2002.01.055 ЛАТУЛИППЕ Д., ТЕРНЕР Д. РАБОТАЮЩИЕ ПЕНСИО-НЕРЫ И ПЕНСИОННАЯ ПОЛИТИКА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ.
LATULIPPE D., TURNER D. Parital reirement and pension policy in industrial countrier // Intern. labour rev. — Geneva, 2000. — Vol. 139. - N 2. -P. 179-195.
Статья Дениса Латулиппе - главного актуария администрации Пенсионного фонда Квебека, бывшего сотрудника МОТ и Джона Тернера, бывшего сотрудника Департамента социального обеспечения МОТ, посвящена исследованию политики пенсионного обеспечения работающих пенсионеров в развитых странах.
Большинство работающих по найму в развитых странах занято полное рабочее время до выхода на пенсию, а затем полностью прекращают работу, отмечается в статье. Участие в рабочей силе мужчин в возрасте от 60 до 64 лет в развитых странах снизилось примерно до 50% в 1990 г. против 82% в 1950 г. (с. 180).
Вместе с тем за последние годы наметилась тенденция к переходу на неполную занятость лиц пенсионного возраста.
Первой страной, принявшей в 1973 г. Закон о пенсиях для работающих пенсионеров (но только для достигших возраста 67 лет) была Норвегия. По мнению авторов, в настоящее время значительное число людей работают неполное рабочее время, прежде чем уйти на отдых по возрасту, даже после того, как они получили право на полную пенсию (с. 179).
Переходный период от получения пенсионного статуса до полного прекращения работы может быть сопряжен с изменением характера труда, в том числе с началом работы на собственный счет (самостоятельная занятость), со сменой работодателя. Возможна также работа на том же рабочем месте, но на режиме неполного рабочего времени.
В США половина работающих пенсионеров занята неполную рабочую неделю (с. 179). В некоторых странах, например в Германии и Швеции, переходный период может означать работу полную рабочую неделю, но неполный рабочий год, т.е. несколько месяцев в году. Поправки 1996 г. к Закону о реформе пенсионного обеспечения 1992 г. в Германии позволяют перемежать работу полный рабочий день или даже два с последующим равным по продолжительности отдыхом (с. 192).
В США свыше 1/3 лиц пенсионного возраста, работающих неполное рабочее время, было занято от 1200 до 1600 часов в год. Это эквивалентно работе три или четыре дня в неделю. Только 36% лиц этой возрастной категории работали меньше. чем на половину ставки (с. 180).
В западноевропейских странах лица пенсионного возраста заняты меньшее число часов, чем в США. При этом работа неполное время не всегда обусловлена выбором самого пенсионера, а вызвана невозможностью найти работу на полную рабочую неделю.
Сочетают работу с получением пенсии значительная часть занятых в возрасте 60-64 лет. В Швеции их доля достигает, как отмечается в статье, 63%, а в США - 33% (с. 180).
В этой же возрастной группе были заняты полное рабочее время и получали пенсию, по крайней мере 5% в Швеции и 7% в США (с. 181). Однако основное внимание авторы уделяют именно преимуществам и недостаткам работы пенсионеров в режиме неполной занятости.
Занятость в течение неполного рабочего времени облегчает пенсионерам психологическую адаптацию к ситуации, связанной с полным прекращением работы. Укороченная рабочая неделя дает возможность постепенно сформировать новый стиль жизни в условиях большего свободного времени и снижения дохода. Переходный период, как считают авторы статьи, благоприятно сказывается на здоровье работающих пенсионеров.
Выигрывают и работодатели, поскольку при неполной занятости повышается трудовая дисциплина и сохраняются квалифицированные кадры. Выигрывает также система социального обеспечения, если пенсии работающим пенсионерам выплачиваются в неполном размере.
Во Франции предпринимались попытки сочетать программы неполной занятости с задачей сокращения безработицы. Однако, по мнению экономистов, более эффективным для борьбы с безработицей могут быть меры по финансированию профессиональной подготовки и переподготовки рабочей силы, а также меры по упрощению процедуры найма и увольнения.
Неполная занятость пенсионеров имеет и отрицательные стороны. Она может быть связана с нарушением прав наемных работников, если она сопряжена с принудительным переводом на неполную рабочую неделю, или на ниже оплачиваемую работу, с лишением социальных льгот, предоставляемых только работающим полное рабочее время. Сам выход на работу связан с дополнительными расходами. Большинство
работающих в связи с этим предпочитают укороченному рабочему дню укороченную неделю с полными рабочими днями.
Для администрации предприятия или учреждения перевод части работающих на неполное рабочее время связан с дополнительными затратами по укомплектованию рабочих мест и с усложнением бухгалтерской отчетности. Эти проблемы легче решаются на фирмах с числом занятых более 50 человек, где проще перераспределять нагрузки и достичь экономии на накладных расходах.
В развитых странах существует три вариант политики разрешения или поощрения неполной занятости лиц пенсионного возраста.
Первый вариант предусматривает необходимость проверки уровня доходов пенсионеров и возможность выплаты пенсий в неполном объеме.
Второй - выплату полной пенсии без проверки уровня дохода.
Третий вариант означает выделение в особый статус работающих пенсионеров с правом получения неполной пенсии без проверки и ограничения общего дохода.
Первый вариант (с проверкой уровня дохода) практикуется в США для лиц в возрасте от 62 до 65 лет и в Японии в возрастном интервале от 60 до 65 лет. Реформа социального обеспечения 1994 г. в Японии сделала возможным выделение работающих пенсионеров в особую категорию и получение ими неполной пенсии без проверки дохода, т. е. разрешение применения третьего варианта (с. 193).
