелингвистических и 13 смешанных признаков. В таблице приводятся виды намеренного искажения письменной речи у мужчин, женщин, в говорах, диалектах, по профессиям, у молодых и старых, при патологиях и т.д.

К признакам письменной речи исполнителя рукописного текста относятся два лингвистических уровня: орфографический и

пунктуационный. Под частным признаком орфографических навыков понимается устойчивое неправильное написание слова; под частным признаком пунктуационных навыков понимается устойчивое нару-шение определенного правила пунктуации.

В работе приводятся четыре этапа идентификации исполнителя рукописного текста по орфографическим ошибкам, сведенных в таблицу. Автор приводит также наиболее распространенные ошибки, допускаемые украинцами, белорусами, узбеками, казахами, азер-байджанцами -исполнителями русскоязычных текстов.

Современная криминалистическая методология предписывает эксперту исследовать лингвистические признаки исполнителя машинописного текста в следующих трех группах: 1) орфогра-фической (10 признаков), 2) пунктуационной (10 признаков) и 3) семантической (10 признаков). К нелингвистическим признакам идентификации исполнителя машинописного текста относятся структурнокомпозиционные признаки (размер и форма линии полей, размещение заглавий, пагинация и т.д.) и функциональные признаки (знаки, символы, транскрипции, аббревиатуры и т.д.). К признакам умения относятся письма‘ ‘в разрядку’, возврат каретки, перевод регистра.

В заключении монографии рассматриваются комплексные проблемы изучения письменной и устной речи в кримина-листической экспертизе, а также процессуальные и организационные вопросы проведения и назначения криминалистической экспертизы письменной речи.

Ф.М.Березин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.