Второй вариант - получение полной пенсии без проверки доходов применяется в США для работающих, начиная с 70-летнего возраста и в Японии для тех, кто продолжает работу в возрасте 65 лет и старше.
В Германии такое правило введено Законом 1992 г. о пенсионной реформе для женщин, достигших возраста 62 лет и для мужчин от 65 лет (с. 182).
В Канаде начиная с 60 летнего возраста пенсия выплачивается без контроля над доходами.
Третий вариант, предусматривающий особые правила получения неполной пенсии работающими пенсионерами, действует во Франции и Нидерландах начиная с 5 5-летнего возраста; в Германии на основании поправок 1996 г. к Закону о реформе пенсионного обеспечения 1992 г. третий вариант охватывает женщин в возрасте 60-62 лет и мужчин в возрасте 63-65 лет; в Швеции - с 60 лет и в Норвегии - с 67 лет.
Первый вариант привлекателен для низкооплачиваемых категорий. Он позволяет таким пенсионерам работать большее число часов до
достижения разрешенного максимального дохода или получать пенсию без сокращения рабочего времени. В США и в ряде других стран проверка уровня доходов обычно не служит препятствием для работы женщин, поскольку неполная занятость больше распространена среди женщин и в среднем они получают меньшую зарплату за час работы.
Для мужчин-пенсионеров ограничение дохода определенным максимумом (свыше 10 тыс. долл., индексируемых на инфляцию) может служить серьезным стимулом для прекращения работы. Для тех, кто теряет 50 центов на каждый доллар, заработанный сверх установленного максимума, это означает дополнительный 50%-ный подоходный налог сверх обычных налогов (с. 186, 193).
Еще одним основанием для прекращения работы лицами пенсионного возраста может быть тот факт, что получение пенсии и зарплаты может отрицательно сказаться на размере пенсии после прекращения работы. Это происходит в том случае, если получение пенсии связано с прекращением взносов в пенсионный фонд, за счет которых увеличивается реальный размер пенсии. После прекращения уплаты взносов пенсия увеличивается только номинально пропорционально повышению общего уровня цен.
Положение исправлялось, как полагают авторы, если работающие пенсионеры продолжают делать взносы в пенсионный фонд или предпочтут не получать пенсии до полного прекращения работы.
Проблемы размера пенсии после прекращения работы не возникает, если получение пенсии работающим пенсионером не связано с предоставлением сведений о доходах или если работающие пенсионеры обладают особым статусом и получают неполную пенсию. Полная пенсия оказывается меньше в рамках таких систем лишь в случае выхода на пенсию раньше достижения полного пенсионного возраста.
Вознаграждение работающих пенсионеров также связано с правилами получения профессиональной пенсии из средств работодателя.
В США пенсионное законодательство разрешает работодателям исключать из своих пенсионных программ тех, кто занят менее 1 тыс. часов в год. Было время, когда пенсионное законодательство разрешало работодателям исключать из своих пенсионных программ вновь принятых на работу, если до достижения нормального пенсионного возраста им оставалось менее пяти лет. Однако за последние годы в США были приняты поправки к Закону о запрещении дискриминации в сфере
занятости по возрасту, которые усилили защиту прав работающих старших возрастов, запретив, в частности, принудительное увольнение лиц любого возраста в большинстве профессий.
В Нидерландах Законом 1994 г. работодателям запрещено исключать из программ профессиональных пенсий, занятых неполное рабочее время.
Законы о запрещении дискриминации по возрасту были приняты в Канаде и Франции.
В Канаде работодатели не вправе отказать в участии в пенсионных программах лицам, занятым неполную рабочую неделю, если для лиц их профессии, работающих полное время, такие программы существуют. Однако канадский Закон запрещает одновременно получать пенсию и продолжать работать, платить взносы в пенсионный фонд и таким образом увеличивать размер своей пенсии.
В Японии до сих пор ограничены пенсионные права работающих неполную рабочую неделю. В Бельгии не разрешается выплачивать пенсии лицам, продолжающим работать у того же работодателя, если эти работы не связаны с обучением или шефством над молодыми рабочими.
В ряде стран участие в рабочей силе старших возрастов ограничивается коллективными соглашениями. В Швеции, например, такие соглашения запрещают работать лицам старше 65 лет в профессиях, охваченных профсоюзными организациями.
Крупные изменения в пенсионной системе Швеции должны произойти в 2001 году. Одна из целей состоит в том, чтобы размер пенсий в большей степени зависел от накопленной суммы, выплаченной в форме взносов в пенсионный фонд. Предполагается также отмена правила обязательного прекращения работы по достижении возраста 67 лет.
Возможность продолжать работу и получать неполную пенсию помимо Швеции, существует и в других скандинавских странах в Норвегии, Финляндии и Дании. Однако, законодательство в этих странах не обязывает работодателя предоставлять пенсионерам работу на неполное рабочее время по их просьбе.
В заключение авторы подчеркивают, что работающие пенсионеры чутко реагируют на изменение в размерах получаемой зарплаты и пенсий.
Многие страны разрешают платить взносы в пенсионный фонд и увеличивать свою пенсию и после достижения полного пенсионного возраста. Это является мощным стимулом для продолжения работы.
Авторы сомневаются в целесообразности ограничений на доходы работающих пенсионеров, получающих пенсии. Предпочтительнее, по их мнению, является практика взимания налогов со всего дохода, включая пенсию (с. 194).
В целом в развитых странах преобладает тенденция изменения законодательства с целью поощрения пенсионеров продолжать работу.
Е.В.Клинова